Начальная школа 1 3 в каких школах. Начальная школа

Процесс обучения в начальной школе строится по образовательной программе, разработанной методистами образования и принятой для данной школы или отдельного класса. Наиболее распространеными программами начальной школы на данный момент являются:

Программа "Начальная школа 21 века" (система Виноградовой);

Программа "Школа России"

Программа "Школа 2000" (система Л.Г.Петерсон);

Программа "Школа 2100";
- Программа по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова;

Программа общего развития Л.В.Занкова;- "Гармония";

- другие программы

Согласно статьям 32 и 55 Закона РФ «Об образовании» учитель начальной школы вправе выбрать систему только в соответствии с той образовательной программой, которая утверждена в образовательном учреждении. Выбирая какую-то программу за основу, педагог следует ей все четыре года.

Программа «Начальная школа 21 века»

Программа «Начальная школа 21 века» (под ред. проф. Н.Ф. Виноградовой) — одна из самых популярных сегодня. Это во многом объясняется тем, что авторский коллектив проекта удостоен, пожалуй, самой высокой награды в области образования — премии Президента Российской Федерации. Сегодня по программе «Начальная школа 21 века» учатся школьники большинства субъектов РФ.

Одно из главных отличий программы «Начальная школа 21 века» от других проектов по начальной школе заключается в построении системы педагогической диагностики целенаправленно с 1 по 4 класс.

Данная диагностика не заменяет, а дополняет собой психологическую диагностику, поскольку у нее другие задачи и цели. Педагогическая диагностика дает возможность уже на начальном этапе определять готовность ученика к обучению в школе. А затем — увидеть, насколько прочно усвоены знания и умения; действительно ли произошли изменения в развитии того или иного ребенка, или они были достаточно поверхностны; на что должны быть направлены усилия учителя — нуждается ли класс в подробном повторении уже пройденного материала или можно двигаться дальше.

Педагогическая диагностика проверяет не только и не столько знания, сколько процесс решения той или иной учебной задачи, способ, которым действует ученик. В данном контексте такая диагностика имеет несомненные преимущества по сравнению с обычными проверочными работами. Помимо прочего во время нее ученики чувствуют себя свободнее, так как им не выставляют за нее оценки. Если проводить данную диагностику регулярно на протяжении всех четырех лет начальной школы, можно отчетливо наблюдать динамику продвижения учеников и во время приходить им на помощь, если это необходимо.

В программе «Начальная школа 21 века» реализован основной принцип обучения: начальная школа должна быть природосообразной , то есть соответствовать потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности), учитывать типологические и индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации.

Мнения родителей о программе "Начальная школа 21 века"

"Мы закончили учиться по программе Виноградовой. Сначала долго ждали когда дети действительно начнут учиться. Ко второму классу поняли, что не такая она и легкая. Есть у нее и некоторые минусы: большое количество тетрадей, которые они полностью не успевают проходить. Ну и нам, учившимся еще по советским программам, не все нравится в нынешнем обучении, поэтому придираемся по мелочи." (мама НаталиН)

Программа «Школа России»

Программа «Школа России» - это национальная программа образования, название которой является качественной характеристикой.

Главную идею программы можно сформулировать следующим образом: школа России должна стать школой духовно-нравственного развития. В принципе, мы все когда-то учились по этой программе, может быть за последние годы она претерпела незначительные изменения. Но суть осталась прежней.

Вот, что пишут на официальном сайте программы.

Учебно - методический комплект «Школа России» сориентирован на личностно - развивающее образование младших школьников.

Программы и учебники комплекта обеспечивают:

Граждански-ориентированное

Глобально-ориентированное

Экоадекватное

образование младших школьников.

Программа начальной школы “Школа России” считается традиционной, большинство детей осваивают её без каких-либо проблем.

Программа "Школа 2000"

Программа «Школа 2000» призвана научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность.

Три кардинальные и принципиальные позиции программы «Школа 2000»:

Системность. Дети с 3 лет и до окончания школы учатся по целостной образовательной системе, которая максимально помогает ребенку раскрыть свои способности, на доступном языке дает ученику ответы на важнейшие вопросы: «Зачем учиться?», «Чему учиться?», «Как учиться?», учит эффективно пользоваться своими знаниями и умениями. Все учебники и учебные пособия основаны на единых подходах к содержанию, сохраняют методологическое, дидактическое, психологическое и методическое единство, в них используются одни и те же основные образовательные технологии, которые, не меняясь по сути, трансформируются на каждом этапе обучения.

Непрерывность. «Школа 2000» — это совокупность предметных курсов от дошкольного образования до старшей школы. Под непрерывностью понимается наличие последовательной цепи учебных задач на всем протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное, объективное и субъективное продвижение учащихся вперед на каждом из последовательных временных отрезков.

Преемственность. Под преемственностью понимается непрерывность на границах различных этапов или форм обучения: детский сад - начальная школа - основная школа - старшая школа - вуз - последипломное обучение, то есть, конечном счете, единая организация этих этапов или форм в рамках целостной системы образования.

Образовательная система «Школа 2000» дает ученикам знания в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом. Но по мнению ее разработчиков важнее не само знание, а умение им пользоваться.

Программа "Школа 2100"

Образовательная система «Школа 2100» - это одна из программ развития общего среднего образования. Научный руководитель программы c 1990 по август 2004 года - академик РАО А. А. Леонтьев, с сентября 2004 года - академик РАО Д.И. Фельдштейн.
Главное преимущество учебно-методического комплекта «Школа 2100» заключается в глубокой преемственности и непрерывности образования. По этой программе дети могут учиться, начиная с дошкольного возраста и до окончания общеобразовательной школы (в основном по направлению русский язык-литература).
Все учебники программы построены с учетом психологической специфики возраста. Характерной особенностью этой образовательной программы является принцип "минимакса": учебный материал предлагается ученикам по максимуму, а учащийся должен усвоить материал по минимуму стандарта. Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может.
Авторский коллектив Образовательной программы «Школа 2100» попытался разработать такую образовательную систему, которая:
. во-первых, была бы системой развивающего образования, готовящей школьника нового типа - внутренне свободного, любящего и умеющего творчески относиться к действительности, к другим людям, способного не только решить старую, но и поставить новую проблему, способного делать осознанный выбор и принимать самостоятельные решения;
. во-вторых, была бы доступна массовой школе, не требовала бы от учителей переучиваться заново;
. в-третьих, была бы разработана именно как целостная система - от теоретических основ, учебников, программ, методических разработок до системы повышения квалификации учителей, системы контроля и мониторинга результатов учения, системы внедрения в конкретные школы;
. в-четвертых, была бы системой целостного и непрерывного образования.
Разработана технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить урок «объяснения» нового материала уроком «открытия» знаний. Технология проблемного диалога представляет собой детальное описание методов обучения и их взаимосвязей с содержанием, формами и средствами обучения. Данная технология результативна, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности при сохранении здоровья учащихся.Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.

Необходимо отметить еще один важный момент. Программу часто называют "Школа 2000-2100". И объединяют в нее математику Петерсон Л.Г. и русский язык Буннева Р.Н. В настоящее время это две разные программы. УМК "Школа 2100" включает в себя учебники математики для 1-4 классов авторов Демидовой Т.Е., Козловой С.А., Тонких А.П.

Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова подойдет тем, кто хочет развивать в ребенке не столько способность к анализу, сколько умение необычно, глубоко мыслить.

В системе Эльконина-Давыдова, правда, может отпугнуть отсутствие отметок. Но специалисты уверяют, что все под контролем: учителя сообщают все нужные рекомендации и пожелания родителям и собирают своего рода портфолио творческих работ учеников. Оно и выполняет роль показателя успеваемости вместо привычного дневника. В системе Эльконина - Давыдова упор делается не на результат - усвоенные знания, а на способы их постижения. Иначе говоря, ученик может чего-то и не помнить, но должен знать, где и как при необходимости восполнить этот пробел.

Другая особенность программы Эльконина-Давыдова: ученики начальной школыусваивают не только то, что дважды два четыре, но и почему именно четыре, а не семь, восемь, девять или двенадцать. В классе изучаются принципы построения языка, происхождение и строение числа и т. п. Знания правил, основанные на понимании их причин, безусловно, держатся в голове крепче. И все же нужно ли с младых ногтей погружать детей в эти дебри, вопрос, пожалуй, спорный.

Большой упор авторы системы сделали на командной работе и отработке коммуникативных навыков: дети проводят свои мини-исследования в группах по 5 - 7 человек, а затем под руководством учителя обсуждают результаты и приходят к общему выводу.

Но было бы несправедливым сказать, что эти же навыки не отрабатываются при обучении по другим упомянутым системам.

Мнения родителей о программе Эльконина-Давыдова:

"Мы пошли в первый класс в 2010 году, выбрали развивающую методику Эльконина-Давыдова. Наверное, рано еще говорить о результатах, но то, что программа очень серьезная и заниматься с ребенком приходится постоянно, это факт. Основной упор, мне кажется, сделан на математику. Хотя у меня очень неглупый мальчик, некоторые вещи нужно объяснять несколько раз. В принципе, к этому были готовы, так что работаем над собой, так сказать. Кто захочет выбрать эту программу нужно быть готовым много заниматься с ребенком." (мама Kseny)

Концепция программы Л.В.Занкова сформулирована в 60-е годы XX века.

Основополагающими в ней остаются следующие положения:

Учебный материал во всех учебниках представлен в таких формах, которые предполагают самостоятельную деятельность учащихся;

- система Занкова направлена на открытие и усвоение новых знаний;

Особое значение имеет организация учебного материала в различных формах сравнения, в том числе и для постановки проблемных задач. Учебники обеспечивают регулярность включения подобных упражнений в процесс учения школьника;

Учебный материал направлен на формирование умений мыслительной деятельности: классифицировать (предметы и понятия путем формирования соответствующих операций), формулировать выводы, проводить анализ условий заданий и задач.

Недостаток системы Занкова, так же как и Эльконина - Давыдова, состоит в том, что они не получают достойного продолжения на более высоких ступенях школьного образования. И если вы отдадите предпочтение одной из них, будьте готовы, что после начальной школы вашему ребенку все равно придется перестраиваться на традиционное преподавание, а это может на первых порах создать ему проблемы.

Мнения родителей о программе Занкова:

"Мы учимся по Занкову. Первый класс нам даётся довольно легко. Мы даже с некоторыми родителями не очень довольны. Дети очень долго изучали то, что они и так знали. Сейчас вроде перешагнули этот этап и идёт обучение дальше. Все очень пугали, что будет трудно учиться, но пока нам всё удаётся." (мама кристина05)

"Наш класс закончил 1-й год обучения по Занкову.
Но... Весь класс ходил на курсы будущего первоклассника и когда учитель предлагал обычную программу или по Занкову (я в интернете почитала, что она сложновата), я спросила, справятся ли с ней дети. Она ответила, что справятся, но родителям придется помогать делать домашнее задание, и большинство согласились на эту программу. Своему сыну где-то полгода помогала, а потом он сам стал справляться, я только проверяла. В конце года сдавали тесты. В основном были 5, немного 4. Как нам объясняла учитель, по этой программе дети ищут решения разными способами или может быть несколько решений. Пока результат неплохой на мой взгляд. Посмотрим, как дальше пойдет." (matreshka2006)

Программа «Гармония»

Программа обучения в начальной школе «Гармония» соотносится с основными идеями развивающего обучения, и в частности, с системой Занкова.

Целью программы "Гармония" является многостороннее развитие ребенка, комфортное обучение, подготавливает мыслительный аппарат ребенка к дальнейшему обучению. В процессе реализации программы «Гармония» обеспечивается понимание ребенком изучаемых вопросов, создаются условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создаются для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности.

Многие родители и педагоги отмечают очень хорошую подачу курса русского языка и литературы. Особенности, которые позволят ребенку успешно учиться по данной программе: требования к особенностям мыслительного процесса ребенка вытекают из заявленной автором связи с системой Занкова. Но как всякая традиционная система, данная программа смягчает требования, предъявляемые к ученику программой Занкова.

Другие программы для начальной школы

Существуют и другие учебно-методические комплексы. Например: «Перспективная начальная школа», «Планета знаний», «Классическая начальная школа» и другие.

"Ребенок справится с любой программой, если ему помогают родители. Наша учительница настаивала на родительских собраниях, чтобы уроки ребенок делал обязательно на глазах у родителей в 1 классе, т.к. он должен с самого начала научиться работать дома правильно. Все эти программы сложны в первую очередь для родителей, потому что родителям придется вникать, а там все равно немного по другому. Обычно, в школах, где развивающие программы, для родителей еженедельно устраиваются собрания, на которых объясняют материал, который проходят дети в данный момент. В нашей школе есть развивающая методика Эльконина-Давыдова, но мы от неё отказались. Пошли на Школу России. Именно из соображений моего удобства, т.к. у меня нет возможности так часто быть в школе. Если дочка чего-то не поймет, я могу ей объяснить без помощи учителя. И то, пыталась разобраться в графиках по математике. Вот думаю, что она не права. А дочка, мне говорит: Нет, нам так объясняли. Буду так делать. Тебя ведь, мама, не было на уроке. Ну ладно думаю, ошибись, посмотрим что тебе поставят. Смотрю на другой день, учительница не зачеркнула. В общем, оставила я ей математику, чтение и всякое рисование на её совести. Их она делала, пока я на работе. А себе оставила чистописание. Это было её слабое место. Мы с ней сидели все вечера над этими прописями. Бывало, что до слез (и до моих тоже). В результате, итоговую контрольную по письму написала без единой ошибки и помарки, а вот в своей любимой математике сделала аж 2 ошибки.
Так что, дорогие родители будущих первоклассников, какую бы вы программу не выбрали, занимайтесь с детьми дома, и тогда ребенок справится с любой программой. Удачи вам и отличных отметок!"

Другие материалы

Что такое успешная Московская школа? Стоящая в первых рядах рейтингов? Воспитавшая или приманившая призеров конкурса "Учитель года Москвы"? Учебное заведение, чьи выпускники на высокие баллы сдают итоговые аттестации? Или это место, где детям комфортно учиться, куда родители мечтают отдать своих отпрысков, которое с полным правом можно назвать "альма-матер"?

В рамках Московского международного образовательного салона, прошедшего на ВДНХ, столичный Департамент образования презентовал программы работы успешных образовательных комплексов, новые системы повышения квалификации учителей, методики независимой оценки качества обучения, технологии развития многопрофильного обучения. Все эти "новшества" представил на салоне крупный образовательный комплекс - Московская Курчатовская школа.

Что же это за учебное заведение? 24 здания, 19 образовательных подразделений, 124 класса, 3829 школьников и дошколят, около 600 сотрудников, в том числе 211 учителей, 104 воспитателя, 69 помощников воспитателя, 10 дефектологов, 11 логопедов, 9 психологов. Три профиля обучения - физико-математический, естественно-научный (медико-биологический и военная медицина) и социально-экономический. Тесные педагогические контакты с МФТИ, МИУСИ, Медицинским университетом им И. М. Сеченова, научно-исследовательским Курчатовским институтом. Средняя заработная плата учителей и воспитателей - от 56 до 80 тысяч рублей в месяц. А еще: 15-е место в ТОП-300 лучших школ столицы в 2015 году. Цифры впечатляют!

Удалось всего этого достичь, во-первых, путем долгого и достаточно сложного объединения. Дабы не "потерять" детей и учителей, то есть чтобы они не ушли в другие образовательные учреждения, например, ученикам и педагогам-предметникам составлялось комфортное расписание, чтобы им не приходилось в течение одного дня перебегать из одного учебного здания в другое, работая с разными параллелями. Школьникам с особыми возможностями здоровья предложили либо перейти в основную школу и заниматься в рамках инклюзивного образования, либо остаться в сохраненных коррекционных подразделениях. Старшеклассников по профилям объединили в одни здания, начальную и среднюю школу сгруппировали в других зданиях. Но делали это, как говорится, по принципу удобства для жителей: есть отделения, где учится и начальная, и средняя школа.

Во-вторых, администрация "придумала" несколько оригинальных решений формирования учебного процесса.

В детских садах бывают дети, которых я называю "второгодниками", - говорит директор комплекса Ирина Сивцева. - Это некоторые мал

ыши, посещающие подготовительную группу. Им вроде бы пора идти в первый класс, но родители хотят подождать еще годик, чтобы ребенок еще окреп, подрос, стал более социализирован. Для таких воспитанников мы создали специальную учебно-воспитательную группу: в первой половине дня они занимаются по программе первого класса. А после обеда находятся в детском саду: обедают, спят, гуляют. Сейчас смотрим результаты. Пока, мне кажется, результат очень хороший. В конце учебного года будем решать с их родителями: все-таки переводить таких детей во второй класс или оставлять в первом.

Еще один уникальный эксперимент комплекса - создание ускоренной начальной школы. Не секрет, что многие дети в начальной школе, особенно в первом-втором классах, откровенно скучают, поскольку уже в детском саду научились хорошо читать и считать. Вот для них было создано несколько классов, чтобы они прошли начальную школу не за четыре, а за три года.

Если говорить о функциональности Курчатовской школы, то в ней есть классы "на любой вкус": несколько предметных профилей в старшей школе, кадетское отделение и отделение военной медицины, дошкольные подразделения кратковременного пребывания и полного дня, в том числе семейный детсад и даже виртуальный детсад, отдельное физико-математическое направление для работы с мотивированными детьми, конвергентная лаборатория, а также коррекционные группы для детей с особыми образовательными потребностями.

Современная школа живет совсем по другим принципам, нежели еще 3 - 5 лет назад, - говорит Ирина Сивцева. - Сами формируем штатное расписание, составляем учебные планы и программы развития, определяем систему начисления заработных плат и всех остальных трат. У нашего комплекса очень большой бюджет: порядка 600 миллионов рублей, в том числе 50 миллионов - внебюджетные поступления. В Москве мы были одними из первых, кто начинал работать в условиях создания образовательного комплекса. Подражать и перенимать опыт было не у кого. Но кто не совершает ошибок, тот не работает. Мы тоже их совершали, но думали над ними, исправляли. Теперь, помимо того, что в каждом структурном подразделении есть свой руководитель и штат сотрудников, у нас создана единая для комплекса методическая, учебно-воспитательная, финансовая, плановая, социальная, инженерная служба, служба обеспечения безопасности, сотрудничающая с представителями охранных структур, работающих в школах. Иными словами, все проблемы мы пытаемся решать не в частности, а в комплексе. И очень важно, чтобы была команда, которая понимает друг друга с полуслова.

В эфире программа «Завтра в школу» и её ведущая Арина Смолякова. Сегодня мы будем говорить о начальной школе – о том, с какими трудностями сталкиваются ученики младших классов, да и учитель тоже. Сегодня у нас в гостях – учитель начальных классов московской школы №875 Виталий Викторович Уралов. Здравствуйте!
- Добрый вечер! Здравствуйте, Арина!
- Виталий Викторович, профессия учителя начальных классов у нас считается сугубо женской, очень сложно найти мужчину – учителя начальных классов. Расскажите, пожалуйста, как вы пришли в эту профессию. Вы почувствовали призвание – или как это произошло?
- Если коротко, то история такова. Я сбежал с третьего курса Первого московского медицинского института имени Сеченова. Правда, до этого я два раза «бегал» в пионерские лагеря летом, но вот это пребывание в пионерском лагере – хорошем, необычном, интересном, – переключило меня на педагогику. Я просто ушёл в педучилище, потом в пединститут, в школу… В общем, нырнул, пока там и остаюсь. Тридцать лет уже скоро.
- Вы считаете, что правильно выбрали профессию? Она вас устраивает, она вам нравится?
- Пока я считаю, что я занимался своим делом. Я что-то постиг интересное в своей профессии, что-то в ней нашёл, открыл для себя, для других. Так что всё в порядке.
- Виталий Викторович, наверное, самое сложное – это когда ребёнок приходит в первый класс, и сложности заключаются не только в адаптации его к коллективу, к новым формам деятельности, учёбе – но и в том, что перед школой его очень активно учат. И в детском саду – детские сады получили статус образовательного учреждения, – и родители тоже: они не хотят, чтобы ребёнок пришёл в школу, не умея читать, писать. И практически дети идут уже подготовленными. Как это на них сказывается? Это хорошо или плохо – такая чрезмерная подготовка к школе?
- Чрезмерная – всегда плохо. Но то, что дети увлечены, они болеют этим, переживают – хорошо. Моя маленькая дочка через год только пойдёт в школу, но очень хочет, уже давно, готовится, сама учится, без меня. Им нужно помочь прийти в школу и найти себя, им нужно помогать первое время, просто интересоваться, чем они живут.
- Считается, что лучше, если дети учатся читать и писать в школе. Как вы считаете, если ребёнок уже до школы научился читать и писать – это хорошо или плохо?
- В современном образовании есть такое противоречие: детский сад не обязан учить детей читать, он их готовит по своим программам, но учить чтению должна школа. И при этом все родители знают, ощущают, понимают, что они должны подготовить ребёнка, научить его читать: так ему будет легче в начальной школе. Учителя готовы ко всему: они готовы учить детей, которые не умеют читать и сделают свою работу быстро, хорошо, – к концу года будет всё в порядке. Учитель должен быть готов к сильным, продвинутым детям, которые читают, которые считают хорошо – значит, их нужно развивать дальше. Главное, чтобы они не остановились на месте.
- А если в классе есть и сильно подготовленные дети, и совсем неподготовленные – как учитель с этим справляется?
- Как мама справляется в многодетной семье? Маленький ребёнок на руках и ещё семь-восемь по лавкам – она же умеет ими управлять? Так и учительница или учитель. Это их профессия, нужно научиться к каждому искать свой подход, ключик…
- Многие родители хотят отдать своих детей в школу пораньше, не в семь – семь с половиной лет, а в шесть, а то и в пять некоторые отдают – считают, что их ребёнок уже достаточно развит интеллектуально… Как думаете, это идёт ребёнку на пользу?
- Я уже долго в школе работаю, и у меня есть аргументы и за, и против. Я допустил такую ошибку сам, мой старший сын пошёл в школу раньше времени и я видел минусы этого обучения. Сейчас я говорю родителям, которые приводят ко мне ребёнка, которому ещё двух, трёх месяцев, полугода не хватает до школьного возраста: «Вы на одиннадцать лет отправляете ребёнка не в свою весовую категорию». Он должен одиннадцать лет бороться, сражаться с одноклассниками, которые сильнее, старше его. Нет особых проблем, чтобы научить этого ребёнка! Здесь как раз плюс может быть в чём: дети за четыре года начальной школы – потом это девальвируется, выравнивается – учатся бороться. Для жизни это пригодится, почему нет?

    В наборе 8 карточек. С одной стороны собраны примеры, с обратной - интересные закономерности.

    Набор карточек "Таблица умножения с секретами"

    Быстрый просмотр

  • - Но это не стресс для ребёнка?
    - Стрессов сейчас в нашей жизни много, с любой стороны их можно ожидать.
    - То есть в этом ничего страшного нет?
    - Я пытаюсь родителям показать, что в каждом классе – в первом, втором, третьем, четвёртом классе – наступает такой момент, когда начинается изучение какой-то сложной темы и ребёнок не может физиологически воспринять её легко, играючи, как это было бы через год, если бы он пришёл попозже. Ему трудно, он с гораздо большим трудом это воспринимает, чем другие дети, он чуть-чуть не подготовлен – но они трудятся с родителями, бабушки подключаются, за меня работают, дорабатывают. Я это не люблю, но что делать…
    - То есть семья всё равно подключается к школьной жизни.
    - Как правило, такие дети приходят из семьи, где мамы очень много работали до школы. Может быть, устали от этого, решили пораньше его сдать: пусть дальше с моим гением кто-то другой будет работать. Не всегда это работает, и если они опускают руки – это плохо; если продолжают помогать, присматривать, интересоваться, что происходит с ребёнком в школе, – то всё в порядке, это всё проходит не очень тяжело, гладко.
    - А с какими трудностями дети сталкиваются в первом, втором, третьем, четвёртом классе? Каковы основные проблемы, которые им приходится решать, какие барьеры преодолевать приходится?
    - Родителям, которые отправляют детей в школу, надо этим интересоваться – особенно первопроходцам, у которых первые дети идут в школу. Учителя обычно об этом говорят – что ожидает детей в первом классе. Нужно понимать, что у ребёнка, когда он приходит в первый класс, или в другой класс пришёл из другой школы, основная задача – коммуникативная. Установить контакт с ребятами, научиться с ними общаться, найти друзей. И надо понимать, что учёба тут уходит на задний план. Надо помогать ребёнку, но прежде всего разговоры должны быть в плане общения – в этом ему нужна помощь. Во втором классе возникает проблема оценок – и для ребёнка, и для родителей. Если быть к этому готовым и помочь ребёнку – всё будет нормально. В каждом классе есть свои нюансы, о которых надо что-то знать… Если ребёнок учится сам – это здорово, если есть возможность ему помочь – ещё лучше. Родитель должен идти вместе с ребёнком. Если он в курсе всех событий – ребёнку легко и просто.
    - Все знают, что ребёнок, который идёт в первый класс, сталкивается с такими элементарными трудностями – он не может сам собрать вещи, что-то найти. Когда родители привели его в школу – боится остаться один. Как учителя справляются с этой проблемой и чем отличаются методики, подходы к таким маленьким детям учительницы – и учителя-мужчины?
    - Получилось два разных вопроса, на первый я уже почти ответил: представьте себе многодетную маму, как она управляется с этими детьми…
    - Или папу.
    - Папа очень часто устраняется. Мужчины и женщины-педагоги чем различаются? Особых отличий каких-то нет. Тоже надо по аналогии с семьёй смотреть. Мама – папа, мужчина – женщина. Мама чуть больше внимания уделяет детям, она готова их выслушивать, многократно повторять какую-то вещь, которую она считает важной. Папа не любит часто повторять, не любит делать какие-то рутинные вещи, которые мама спокойно воспринимает; любит, чтобы его указания сразу же выполнялись. Вот такие нюансы. Скажем, я не очень люблю малышей, первоклашек – потому что с ними надо войти в роль мамы, одно и то же повторять многократно. В третьем, четвёртом классе с ними уже приятно работать, с ними уже можно договариваться, можно говорить, как со взрослыми…
    - То есть в первом классе учитель выполняет роль няни, воспитательницы, а не учителя.
    - Няни, воспитательницы, успокаивателя, слёзовытирателя. И учителю-мужчине это приходится делать, ничего в этом страшного нет.
    - Скажите, а у вас есть какие-то собственные приёмы, какие-то методики, которые вы применяете в обучении?
    - Это, с моей точки зрения, ещё одно отличие учителя-мужчины от учителя-женщины: мужчина может позволить себе глубже нырнуть в профессию, у него на это больше времени. Всё-таки у женщины на первом плане семья, она много времени этому уделяет – и школа, профессия всё-таки на втором месте у неё.
    - А мужчина может полностью отдать себя профессии?
    - Не может, он тоже должен быть в семье, тоже должен заниматься детьми, если они есть, и помогать… Но как-то так получается, что он глубже может погрузиться в свою профессию. Поэтому, конечно, есть какие-то интересные приёмы, наработки, позволяющие детям полегче научиться считать, какие-то приёмы в русском языке. Какие-то приёмы, взятые из методик интересных: скажем, скорочтение или быстрый счёт. Есть какие-то наработки, которые детям помогают учиться. Моя задача – помочь им учиться. И для детей это серьёзное подспорье – долгое время я нахожусь на их стороне. Как говорил известный педагог Симон Соловейчик, редактор газеты «1 сентября»: не бойтесь помогать детям на первых контрольных, чтобы потом они научились всё делать правильно. Чтобы перестали бояться, чтобы знали, что у них всегда есть помощник, который играет в их команде. Если учитель большую часть времени играет на их стороне – это хороший учитель, с моей точки зрения.
    - Сейчас очень высокие нагрузки в школе, программы усложняются, в них включаются дополнительные сведения в результате научно-технического прогресса. Скажите, не слишком ли велика нагрузка на младших школьников? У них много домашнего задания, над которым они сидят практически весь остаток дня, потому что всё медленно делают. Плюс ещё у них дополнительное образование, всякие спортивные, музыкальные школы. Как вы считаете, как можно разгрузить младшеклассника?
    - Во-первых, учитель должен понимать эту ситуацию и долгое время находиться на стороне ребёнка. Где-то переходят на предметное образование и в младшей школе, но хорошо, что в основном один учитель ведёт несколько предметов – у него есть возможность сегодня больше внимания уделить русскому языку, завтра – математике, тут – праздник какой-то, расслабиться… Это и с домашними заданиями связано.
    С домашними заданиями – я готов подарить учителям простую идею: дети в моём классе работают в тетрадях двух видов. Тетрадь для классных работ – за неё отвечаю я, это моя работа, и что там ребёнок делает, как там пишет, какие оценки за это я ставлю – это остаётся в классе, родители даже не видят этих тетрадей. И тетрадь для домашних работ – это работа учеников, немножко – их родителей, если они вместе выполняют эти задания. Идея очень простая: я очень строго подхожу к оценке, но если ребёнок набирает пять пятёрок по домашнему заданию, я пишу: «Без д/з». Освобождаю его от домашнего задания. А если он пять дней подряд получал пятёрки – пишу: «Без д/з два дня». Я понимаю, что это сильный ребёнок, ему эти домашние задания не очень нужны, он и так всё понял. Это хороший стимул – и самые слабые дети через месяц добираются до этой пятой пятёрки.
    - Скажите, дети в младшей школе боятся получить плохую оценку, у них даже иногда развивается какой-то невроз, страх перед плохой оценкой. В первом классе оценки не ставят, начинают, по-моему, с середины второго класса ставить оценки… Как вы справляетесь с этим, что делаете, чтобы дети не боялись?
    - Успокаиваю родителей. Все проблемы от родителей идут, они начинают переживать: их оценка собственных детей не совпадает с оценками детей в школе. И на этом этапе надо разговаривать. Больше разговаривать с родителями, с детьми, успокаивать их. Когда успокоятся родители – ребёнок будет спокоен. Если у меня отличник получает двойку в середине третьего класса, я предлагаю устроить праздник первой двойки. Это же должно запомниться как-то? Ну и зачем на это всерьёз обращать внимание – таких двоек ещё будет много! (смеётся)
    - Сейчас ввели инклюзивное обучение: считается, что детям с какими-то проблемами, –может, опорно-двигательного аппарата, какими-то другими, – будет лучше учиться в обычных классах. Как вы считаете, не велика ли нагрузка для учителя – или учитель в состоянии справиться, если какой-то из детей испытывает трудности?
    - Надо думать не об учителе, а об этих детях. И об обычных детях, которые в классе сидят, куда приходит этот ребёнок. Это общение нужно и важно и тем, и другим. Только так мы воспитаем настоящее общество добрых людей. Людей, которые могут принимать особенности других, физические в том числе. Но делать это нужно очень тонко. Я бы первое время дал возможность таким детям просто приходить в школу – на праздники, на какие-то интересные занятия. Ребёнок просто прикреплён к этому классу. Ему всё равно нужен индивидуальный подход – и такое общение даст очень многое этому ребёнку. Но надо дать ему возможность войти в этот класс, приходить к детям, общаться с ними, разговаривать с другими детьми. Они с удовольствием это делают – дети добрые, отзывчивые существа…

    - Вопреки существующему мнению, что дети жестоки и будут дразнить – на самом деле это не так?
    - Что значит – дети жестоки? Я бы сказал – детский коллектив очень жёсток, в нём существует иерархия, какая-то борьба за своё место под солнцем, и взрослым вмешиваться нужно очень осторожно. Нужно держать в рамках, контролировать, но вмешательство не должно быть очень резким, иначе – коллектив всё равно разберётся сам…

    - Наше время заканчивается. Какое краткое напутствие вы дадите родителям младшеклассников?

    Вы должны работать дальше. Вы уже многое сделали, много помогли своему ребёнку, а теперь – не отпускайте руку: ведите его дальше. Интересуйтесь, чем он живёт, помогайте ему, участвуйте как можно больше в его школьной жизни – это, в конце концов, украсит вашу жизнь, вы сами вторую жизнь проживёте. И вашему ребёнку будет легко учиться – спокойнее, комфортнее.

Рассказать друзьям!

Осталось совсем немного времени до окончательного решения родителей в выборе программы обучения для своего ребёнка.
Мы понимаем насколько это жизненно важное решение для будущего маленького человека. У родителей возникает масса вопросов.
Попробуем ответить на некоторые из них через призму видения учителей начальных классов.


1.По каким программам работает школа?


В школе действуют программы:
программа 1-3 с изучением английского языка
программа 1-3 с изучением английского и немецкого языка
программа 1- 4 с изучением английского языка
программа 1- 4 с изучением английского и немецкого языка

2.Как проходит обучение по программе 1-3 с изучением английского языка?

Программу 1 класса дети усваивают до середины декабря, т.е. за первое полугодие учебного года. Понятие «программа» включает в себя все предметы по учебному плану 1 класса:

Обучение грамоте
письмо
математика
окружающий мир
английский язык
изобразительное искусство
художественный труд
музыка
подвижные игры
физическая культура

3. При каких условиях ребёнок может успешно овладеть программой 1 класса в столь короткие сроки?

Для того, чтобы обучение было радостным овладением знаниями и умениями, а не постоянным преодолением трудностей необходимо учитывать:
характеристика состояния здоровья – только первая группа здоровья
школа с углублённым изучением иностранных языков предполагает, что у будущего ученика не должно быть никаких логопедических нарушений
возраст ребёнка не менее 7 лет на 01 сентября

Как показывает опыт, самые успешные дети те, которым на 01.09 есть 7лет 6 мес. Безусловно, есть исключения, но они очень редкие.
Некоторые родители, считают, что ребёнок вполне развит, хотя его возраст не соответствует тем возрастным нормам, которые советуют учесть воспитатели ДОУ, психолог, педагоги дошкольного обучения развивающего курса «Почемучка». Родители оценивают своего ребёнка исходя из домашних условий. Нужно помнить, что индивидуальная работа отличается от работы в коллективе детей, насчитывающем более 30 человек.

Теперь об исключениях - о вполне развитых детях, которые отличаются успехами, но не соответствуют возрастным нормам. Часто в отношении таких детей родители и педагоги произносят фразу: «Почему же так часто болеют?!» Проводится полный анализ, вплоть до графика проветривания и уборки класса и т.п., а причина оказывается в том, что ребёнок физиологически не созрел. С ранним приходом в школу мы теряем самое главное – здоровье.

Если продвижение по программе идёт достаточно успешно, то возникают проблемы в поведении. Порой мы не можем понять, почему ученик поддаётся влиянию детей, поступки которых нас огорчают. Причина в том, что ученик наш ещё маленький, контролировать свои поступки не может. Мы начинаем его отчитывать, а, по сути, мы друг друга не понимаем. Таким образом, мы теряем духовное родство. Это тоже очень страшно.

Мотивация ребёнка. Порой ребёнок соответствует возрастным нормам для данной программы, но по наблюдениям мы видим, что он ещё больше предпочитает играть. Часто про таких детей можно услышать: «Рано привели в школу, ребёнок не наигрался». В школе у такого ребёнка возникнут трудности. Преодолеть их будет невозможно, даже при наличии опытных педагогов. Если мы хотим, мы ищем возможность; если не хотим, мы ищем причину.

Перед выбором программы обучения спросите своего ребёнка, а хочет ли он в школу. Если ребёнок неоднократно ответит, что очень хочет, спросите почему . Ведь некоторые дети идут в школу за общением, а вовсе не за знаниями.

Ребёнок должен уметь контролировать свои действия и поступки (внутренняя организованность) . Одеваться, раздеваться, собирать портфель, организовывать своё рабочее место в классе и дома, выполнять требования учителя с первого раза, подчиняться внутреннему школьному распорядку, быть ответственным за свои школьные победы и неудачи, так как учится он, а не Вы, уважаемые родители.

Безусловно, ребёнок должен иметь первые учебные навыки , которые получил в детском саду и развивающих курсах. К сожалению не все дети овладевают полноценными знаниями. Причин много. Но сейчас мы не будем останавливаться на этом вопросе, тема нашего разговора иная.

Обязательно нужно прислушаться к мнению педагогов и психолога , которые работали с Вашим ребёнком в течение двух или одного года. Мы не просто проводим занятия, но и анализируем продвижение каждого учащегося по программе, независимо от того, к кому придёт учиться тот или иной ребёнок. Каждый педагог помнит о статусе школы и с полной ответственностью подходит к подготовке детей к обучению в нашей школе. Необходимо прислушаться к мудрому совету.

Доля ответственности родителей. Нужно понимать статус школы с углубленным изучением английского языка и Вашу возможность соответствовать этому статусу.

Иногда родители выбирают школу по принципу:

Близко к дому и узнали, что хороший состав учителей, а то, что есть некоторые отклонения у ребёнка - это ничего, учителя научат и воспитают;

Работаем много, задерживаемся, а классы с немецким языком заканчивают во второй половине дня – вот это нам подходит;

Слышали, что сильный педагог. Всеми правдами и неправдами отдам в класс, а какая программа – это неважно;

В семье плохо знают русский язык, а в такой школе не только русскому научат;

В детском саду постоянно нам говорят о нарушении дисциплины. В этой школе его (её) научат себя вести;

Я сама - психолог, учитель, переводчик и т.д. - точно знаю, какой мой ребенок и не нуждаюсь в рекомендациях школы.