Опыт работы на тему: «Нетрадиционная техника рисования — пальчиковая палитра. Пальчиковая гимнастика

При изучении развивающих занятий для детей от 5 месяцев , среди игр мне встретилось рисование . Сначала я удивилась, неужели в таком малом возрасте ребенку уже можно рисовать , и получится ли у него ?! Но ближе к 6-ти месяцам ребенка, я так загорелась этой идеей, что решила провести урок творчества с моим малышом и посмотреть, понравиться ли ему такое раннее рисование. А рисование это необычное – пальчиковое.

«Лучше один раз увидеть…». Давайте посмотрим видео о том, как рисуют дети пальчиковыми красками от 3 до 6 месяцев.

Мои страхи первого рисования были развеяны: краски безопасные, и очень легко делаются из того, что всегда имеется в арсенале на кухне; минимум предметов для творчества; сын довольный и увлеченный, под присмотром у мамы; мама счастлива отдыхом и занятием с ребенком – все замечательно. Но на практике возникли небольшие трудности…

Давайте рассмотрим все по порядку.

Что необходимо для пальчикового рисования:

— удобное место для рисования;

— краски;

— бумага или поверхность для рисования;

— кисточки (не обязательно);

— влажные и сухие салфетки;

— фотоаппарат;

— хорошее настроение.

1. Техника пальчикового рисования


Наши первые шедевры:)

Существуют различные техники рисования пальчиковыми красками . На этом сейчас детально не будем останавливаться. Для первых попыток, и пока ребенок совсем маленький, как мне кажется, будет достаточно импровизации в рисовании детскими ручками .

Перед вами (ребенком сидит на коленях или размещается на полу на животике) лежит бумага или поверхность для рисования, рядом находится блюдечка или баночки с красками. Если ребенок еще сам хорошо не сидит, то поддерживайте обязательно его под ручками . Для первых уроков рисования с ребенком в 6 месяцев будет достаточно 1-2 цветов. Макайте ручки и пальчики ребенка в краску и рисуйте: попытайтесь поставить отпечатки ладошек и пальчиков малыша; пусть кроха сам повозит и постучит ручкой по бумаге; нарисуйте ребенку несложные геометрические фигуры и линии кисточкой и т.д.

2. Удобное место для рисования

Почему это важно? Первый раз мы рисовали на полу, застеленным пеленкой, а сверху листы белой бумаги.


Так было у нас:)

Сыну на полу в положении лежа на животике и, когда мама, в основном, манипулирует ручкой, не очень понравилось. Он еще уверенно не сидел, но активно делал попытки. Поэтому ему понравилось в положении сидя на полу или у меня на коленках, а также пытался рисовать стоя на ножках. В 2-х последних случаях, нужно было наклоняться вперед или набок и мне и сыну — это не очень удобно, а мне еще и придерживать сына — быстро устают руки.

Выводы:

Если вы больше любите играться на животике, то тогда спокойно размещайтесь на полу. Можно ребенку под ручки подложить валик из полотенца, так ему будет удобней и легче.

— если вы уже пытаетесь садиться или садитесь, любите стоять, то вам, возможно, больше подойдет рисование за столом (детским или взрослым). Мы с сыном также пробовали рисовать на высокой коробке, но снова-таки, это неудобно, так как некуда девать ножки.

В любом случае, не с первого раза, но вы обязательно найдете, удобное для вас с малышом, положение для рисования ручками .


Вот что у нас получилось.

3. Пальчиковые краски

Я использовала следующий рецепт приготовления пальчиковых красок : 3­ст.л. соли, 1­ст.л. подсолнечного масла, 3 ст.л. воды, пищевые красители, мука.

Смешиваем миксером или ложкой перечисленные ингредиенты, подсыпая муку до консистенции густой сметаны, разливаем по баночкам и в каждую постепенно добавляем красители и, помешивая, доводим краски до нужного нам цвета. Хранить самодельные пальчиковые краски лучше в холодильнике.

Еще один рецепт: половина стакана кукурузного или картофельного крахмала, 50 грамм сахарного песка, 1/2 чайной ложки мелкой поваренной соли, 400 мл. холодной воды.

Все тщательно перемешайте, поместите в кастрюлю и доведите до кипения. Уменьшив огонь, варите смесь около 20 минут, постоянно помешивая, чтобы не образовались комочки. После этого пусть смесь остынет, но периодически продолжайте помешивать её. После того, как смесь остынет примерно до температуры тела, разлейте краску по баночкам и добавьте в каждую жидкий пищевой краситель нужного цвета.

Важно! Следите за тем, чтобы ребенок не ел краски. Не смотря на то, что они домашние, но все равно содержат пищевые красители, большое количество соли и сахара, а это ребенку не очень полезно. Но если ваш кроха сунет пальчик в ротик, испачканный в краске, то это не должно принести никакого вреда для его здоровья. Наши пальчики во рту побывали:)

Нам очень понравилось играться не только красками, но и баночками с ними.

4. Бумага или поверхность для рисования

Бумага, как мне кажется, лучше белая и плотная, но все зависит от вашей фантазии в рисовании. Можете попробовать и цветную, черновики, газеты, обои и т.д.

Поверхность для рисования: плитка в ванной, крышки от коробок, альбом с детскими фотографиями, дневник малыша т.д.

5. Кисточки

Ребенок кисточками рисовать, скорей всего, не будет. Кисточки больше для мамы — нарисуйте ребенку пару кривых линий, смешные гримасы, простые геометрические фигуры и т.д. Ребенку будет интересно наблюдать за движением кисти в ваших руках и рисунком. Моего сына кисточки привлекали. Он сам брал их в ручку, бросал и ловил, когда они пытались от него укатиться. Пытался засунуть в ротик. В общем, я их не зря взяла:)

6. Влажные и сухие салфетки.

Я использовала и те и те. Чистыми мы все равно не были, но мелкие погрешности мы вытирали: когда краска куда-то не туда текла или что-то падало.

7. Фотоаппарат

С маленьким ребенком такая вещь всегда должна быть под рукой. Все самые интересные фотографии – это неожиданные и непостановочные моменты. В случае пальчикового рисования будет, что фотографировать. Поверьте:) Поэтому заранее подготовьте камеру.

8 . Хорошее настроение

Хорошее настроение должно быть и у вас и у ребенка. Не расстраивайтесь, если все сложилось не так, как вы хотели или игра длилась 5 минут. Каждый ребенок индивидуальный, ему и вовсе может не понравится рисовать. Тогда отложите это до следующего раза. Наслаждайтесь временем вместе с малышом. Поиграйте баночками или бумагой, с кисточками и игрушками, которые пришли рисовать вместе с вашим малышом. У нас так и было. Рисования в том смысле, в котором мы его, взрослые, знаем, не было. Это была игра с предметами, которые присутствовали во время развивающего занятия с малышом. Но и конечно же, поразмазывали краску по бумаге, ощутили ее в ручках и на теле и пошли купаться:)

Рисовать лучше в той одежде, которую вам не жалко. Она потом отстирается, но придется после развивающего занятия с малышом переодеться. Если ребенок будет голенький, то придется его купать полностью. Мой сын, в первый раз, был одет до пояса, поэтому пальчиковое рисование плавно переместилось в ванную. Кстати, там мы тоже весело провели время. Поэтому, возможно, для Вас будет удобней, играться перед вечерним купанием.

Я теперь понимаю, почему детки любят играться едой и размазывать ее по столу. Для нас взрослых — это бардак, а для них – творчество. Поэтому можно играться еще и с едой, с детским пюре, например. Но не в месте кормления и когда ребенок не голодный.

Какой был первый опыт рисования у вас? В каком возрасте? Если есть дополнения, пишите в комментариях под статьей.

Удачных развивающих занятий с вашим 6-ти месячным ребенком! Улыбок, хорошего настроения и замечательных воспоминаний.

(Visited 4 407 time, 2 visit today)

Вас все учат жить?! Знание – сила! Читайте нас! Будьте умной, уверенной и счастливой!

Опубликовано в ,
Помечено ,

Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют ее ра

В. М. Бехтерев.

Известный педагог Сухомлинский сказал «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев». Хотя задолго до этого наши наблюдательные предки заметили, что разминание, поглаживание и движение пальчиков влияют на умственное и речевое развитие малыша. И играли с детьми в «Ладушки» и «Сороку-белобоку». И мы до сих пор играем. И, возможно, даже не осознаем, что занимаемся таким образом с ребенком пальчиковой гимнастикой.

Пальчиковая гимнастика - это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры - это упражнения пальчиковой гимнастики. Наряду с такими технологиями,как Су-джок терапия и пескотерапия пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики.

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Какое действие оказывает пальчиковая гимнастика:

  • Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг.
  • Прежде всего мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры - самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей, возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон. У всех детей с отставанием в речевом развитии пальчики малоподвижны и их движения неточны и несогласованны. Соответственно, тренировка движений пальцев рук стимулируют развитие речи малышей.
  • Пальчиковая гимнастика развивает умение малыша подражать взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность ребенка да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Ведь играть в пальчиковые игры не только полезно, но интересно и весело.
  • Пальчиковая гимнастика учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень и очень важное умение! И нам, родителям, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.
  • Когда малыш начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнения из пальчиковой гимнастики - это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой. Кроме этого, таким образом он сможет усилить контроль за своими движениями.
  • В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша.
  • С помощью пальчиковых игр можно развить фантазию и воображение ребёнка. Ведь руками можно «рассказывать» целые рассказы. Сначала пример покажет мама или папа, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории».
  • После всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма.

Тренировку пальцев рук можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.

С десятимесячного возраста можно начинать активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей. Нужно вовлекать в движение все пальчики.

Самыми первыми пальчиковыми играми для малыша могут стать следующие упражнения:

Сорока.
При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки:
- Сорока-белобока
- Кашку варила,
- Детишек кормила.
Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.
- Этому дала,
- Этому дала,
- Этому дала,
- Этому дала,
- Этому дала.

или, как вариант:

Этому не дала:
- Ты воды не носил,
- Дров не рубил,
- Каши не варил -
- Тебе ничего нет!
При этом большой палец не загибается.

ЗамОк!
Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:
- На двери висит замок.
- Кто его открыть бы мог?
- Постучали,
На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы
- Покрутили,
Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их .
- Потянули
Тянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.
- И открыли!
Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.

Ягодки
Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ.

С ветки ягодки снимаю
Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.
- И в лукошко собираю.
Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.
- Будет полное лукошко.
Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.
- Я попробую немножко.
- Я поем еще чуть-чуть.
Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.
- Легким будет к дому путь!
Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.

Рыбки
Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.

- Рыбки плавали, ныряли
- В чистой тепленькой воде.
- То сожмутся,
На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.
- Разожмутся,
Пальчики сильно растопыриваются в стороны.
- То зароются в песке.
Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок.

Для детей постарше можно применять следующие упражнения:

ЩЕЛЧОК

Один щелчок,

Другой щелчок

– Я так смогла,

И ты так смог!

Кончик указательного пальца правой руки сильно вдавить в подушечку большого пальца. Остальные пальцы поднять вверх.


ЛАПКИ

Стоит на задних лапках кот,

И в гости мышек он зовет.

Показывает лапки,

А лапки – цап-царапки!


Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному Произносить громко «мяу!» несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой. В заключение провести занятие двумя руками.

Указательный палец резким движением вперед делает сильный щелчок в воздух (несколько раз). По аналогии выполнять щелчки средним, безымянным пальцами и мизинцем.

Жук сидит на веточке. Вы не бойтесь, деточки. Попробуйте-ка сами Пошевелить усами!


Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Пошевелить «усами».


КОМАРИК

Комарик летит,

Комарик пищит,

Не нравится нам

Его аппетит!


Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед – это «хоботок», которым «комарик» пытается «укусить». Мизинец и большой палец, расслабив, опустить вниз – это «лапки».


ЩЕНОК

Крутит хвостиком щенок

– Увидал в саду цветок.


Вытянуть указательный палец правой руки и вращать им, затем то же самое – пальцем левой руки.


ВЕРТОЛЕТ


Вверх взлетает вертолет,

Будь внимательным, пилот!

Четыре пальца левой руки, кроме большого, сжать в кулак. Большой палец поднять вверх и выполнять круговые движения.

Вертолет лети, лети,

Лопасти быстрей крути.


Пальцы обеих рук, кроме указательных и больших – в положении плетеной корзинки. Указательные пальцы выдвинуть вперед и соединить их подушечками (получается «хвост вертолета»).

Ножки

Вот бегут босые ножки

Прямо к речке по дорожке


Указательный и средний пальцы правой, затем левой руки «ходят» по столу.

Пальчиковая гимнастика — это инсценировка каких-либо рифмованных историй или сказок при помощи пальцев. Благодаря регулярным занятиям пальчиковой гимнастикой развивается , которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, чувства ритма, но и подготавливает ребенка к и письму. Пальчиковой гимнастикой можно заниматься с самого рождения! Эти 9 простых и полезных игр для разного возраста обязательно понравятся вашему малышу.

Пальчиковая гимнастика для самых маленьких

Сорока-белобока

Сорока-белобока кашку варила, деток кормила: (взрослый делает круговые движения пальцем на ладошке ребенка)

Этому дала (загибаем мизинчик ребенка)

Этому дала (загибаем безымянный пальчик ребенка)

Этому дала (загибаем средний пальчик ребенка)

Этому дала (загибаем указательный пальчик ребенка)

А этому не дала (держим большой пальчик ребенка)

Ты дров не рубил, воду не носил, печку не топил, кашу не варил — нет тебе кашки!

Этот пальчик

Этот пальчик — дедушка (массируем большой пальчик ребенка);

Этот пальчик — бабушка (массируем указательный пальчик ребенка);

Этот пальчик — папочка (массируем средний пальчик ребенка);

Этот пальчик — мамочка (массируем безымянный пальчик ребенка);

Этот пальчик — я (массируем мизинчик ребенка);

Это вся моя семья! (сжимаем и разжимаем кулачок)

Твоя ладошка

Твоя ладошка — это пруд,

По ней кораблики плывут (медленно водить согнутым указательным пальцем по ладошке малыша, рисуя волну)

Твоя ладошка, как лужок,

А сверху падает снежок (дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки ребенка)

Твоя ладошка, как тетрадь,

В тетради можно рисовать (указательным пальцем «нарисовать» кружек и др.)

Твоя ладошка, как окно,

Его помыть пора давно (потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак)

Твоя ладошка, как дорожка,

А по дорожке ходят кошки (осторожно переступать пальчиком или пальцами по ладошке малыша)

Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста

Имена для пальчиков

Пять пальцев на руке своей

Называть по имени сумей.

Первый палец — боковой (ребенок держит большой пальчик)

Называется Большой.

Палец второй —

Указчик старательный (ребенок держит указательный пальчик)

Не зря его называют Указательный.

Третий твой палец

Как раз посредине (ребенок держит средний пальчик)

Поэтому Средний дай ему имя.

Палец четвертый зовут Безымянный (ребенок держит безымянный пальчик)

Неторопливый он и упрямый.

Совсем как в семье

Братец младший любимец (ребенок держит мизинец)

По счету он пятый,

Зовется Мизинец.

На прогулку

Пошли пальчики гулять (пальцы рук сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу)

А вторые догонять (ритмичные движения по столу указательных пальцев)

Третьи пальчики бегом (движения средних пальцев в быстром темпе)

А четвертые пешком (медленные движения безымянных пальцев по столу)

Пятый пальчик поскакал (ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами)

И в конце пути упал (стук кулаками по поверхности стола)

Что я делала?

В понедельник я стирала (кулачки трём друг о друга),

Пол во вторник подметала (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)

В среду я пекла калач (печём «пирожки»),

Весь четверг искала мяч (правую руку подносим ко лбу и делаем «козырёк»),

Чашки в пятницу помыла (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки),

А в субботу торт купила (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев).

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рождения (машем ладошками к себе).

Пальчиковая гимнастика для детей младшего школьного возраста

Сколько птиц?

Сколько птиц к кормушке нашей прилетело? (ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Мы расскажем: (на каждое название птицы загибают по одному пальцу)

Две синицы, воробей

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пёстрых пёрышках.

Всем хватило зёрнышек (опять сжимают и разжимают кулачки).

Замок

На двери висит замок —

Кто его открыть бы смог? (быстрое соединение пальцев в замок)

Потянули… (тянем кисти в стороны)

Покрутили… (волнообразные движения)

Постучали… (пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями)

И открыли! (пальцы расцепились)

Семь сыновей

У Маланьи, у старушки (хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху)

Жили в маленькой избушке (сложить руки углом, показывая «избушку»)

Семь сыновей (показать семь пальцев),

Все без бровей (очертить брови пальцами),

Вот с такими ушами (ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам),

Вот с такими носами (показать длинный нос, поставив ладони с растопыренными пальцами друг за другом),

Вот с такой головой (очертить большой круг вокруг головы),

Вот с такой бородой (показать руками большую бороду)!

Они не пили и не ели (одной рукой поднести ко рту «чашку», другой — «ложку»)

На Маланью все глядели (держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами)

И все делали вот так… (Дети показывают загаданные действия только при помощи пальцев).

Фото: Sergey Novikov/goodmoments/Elena Vasilchenko/Shutterstock.com

Для каждого родителя, несомненно, важно развитие его ребенка. Важно, чтобы развитие было равномерным и своевременным. Известно, что все психические процессы взаимосвязаны между собой и очень часто развиваются в комплексе. Даже сами упражнения и игры подразумевают одновременное развитие нескольких процессов. К таким упражнениям относится также и пальчиковая гимнастика.

При ее выполнении не только происходит развитие тонкой моторики и коордницанионных действий пальцев рук, но и совершенствуется речь. Этот процесс наиболее необходим в старшем дошкольном возрасте, ведь речь в этот период нуждается в повышенном внимании со стороны взрослых. В этом возрасте особенно нужно расширять словарный запас ребенка, переводить пассивный словарь в активный, следить за правильностью произношения и т. д. Давайте разберемся, чем же все-таки так хороша и полезна пальчиковая гимнастика для детей старшей группы.

Что это такое?

Пальчиковая гимнастика - это комплекс в основу которых положена инсценировка текстов различной сложности (стихи, потешки, рассказы и т. д.) при помощи пальцев рук. Эти упражнения имеют комплексное развивающее воздействие, так как совершенствуют не только речевую деятельность, но и всю высшую нервную деятельность (ВНД) в целом. Данный вид гимнастики крайне полезен детям, имеющим отставание в развитии.

Чем полезны пальчиковые игры?

Такие упражнения оказывают положительное влияние на мышление ребенка. В процессе выполнения движений и проговаривания текста увеличивается работоспособность коры больших полушарий и стимулируются необходимые для мышления зоны.

Пальчиковая гимнастика развивает также и эмоционально-волевую сферу ребенка. Благодаря этому ребенок учится подражать действиям взрослых, понимать инструкции, заставлять себя выполнять необходимые действия, вслушиваться в речь взрослых, понимать ее и самостоятельно проговаривать текст. Кроме того, этот прием можно использовать для создания благоприятной атмосферы, для знакомства с ребенком или в качестве организационного момента перед занятием.

Также у детей развивается внимание, в частности произвольное. Это умение очень поможет вашему ребенку в школе, ведь благодаря произвольному вниманию ребенок сможет целенаправленно овладевать школьной программой.

Как мы уже поняли, при использовании пальчиковых игр развивается речь. Когда ребенок просто слушает ваше сопровождение, это помогает ему воспринимать правильную литературную речь на слух и понимать смысл фраз. Этот навык окажется полезным в школе, когда необходимо будет анализировать стихотворения. А вот когда ребенок будет сам проговаривать текст сопровождения, это поможет сделать речь ясной, красивой, ритмичной и яркой.

Память во время данных упражнений также развивается, поскольку ребенку необходимо запомнить положение пальцев рук, порядок движений и текст.

Кроме того, затрагиваются такие процессы, как фантазия и воображение, ведь необязательно придерживаться определенного текста, можно и самим придумывать целые истории, показывать пальчиковые представления.

В процессе регулярного использования пальчиковой гимнастики движения пальцев рук ребенка становятся более координированными, увеличивается объем движений, сами пальчики становятся крепкими и сильными, а это поможет в дальнейшем при овладении письмом.

Механизм воздействия пальчиковой гимнастики на головной мозг

Показатель сформированности речи ребенка всегда связан со степенью развития пальцевой моторики. Можно диагностировать уровень речевого развития лишь посмотрев на то, как ребенок выполняет пальчиковые упражнения. Известно, что у детей с отставанием в развитии речи пальчики рук слабые, малоподвижные, а их движения неточные и несогласованные.

При выполнении ребенком ритмических движений пальцами усиливается слаженная работа лобных и височных (зона Вернике) отделов мозга, то есть речевые зоны развиваются благодаря импульсам, которые поступают от пальцев рук. Выполнение упражнений приводит к возбуждению в речевых зонах.

В коре головного мозга двигательные и речевые центры — самые ближайшие соседи. При выполнении движений пальчиков и кистей возбуждение от двигательного центра переходит на речевые центры коры, что приводит к внезапному повышению работоспособности речевых зон.

Можно с уверенностью сказать, что тренировка при помощи пальчиковой гимнастики содействует речевому развитию детей.

Пальчиковая гимнастика в старшем дошкольном возрасте

Интенсивное развитие устной речи начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают своей зрелости. В. М. Бехтерев всегда указывал на взаимосвязь развития ручной моторики и речи.

В каждом возрасте мелкая имеет характерные черты, и Е. М. Мастюкова описала их следующим образом:

  1. В 1-2 года ребенок может держать до двух предметов в одной руке, выполнять определенные рисунки карандашом, переворачивать картонные страницы детских книг, ставить кубики в виде башни, один на один, складывать пирамидку.
  2. В 2-3-летнем возрасте ребенок уже способен открывать ящик и высыпать его содержимое, играть с такими материалами, как песок и глина, рисовать узоры пальцами, нанизывать бусы, строить более сложные фигуры из кубиков. Также ребенок более уверенно держит карандаш пальцами.
  3. С 3 до 5 лет ребенок уже рисует цветными мелками, способен сложить бумагу, делает поделки из пластилина, определяет предметы в мешке тактильным способом, может самостоятельно зашнуровать ботинки.

Однако развитие двигательных функций не останавливается в 5 лет, оно продолжается до 6-7 летнего возраста, а то и вовсе не прекращается, ведь даже взрослые люди могут совершенствовать свою мелкую моторику с помощью вышивания, плетения из бисера и прочего.

Можно сделать заключение, что заниматься с ребенком пальчиковой гимнастикой можно уже с одного года жизни, но наиболее подходящий для этого возраст - это старший дошкольный.

Виды пальчиковой гимнастики

Пальчиковая гимнастика для старшей группы подразумевает выполнение трех групп упражнений:

  1. Упражнения для кистей рук, которые содействуют развитию подражательной способности, напрягают и расслабляют мышцы кисти, учат сохранять статическое положение и переключаться с одного положения на другое.
  2. Статические упражнения для пальцев требуют более точных движений.
  3. Динамические упражнения для пальцев вырабатывают дифференцированную координацию движений.

Для детей старшей группы пальчиковая гимнастика может подразделяться на пассивную и активную. Пассивная хорошо подходит для начального подготовительного этапа работы, а также пригодится в работе с безречевыми детьми. В нее входит массаж кистей и пальцев рук. Он не должен доставлять детям какие-либо неприятные ощущения, поскольку подразумевает в основном поглаживания и легкое массирование. Массаж предназначен для подготовки и разогревания мышц рук. Его можно использовать в качестве приема для налаживания психоэмоционального контакта с ребенком в процессе вступительной беседы. Однако здесь нужно быть очень осторожным, чтобы не спугнуть ребенка, потому что не все дети позволяют прикасаться к себе чужим людям.

Активная пальчиковая гимнастика для старшей группы включает в себя описанные выше группы упражнений.

Также пальчиковую гимнастику по содержанию можно разделить на соответствующие разновидности:

  1. Игры-манипуляции типа "Сорока-белобока", "Мы делили апельсин", "Моя семья". С их помощью у ребенка развивается воображение, так как нужно представлять вместо пальчиков другие образы.
  2. Сюжетные пальчиковые игры. Можно применять самые различные темы и придумывать мини-истории.
  3. Пальчиковые типа "Кулак-ребро-ладонь", "Ухо-нос", в которых необходимо менять положения рук под заданный темп.
  4. Пальчиковые упражнения с элементами массажа, где используют такие приемы, как разминка, растирка, давление, щипание (от периферии к центру).
  5. Пальчиковые упражнения со звуковым сопровождением, в качестве которого могут выступать отдельные звуки и слоги, потешки, рассказики или стихотворения.

Цель пальчиковых упражнений

Цель пальчиковой гимнастики в старшей группе - борьба с умственной усталостью, снятие напряжения артикуляционного аппарата, повышение тонуса организма и общий оздоравливающий и развивающий эффект.

Задачи пальчиковых игр

Среди задач, которые реализуются в процессе применения пальчиковой гимнастики, можно назвать следующие:

  1. Интенсивное развитие речи.
  2. Коррекция речевых нарушений.
  3. Подготовка руки к овладению навыком письма.
  4. Развитие ВПФ.
  5. Развитие эмоционально-волевой сферы.

Правила и техника выполнения упражнений

При проведении пальчиковой гимнастики с детьми следует придерживаться конкретных правил:

  1. Включать в гимнастику все виды упражнений и отрабатывать последовательно все упражнения, начиная с первой группы.
  2. Игровые манипуляции должны постепенно усложняться.
  3. Для начала игры необходимо желание самого ребенка.
  4. Нельзя применять гимнастику, если вы сами утомлены и у ребенка плохое самочувствие.
  5. Непозволительно утомление ребенка в процессе игры.

Как и в любой деятельности, в проведении пальчиковой гимнастики для старшей группе детского сада имеется определенная последовательность этапов:

  1. Сначала воспитатель просто демонстрирует ребенку игру.
  2. Далее воспитатель показывает игру на пальцах ребенка.
  3. Педагог и ребенок выполняют движения вместе, при этом взрослый сам проговаривает текст сопровождения.
  4. Ребенок осуществляет действия самостоятельно при необходимой помощи со стороны воспитателя, который говорит слова.

Методика проведения пальчиковой гимнастики в этом возрасте также имеет свою специфику:

  • непосредственно перед гимнастикой нужно провести подготовительную работу с ребенком: обсудить тему и содержание, отработать требуемые жесты и композиции пальцев;
  • обязательно нужно проводить разогревающие манипуляции, например легкие поглаживания рук до ощущения ребенком тепла;
  • упражнения выполняются в неспешном темпе, от 3 до 5 раз, сперва каждой рукой по отдельности, а после чего двумя руками одновременно;
  • выполняя упражнения, необходимо использовать все пальцы руки;
  • важно во время игры следить за правильностью выполнения движений;
  • выполняемые упражнения должны приносить ребенку приятные ощущения и радость, а не доставлять дискомфорт;
  • инструкции и поправки в ходе выполнения гимнастики должны даваться спокойным, доброжелательным тоном, кратко, понятно и четко;
  • при необходимости нужно оказывать помощь отдельным детям.

Примеры пальчиковой гимнастики для старшей группы

Для детей данного возраста пальчиковую гимнастику проводят в основном перед началом занятий по рисованию, лепке или аппликации, однако если у группы в детском саду логопедический или дефектологический профиль, то пальчиковая гимнастика в таком случае может проводиться в любое время. К тому же этот вид гимнастики можно проводить не только индивидуально с ребенком, но и в группе детей. Также при проведении упражнений могут использоваться различные материалы (су-джок, мячики с шипами или различными наполнителями, мелкие шарики, природные материалы: орехи, каштаны, камешки, желуди и т. д.).

Для большей эффективности проводят комплекс пальчиковой гимнастики в старшей группе, который опирается на лексические темы, проходимые на занятиях. В стихотворной форме лучше происходит запоминание всевозможных наименований. Целесообразно применение игр с названиями месяцев, дней недели, времен года, частей тела. Даже взрослому человеку легче запомнить сложные названия и правила, особенно если их много, если они будут представлены в интересной стихотворной форме. Совокупность движений и тематических стихов, оказывают содействие активизации пассивного словаря, увеличивают заинтересованность изучаемой темой.

Например, пальчиковая гимнастика "Весна" в старшей группе может проводиться в течение четырех недель. Однако на протяжении этого времени необходимо менять игровые упражнения и усложнять задачи. Пальчиковая гимнастика "Насекомые" в старшей группе может быть применена в различное время года. Здесь в стихотворной форме можно изучать насекомых, которые не спят зимой или просыпаются весной, а также тех, которые водятся только летом. Также можно делить насекомых на опасных и безопасных. Пальчиковую гимнастику по теме "Транспорт" в старшей группе можно проводить в начале учебного года, в середине и в конце (для проверки усвоенного материала), а также при изучении определенного вида транспорта.

Как видите, тематика пальчиковых игр может быть разнообразной, а диапазон применения варьироваться в зависимости от решаемых задач или желания самого ребенка. Пальчиковые упражнения - это настолько гибкий материал для развития ВПФ ребенка, что его можно применять когда угодно и на какую угодно тему, в любом случае будет оказываться развивающее и оздоравливающее воздействие.

Пять миленьких рыбок

Резвились в реке, (руки прижаты друг другу ладонями, слегка округлены; выполняются плавающие движения по воздуху)

Прибило большое

Бревно на песке, (положение рук прежнее; поворачиваем их с боку на бок)

А рыбка и молвит:

"Нырять тут легко!" (положение рук прежнее, выполняются ныряющее движение в воздухе)

Вторая сказала:

"Но здесь глубоко" (качаем руками из стороны в сторону).

А третья зевала:

"Так хочется спать!" (положение рук прежнее, поворачиваем внешней стороной одной из рук).

Четвертая стала

Чуть-чуть замерзать (изображаем руками дрожь).

А пятая молвила:

"Здесь крокодил! (положение рук прежнее, имитируем открывающийся и закрывающийся рот крокодила).

Уплывайте скорей,

Чтобы не проглотил!" (руки снова сомкнуты, имитируем уплывающих рыбок).

А вот пальчиковая гимнастика "Животные" в старшей группе:

Мы сейчас расскажем вам (сжимать и разжимать пальцы в кулак)

Про детенышей и мам: (на каждое название загибать пальцы)

У кошки есть красивые котята,

У собаки - непослушные щенята,

У коровы - пегие телята.

У кролика - трусливые крольчата,

А у мамы - шаловливые ребята.

Пальчиковая гимнастика "Весна" в старшей группе:

Шумят все громче дятлы,

Синички вышли петь (пальцы рук складываем "клювиком", качаем ими).

Выходит утром солнце,

Чтобы землю обогреть (руки изображают "ковш", поднимаем руки над головой и раскрываем ковш, как солнышко, ребра ладоней остаются прижатыми).

Выходит утром солнце,

Чтобы землю обогреть (движения те же).

Текут ручьи под горку,

Исчез уж весь снежок (имитируем текущие ручьи - руки повернуты ладонями вниз, пальцы вместе, выполняем плавные волнообразные движения сверху вниз).

А из-под желтой травки (руки снова изображают "ковш")

Уже растет цветок... ("ковш" раскрывается, кисти остаются сомкнутыми, пальцы растопырены, полусогнуты)

А из под желтой травки

Уже растет цветок... (движения те же)

Раскрылся колокольчик (руки опираются на локти, пальцы сжаты в кулак)

В тени там, где леса (постепенно кулак разжимается, образуя чашечку колокольчика),

Динь-динь, поет тихонько (покачиваем получившимся колокольчиком, произнося "динь-динь"),

Динь-динь, идет весна.

Динь-динь, поет тихонько,

Динь-динь, идет весна.

Пальчиковая гимнастика "Птицы" в старшей группе:

Сколько птиц к кормушке утром прилетело?

Мы сейчас расскажем, посчитаем смело (работаем кулачком).

Две вороны, соловей,

Шесть синиц и воробей,

Дятел в пестрых перышках (на каждое название загибать пальцы).

Мы насыпем зернышек (вновь работаем кулачком).

Пальчиковая гимнастика "Цветы" в старшей группе:

Раз - ромашка, два - тюльпан,

Три - пион из жарких стран (на каждое название загибать пальцы).

Соберем большой букет

И поставим на буфет (работаем кулачком).

Пальчиковая гимнастика "Насекомые" в старшей группе:

Я - зеленый майский жук (сжимаем пальцы в кулачок).

Облетаю все вокруг (указательный палец и мизинец развести в стороны),

Над полянками жужжу,

А зовут меня Жу-Жу (пошевелить указательным пальцем и мизинцем).

Не кусай, комарик злой, —

Убегаю я домой (перебирать пальцами по столу).

Залетела к нам вчера

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелек

И красивый мотылек (на каждое название загибать пальцы),

Три жука и стрекоза,

Как фонарики глаза (имитируем очки - подносим к глазам сомкнутые в круг большой и указательный пальцы).

Пожужжали, полетали (машем руками),

От усталости упали (руки падают ладонями на стол).

Пальчиковая гимнастика "Космос" в старшей группе:

Солнце - главная звезда (левая рука изображает Солнце - пальцы расставлены и слегка округлены, будто держат шарик),

А вокруг - планеты (правая рука изображает планеты - сжатый кулачок "летает" вокруг "Солнца).

И летают - кто куда (выполнять "летающие" движения левой рукой справа налево)

Быстрые кометы (выполнять "летающие" движения правой рукой слева направо).

Пальчиковая гимнастика "Май" в старшей группе:

Мы лопатки взяли, грядки прокопали.

Раз-два! Раз-два! (имитируем движения лопатой)

Грабли тоже взяли,

Грядки расчесали:

Раз-два! Раз-два! (имитируем движения граблями)

Семена рядами

В землю набросали:

Раз-два! Раз-два! (имитируем разбрасывание семян)

Вырастай скорей, бутон, (пальцы сложить "клювиком")

Распусти цветок - пион! (раскрыть пальцы обеих рук)

Пальчиковая гимнастика "Транспорт" в старшей группе:

Идет на взлет,

Идет на взлет,

Винты вращая вертолет (вращаем руками над головой).

Идут туда (движение руки вправо),

Идут сюда (движение руки влево),

По новым рельсам поезда (вращаем прямыми ладонями перед собой),

А теплоходы, корабли (имитируем нос корабля, складываем руки "домиком" и направляем от себя, будто рассекая волны)

Уходят в море от земли (машем ладошками, будто прощаясь).

  1. Проводя пальчиковую гимнастику, нужно обязательно садиться друг напротив друга, лица взрослого и ребенка должны находиться на одном уровне, руки взрослого должны быть в зрительной доступности для ребенка (как и руки ребенка для воспитателя).
  2. Занятия необходимо проводить ежедневно около 5 минут. Поэтому проведение пальчиковой гимнастики является задачей не только воспитателя, но и родителя.
  3. Упражнения должны быть ребенку знакомы, это подразумевает, что нельзя постоянно использовать новые пальчиковые игры, перенасыщать ими ребенка. Нужно выбрать две-три игры для начала и применять только их, а со временем, когда ребенок уже будет выполнять их без вашей помощи, можно вводить постепенно новые задания.
  4. Также не рекомендуется сразу требовать от ребенка и выполнения движений пальцами, и проговаривания текста сопровождения. Из-за особенностей внимания ребенка старшего дошкольного возраста, особенно если у него имеется отставание в развитии, ребенок может потерять интерес к игре, не сумев распределить внимание на движения и текст одновременно.
  5. Если ребенок отказывается играть, никогда не заставляйте его. Постарайтесь выяснить причины такого поведения, возможно, следует усложнить или упростить задание, поменять его вовсе.

Итак, мы выяснили, что пальчиковая гимнастика для старшей группы чрезвычайно важна и применять ее стоит без опасений, ведь противопоказаний у этого метода развития и коррекции нет.

Пальчиковые упражнения – это специальные игры, направленные на развитие интеллектуальных способностей детей. В процессе регулярных тренировок у малышей не только формируются основные навыки, но и налаживается более тесный эмоциональный контакт со своими родителями.

Польза упражнений

По мнению специалистов, пальчиковая гимнастика положительно влияет на , мышления и . Известному педагогу и писателю В. А Сухомлинскому принадлежит фраза:

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

Исследования российского физиолога В.М Бехтерева, подтверждают, что упражнения, направленные на тренировку рук, оказывают сильное воздействие на функции ВНД и способствуют развитию умственных способностей.

Преимущества пальчиковых игр:

  • Активизация речевых зон коры головного мозга.
  • Формирование ритмичной и четкой речи без дефектов.
  • Развитие способности к концентрации и распределению внимания.
  • Улучшение памяти.
  • Овладение навыками рисования и письма.
  • Развитие творческой фантазии и воображения.
  • Повышение подвижности и гибкости пальцев и кистей рук.

Правила проведения занятий

  1. Оптимальный возраст для проведения упражнений – от 1 до 3 лет, именно в этот период детьми хорошо усваиваются основные речевые навыки.
  2. Руки родителя, проводящего гимнастику, не должны быть холодными.
  3. Перед проведением упражнений ребенку нужно сделать разминку для рук, чтобы они стали более послушными.
  4. В процессе занятий необходимо следить за тем, чтобы у малыша были задействованы все пальцы.
  5. Упражнения должны сопровождаться щекотанием и поглаживанием ладоней ребенка.
  6. Все потешки и считалочки нужно читать с выражением.
  7. Замену игр следует проводить постепенно, если в них появились новые персонажи, ребенку необходимо сначала о них рассказать.
  8. Не стоит принуждать малыша выполнять задания, иначе в будущем они будут вызывать у него только негативные эмоции.
  9. Для достижения желаемого результата занятия с дошкольником нужно проводить регулярно.

Виды упражнений

Все упражнения можно разделить на несколько категорий:

  1. Гимнастика для кистей рук учит детей расслаблять и напрягать мышцы; переключаться с одного действия на другое, а также развивает у них способность к подражанию.
  2. Статические упражнения закрепляют приобретенные ранее навыки и требуют более точного их выполнения.
  3. Динамические игры позволяют научить дошкольников разгибать и сгибать пальчики, а также точно координировать свои движения.

В качестве массажеров могут выступать предметы, имеющие различные размеры, формы и текстуры. Это могут быть карандаши, игрушки из пластмассы и резины, мячи, камни или продукты, например, крупы.

  • Игры с предметами

В возрасте от 1,5 года до 3 лет детей можно научить следующим действиям:

  1. Перекатывать по ровной поверхности какие-либо круглые предметы.
  2. Сортировать крупы.
  3. Играть с пирамидкой, кубиками и мозаикой.
  4. Оценивать фактуру различных тканей.
  5. Рисовать пальчиками.
  • Потешки

Для занятий с детьми можно использовать разнообразные потешки и считалочки: «Ладушки», «Сорока-ворона» или «Коза рогатая».

  • Составление фигурок

Для того чтобы развить у малыша воображение, его можно научить составлять различные фигуры из пальчиков. Например, взрослый начинает читать стишок, изображает предмет, который упоминается в тексте, а ребенок повторяет за ним все действия.

Каждая новая форма будет ассоциироваться у малыша с определенными образами, и стимулировать у него творческую фантазию.

  • Игры на развитие моторики
  1. Руки нужно соединить в замок , а затем начать крутить большие пальчики вокруг друг друга в ускоренном темпе, ладони, при этом, задевать нельзя.
  2. Это упражнение нужно выполнять вдвоем . Игроки соединяют правые руки, после чего каждый из соперников, пытается своим большим пальцем прижать сверху палец другого.
  • Упражнения для улучшения внимания и памяти
  1. Бабочка . Пальцы следует сжать в кулак, а затем по очереди их выпрямлять, начиная с мизинца. Указательный и большой палец, остаются в согнутом положении и объединяются в кольцо, а выпрямленными пальцами нужно делать быстрые движения.
  2. Осьминожки . Правая и левая рука передвигаются по морскому дну, медленно перемещая пальцы-щупальца. Как только два осьминога увидят друг друга, они замирают, после начинают путешествовать вдвоем.

Популярные книги и пособия

Сейчас выпускается множество различной литературы с описаниями упражнений, которые дети могут выполнять с родителями в домашних условиях. Например, хорошие практические рекомендации дает автор Светлана Шанина в своей книге «Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка».

Много увлекательных заданий для дошкольников также предлагается в пособии «Пальчиковые шаги» от автора Е.Ю. Тимофеевой.

Большой популярностью пользуется методика Железновой, которая признана одной из лучших в педагогике. Автор предлагает обучение в игровой форме.

Дети играют в театр, в этом случае каждый пальчик изображает какого-либо персонажа: червяка, улитку, козу, паучка. Обучающая программа также включает в себя песни стишки, музыкальные сказки, массаж и другие эффективные методы, позволяющие активизировать интеллектуальные способности ребенка.

Пальчиковая гимнастика не только позволяет развить мышление и речь малыша, но и предоставляет прекрасную возможность установить с ним более близкий контакт

Когда родители сажают ребенка на колени, ласково разговаривают с ним и в игровой форме проводят различные упражнения, он получает массу впечатлений, столь важных для его умственного и эмоционального развития.