Формирование патриотического воспитания у дошкольников. Формирование основ патриотического воспитания у детей дошкольного возраста через реализацию проектов

Родина – это такое простое и сложное понятие одновременно. Она бывает большая и малая, понятная и загадочная, включает в себя так много, но все понятное и близкое сердцу. Любовь к Родине – ценное нравственное качество, которое идет рядом с чувством коллективизма, дружбы, трудолюбия, культуры поведения.

Можно ли его воспитать в людях или оно приобретается при рождении?

Есть люди, которые родились вдали от Родины предков⚔️, но выросли и впитали культуру своей «Новой Родины». Значит, чувство любви к Отчизне можно взрастить, в этом направлении стоит работать родителям, воспитателям, учителям.

Что такое патриотизм

Является ли любовь к Родине безусловной? Вопрос неоднозначный, но с другой стороны родная земля дает нам язык, семью, друзей, образы родного края, возможности для развития и поддержку, культуру, образ мыслей, коллективное «мы».

Очень трудный период для человека – трезвый взгляд на проблемы, которые он видит на Родине. В это момент нужно постараться понять и полюбить ее честно и открыто, только чувство любви к Отчизне в этот момент поможет остаться на Родной земле, сделать все для светлого и счастливого будущего, это цель воспитания.


Понятие «Я - патриот»

В русской культуре и истории заключена огромная база для патриотического воспитания. Герои прошлых лет не раз доказывали свою любовь к Родине своими доблестными поступками, когда на первое место они ставили общее благо в обмен на свою жизнь. Такие исторические эпизоды оставляют неизгладимый след в сознании школьника.

Педагоги и психологи единодушны в том, то школьные годы – это самое благоприятное время для привития чувства любви к Родине, это важная цель периода.

Патриотическое воспитание – это неотъемлемая составляющая гармонично развитой личности. В сознании людей из одной культуры заключены базовые понятии добра и зла, справедливости, долга. Работа над становлением патриотических чувств систематическая и планомерная.


Что включает воспитание патриотизма

Что включает в себя патриотическое воспитание школьников?

  • развитие любви к своему отечеству;
  • готовность действовать в интересах Родины, пренебрегая своими собственными;
  • гордость за культуру Родины, ее достижения, успехи;
  • стремление встать на защиту интересов Родины и народа, когда в этом возникает необходимость;
  • преданность Отечеству.

Уровни патриотизма


Патриотическое воспитание школьников – это повышение активности будущих граждан, развитие ответственности, сохранение духовности, укрепление государства.

Глобальные цели могут быть решены только по средства решения масштабных задач:

  • утверждение патриотических ценностей, взглядов, убеждений;
  • уважение к истории, культуре, героическому прошлому страны;
  • повышение престижа военной службы;
  • вовлечение в решение социально-экономических, патриотических, культурных, правовых вопросов;
  • изучение и понимание основного закона страны, создание условий для реализации всех прав и свобод граждан;
  • привитие гражданам чувства гордости и уважения к своей стране;
  • формирование и развитие терпимости к носителям другой культуры.

Военно-патриотические воспитание - знание военной истории страны и готовность ее защищать

Задачи патриотического воспитания на примере школы

  • Формирование целостной картины и знаний о своей Родине. Эти знания школьник могут получить на уроках природоведения и географии, на первых уроках этих дисциплин учитель дает преставление о расположении, климате, экономике, демографии, культурных особенностях.
  • Знание истории своего Отечества. Программа средней школы включает историю страны, родного края, всемирную историю с проекцией на Родную страну. Россия имеет богатую историю и не простую судьбу, понимание современности невозможно без детального изучения прошлого.
  • Цель - воспитание у подрастающего поколения интереса к окружающему миру. На уроках биологии школьники знакомятся с природой, флорой и фауной, живой интерес вызывает родная природа. Очень популярны среди школьников экскурсии по Родному краю.

Школьный возраст один из самых благоприятных для усвоения норм и знакомства с общественной жизнью.

Патриотическое воспитание вне общества невозможно, поэтому педагоги и психологи часто конкретизируют, что это скорее социально-патриотическое воспитание.


Урок обществознания - один из методов патриотического воспитания

В средних классах вводится такой предмет, как обществознание, который одной из своих целей ставит выработку активной жизненной позиции школьника. Дети активно высказывают свое мнение, взаимодействуют со сверстниками, организуют школьные праздники и мероприятия.

В ходе подготовки у детей появляется общее дело, за которое они несут ответственность.

Совместный труд, работа, анализ мероприятий, изучение литературы и средств массовой информации приобщают школьников к социально-патриотической жизни страны.


Совместные акции ко Дню Флага РФ

Педагоги, намечая план патриотического воспитания, должны ориентироваться на особенности детей школьного возраста.

Методы патриотического воспитания

Детское восприятие отличается от взрослого. Школьники мыслят образами, рисуют яркие визуальные картины, подключаются к восприятию со всей эмоциональностью, живо реагируют на значимые события.

При изучении любого предмета должна быть личностная составляющая, ребенок не может мыслить незнакомыми абстракциями, только та информация, которая значима для него будет усвоена и принята. Например, для изучения истории многие педагоги просят ребенка при помощи старших родственников написать свое родословное дерево.


Составление родословного дерево - метод патриотического воспитания

Школьникам наиболее понятны все вехи истории, которые они воспринимают через жизнь и судьбу близких родственников.

  • Для детей очень важно личное участие в общешкольном деле. Когда школьник участвует в уборке школе, озеленении пришкольного участка, охране порядка, поздравлении ветеранов, то происходит сближение с учебным заведением, родным краем, страной.
  • Патриотические праздники. Сейчас остается все меньше очевидцев событий Великой Отечественной Войны. Многие школы и другие организации берут шефство над ветеранами. В преддверии годовщины памятных событий фронтовиков приглашаю на торжественные встречи. Школьники готовят культурную программу, в ходе которой проводится масштабное исследование и детальная подготовка. Только подготовительные мероприятия способны сформировать у школьников чувство уважения, ценности к современникам тех событий.

Встреча с ветеранами войны и труда - важный метод ВПВ

Мощной эмоциональной составляющей является встреча с ветеранами и тружениками тыла. Эти люди пережили непростое время в своей жизни и жизни страны. Общение с ветеранами оставляет глубокий отпечаток в детском сознании, именно в такие моменты крепнет чувство патриотизма и гордости за свой народ.

Дети мыслят очень конкретно, для них далеки абстрактные образы и понятия. Патриотизм и любовь к Родине начинается для них с любви к ближним людям: маме, папе, дедушке, бабушке. Ребенок должен понять, что окружающие его люди это тоже чьи-то родители, дедушки и бабушки, так формируется чувство любви к ближним, а, следовательно, и к Родине. Чувство уважения формируется во время празднования Международного женского дня, Дня защитника отечества.


Для социально-патриотического воспитания очень важны классные часы, в ходе которых ребенок может акцентировать внимание на свое малой Родине.

Для сердца любого человека очень дороги пейзажи, памятные места, достопримечательности. В сознании навсегда остаются зрительные картины, тактильные ощущения, любимые блюда, близкие люди. Именно благодаря таким воспоминаниям формируется чувство ностальгии, если по каким-то причинам человек покидает Родину. Многие эмигранты отмечают, что тоску по Родине не заменят прекрасные условия и достаток. Детство – одно из самых счастливых времен в жизни человека, где чувство любви к родным местам нельзя ни чем измерить.


Патриотическое воспитание на основе культурно-исторических ценностей

Очень важна в социально-патриотическом воспитании личность учителя. Школьники начальных и средних классов воспринимают слова учителя как истину. Поэтому важна подготовка педагогов и их личное участие. Дети очень тонко чувствую эмоции и фальшь, если учитель пытается убедить ребенка в то, чему сам не верит, то достижения цели не будет.

Для школьников начальных классов и первых классов среднего звена не теряют актуальность игры.

В такой форме детям легче усваивать и запоминать материал. В ходе игры можно познакомиться детей с патриотической атрибутикой. Для детей старшего возраста актуальны концерты и реконструкция важных моментов в истории страны. В такой форме весь материал станет личностно-ориентированным, воспримется ребенком, как родной.


Патриотические игры проводятся уже с первых классов

В кабинете истории можно разместить календарь памятных событий в жизни страны. Визуальное напоминание великолепно работает с детской памятью. Процесс создания календаря можно превратить в настоящее исследование.

В формировании социально-патриотических чувств очень важной составляющей является социальная среда. Если ребенок общается с культурными и образованными сверстниками, то вероятность развития чувства любви к Родине многократно возрастает. Из истории можно вспомнить дворянство с высокими моральными ценностями. Молодые люди из дворян безусловно любили свое Отечество. Среда дает образ поведения, которому подражают дети. На этом этапе важно проанализировать с кем общается ребенок, любые промахи на этом этапе будут серьезно проявляться на всей протяжении жизни человека.


Соревнования на знание истории страны

Важной составляющей социально-патриотического воспитания является историческая эпоха. Если устой и обществе расшатаны, это моментально отражается на молодежи, ее патриотическом настрое. Именно поэтому в эпоху смены режимов подрастающее поколение испытывает растерянность и ищет новые устои.

Формирование правовой среды для развития социально-патриотического воспитания

  • Четкое понимание ребенком своих прав и обязанностей. При этом они должны не просто быть оговорены, а разъяснены ребенку, эмоционально близки.
  • Участие ребенка в жизни класса, совместная разработка правил и законов поседения.
  • Активное и деятельное участие детей в школьной жизни, ответственность за организацию мероприятий и акций.
  • Ощущение защищенности ребенка, опора на школьный коллектив, решение спорных вопросов на основе представлений о справедливости.
  • Рабочая творческая атмосфера и психологический климат.
  • Гуманный подход к личности ребенка.
  • Продуктивное решение конфликтных ситуаций, где делаются выводы, варианты развития ситуаций оговариваются.
  • Работа над общей дисциплиной, чувство порядка.
  • Уважительное отношение к родному языку, постоянная работа над словарным запасом, чистотой языка. Отличной работой над изучением языка – изучение родной литературы и поэзии.

Конкурс патриотического рисунка

Развитие патриотических чувств молодого поколения было актуально во все времена. С древних времен мудрецы и философы общались с молодежью, передавали свой опыт, знания и любовь к Родине. Такая преемственность поколений обеспечивала стабильность государства, создавала надежную опору власти и будущему народа. В периоды резкой смены устоев в обществе молодое поколение оказывалось растерянным, не знало, во что верить, именно такие этапы оказывались очень шаткими для целостности государства.

Роль педагога в патриотическом воспитании

Педагоги прекрасно осознают, что подготовка будущих защитников Родины сложная и многогранная задача, требующая высокой квалификации. Поэтому необходимо постоянно улучшать свое мастерство, пополнять понятийный аппарат новыми знаниями, а главное личным примером воспитывать у детей необходимые качества личности, гражданина.

Особая роль в вопросах ⚔️ военно-патриотического воспитания отводится созданию и работе школьных музеев. Ведь с малого начинается большое. Школьники могут быть задействованы в сборе информации, материалов, создании экспозиции, работать экскурсоводами. В такой деятельности ребята будут ощущать свою значимость, полезность, через сердце пропустят историю своей школы, края. Этот интерес и забота в дальнейшем перерастет в любовь к стране, обществу, государству.

Подводя итог, отметим, что патриотическое воспитание важная часть будущего страны. На основе предыдущих тезисов, сделаем некоторые выводы:

  • результатом патриотического воспитания должно стать воспитание гражданина, горячо любящего свою Родину;
  • только совместные усилия семьи, педагогического коллектива и государства в вопросах воспитания подрастающего поколения, смогут обеспечить полноценное развитие личности с четкой гражданской позицией;
  • воспитывать поколения новой России на героических примерах истории нашей Родины, национальных традициях, культурных и исторических ценностях русского народа.

Главное в патриотическом воспитании, это личный пример взрослых граждан государства, когда дети в повседневной жизни постоянно будут видеть положительные моменты бережного отношения своих взрослых товарищей к родной природе, краю, к ближнему, своей Отчизне.

Не в воздействии на ребенка, а только в сотрудничестве детей с взрослыми, возможно воспитать настоящего гражданина-патриота.

Патриотическое воспитание – это сложный, а главное важнейший компонент общего учебно-воспитательного процесса формирования личности.

Видео: Патриотическое воспитание школьников

Формирование основ патриотического воспитания у детей дошкольного возраста через реализацию проектов


Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня является, одной из актуальных тем воспитательной работы, которое включает в себя развитие у ребенка чувства ответственности перед обществом, чувство привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, почитание предков, уважение к старшим, толерантное отношение к другим людям. Отсюда следует, что приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности - нравственности, началом формирования личности. Особенно актуально решение этой проблемы применительно к детям в дошкольном возрасте, т.к. в этот период личность ребенка находится в стадии своего становления, усвоения правил и норм поведения в семье и обществе .

Идея патриотического воспитания, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Принципы государственной политики в области образования, провозгласившие приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности, любви к Родине, семье, определены государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», которая «является продолжением государственных программ «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 и 2006-2010 годы», сохраняет непрерывность процесса п дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации» .

В ФГОС обозначено, что основным принципом дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Научные исследования О.И. Жуковской, А.А. Люблинской, Т.А. Марковой, Р.С. Буре, М.Д. Маханёвой в области педагогики и психологии подтвердили, что дошкольникам, особенно старшим, доступно чувство любви к родному городу, краю. Однако в данном возрасте невозможно сформировать убеждения, но можно заложить глубокие эмоциональные основы патриотических чувств. Ребенок дошкольного возраста мыслит конкретно. Он должен выполнять конкретные дела, а не оперировать отвлеченными понятиями .

В этом смысле метод проектов наиболее целесообразная форма для решения задач патриотического воспитания, что соответствует заявленной теме.

Цель моей деятельности:

Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, России; культуре на основе исторических и природных особенностей родного края и страны через проектную деятельность.

Поставленную цель реализую через решение задач:

Воспитательные:

·воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

·воспитание уважения к труду;

·воспитание патриотизма, уважение к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: изобразительная деятельность, художественное слово.

Развивающие:

·развитие нравственных норм поведения;

·развитие компетенций, необходимых для успешной социализации подрастающей личности;

·развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.

Образовательные:

формирование чувства сопричастности ребёнка к родной земле, природе и всему живому;

формирование интереса, представлений о русской национальной культуре (народное творчеств обычаи, традиции), воспитание чувства гордости и достоинства как представителя своего народа;

формирование представлений о своей малой родине (история посёлка люди, его прославившие) воспитание любви к своему краю;

формирование представлений о Родине как о многонациональном государстве, воспитание толерантности.

В работе руководствуюсь принципами:

Научности (правильное отражение действительности).

Доступности (соотношение содержания, характера и объёма материала возрастным и индивидуальным особенностям детей).

Системности и последовательности (работа проводится систематически в течение года, от одной возрастной группы к другой, при гибком распределении материала).

Личностно - ориентированного подхода (поддерживать успешность каждого ребенка).

Принцип историзма (сохранение хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).

Принцип гуманизации (умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству) и др.

Практическая часть

Метод проектов, как было сказано выше, наиболее целесообразная форма для решения задач патриотического воспитания.

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей .

Рассмотрим целесообразность использования метода проектов в патриотическом воспитании старших дошкольников.

Во-первых, метод проектов позволяет ребенку почувствовать себя исследователем. Не секрет, что в детских садах иногда пытаются сделать детей энциклопедистами. Запастись знаниями «впрок» никому не удается. Главное - научить ребенка пользоваться источниками информации .

Во-вторых, проектный метод позволяет объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности» .

Использование метода проектов в системе руководства патриотическим воспитанием в дошкольном учреждении можно считать наиболее приемлемым, так как он позволяет сочетать интересы всех участников проекта:

Педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем, использовать в работе современные формы работы.

Родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе патриотического воспитания.

Деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями» .

Возможность использования метода проектной деятельности в работе со старшими дошкольниками обеспечивается характеристиками данного возраста.

Это, прежде всего любознательность, стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие у ребенка вопросы. К старшему дошкольному возрасту внимание у детей становится более устойчивым, наблюдательность - более дифференцированной и долгосрочной, развиваются способности к началам анализа, синтеза, самооценке, появляется стремление к совместной деятельности. Проявляются стремление к совместной деятельности с товарищами, взрослыми, желание быть значимым и полезным, умение находить свое место и видеть свою роль в общей работе.

Проектная деятельность отвечает возрастным особенностям детей 5-7 лет.

Среди них можно выделить:

·непосредственную связь с жизнью, интересными событиями и необычными свойствами привычных предметов;

·возможность достичь объективно и субъективно значимого результата; широкий спектр видов деятельности;

·важность не только результата, но и процесса и способов его достижения;

·возможность действовать в своем темпе, выбирать формы взаимодействия, проявлять познавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность, применять освоенные ранее знания и умения» .

Для успешного использования метода проектов в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста сначала был проведен анализ психолого-педагогической и методической литературой:

.Знакомство с программами патриотического воспитания в ДОУ: «Мы живём в России» Н.Г. Зеленовой, Л.Е. Осиповой ; «С чего начинается Родина?» под редакцией Л.А. Кондрыкинской .

Литература, описывающая особенности проектной деятельности и использование ее в работе с детьми.

Рассмотрим проектную деятельность по теме «Формирование у дошкольников основ патриотического воспитания через знакомство с историей родного города»

Вид проекта:

по контингенту участников : дети дошкольного возраста; воспитатели, родители;

по направленности : меж предметный (ознакомление с окружающим, развитие речи, познание, конструирование, художественное творчество);

по характеру деятельности: информационно - познавательный, творческий;

по продолжительности : работа по проекту рассчитана на 4 учебных года и ведется с детьми на каждом возрастном этапе.

Целью данного проекта является формирование основ патриотического воспитания у детей дошкольного возраста через знакомство с историей родного города.

Задачи:

1. Воспитательные : воспитывать чувство уважения и любви у дошкольников к родному краю, дому, семье, детскому саду, городу, природе, к культурному наследию своего народа.

. Развивающие : развивать познавательную активность детей в процессе ознакомления с родным краем, историей своего города, достопримечательностями и людьми, прославившим его.

. Образовательные : формировать представление у детей о ценности труда взрослых, его общественной значимости.

В процессе совместной деятельности были использованы следующие формы и методы работы :

Øбеседы о родном крае (выносятся темы сложные, требующие толкования, объяснения).

Øиспользование наглядного материала : фотографии, репродукции картин, рисунки, макеты, фильмы, книги.

Øрассказ о городе (воспитатель должен включить в него вопросы к детям).

Øрассказы об исторических событиях города .

Рассказывая, не следует часто употреблять даты, т.к. дошкольникам не доступна хронология. Но чтобы дети поняли, что события проходили давно, можно употреблять такие выражения: «Это было очень - очень давно», «Это было тогда, когда ваши мамы и папы были маленькими» и т.д.

Øзнакомство с достопримечательностями родного города .

Воспитатель рассказывает о различных архитектурных сооружениях: зданиях, Дворцах культуры, соборах. В этих случаях не следует подробно рассматривать специальную архитектурную терминологию. Достаточно выделить что-то главное, что отличает то или иное здание от других.

Øцелевые прогулки и экскурсии

Так как узнать и полюбить город только по иллюстрациям невозможно. Дети должны, прежде всего, знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Но необходимо помнить, что на целевые прогулки и экскурсии следует выходить, соблюдая все требования по охране жизни и здоровья детей.

Øигровая деятельность:

*дидактические игры «Узнай, где я нахожусь?», «Где мой дом?» и др.;

*сюжетно - ролевые игры: «Магазин», «Больница», «Библиотека», «Почта» и др.,

*строительные игры: «Мосты», «Стадион», «Транспорт» и др.

Øхудожественное творчество, конструирование : рисование на тему «Я в детском саду», рисование на тему «Дом для моей семьи»; аппликация «Улицы города»

Øопытно - экспериментальная деятельность (выращивание рассады, посадка насаждений, благоустройство участка).

Приобщая дошкольников к истории родного города, нужно учитывать, что информация, данная воспитателем, должна вызвать в детях не только положительные чувства и эмоции, но и стремление к деятельности. Это может быть желание ребёнка нарисовать то, о чём он только что услышал; рассказать близким или знакомым то, что он узнал в детском саду; посадить около дома цветы, чтобы его двор стал красивее; не сорить и т.д.

От того как воспитатель преподнесёт материал, зависит, воспримет ли ребёнок новые знания, или эта информация не затронет чувства детей, не вызовет у них желания узнать что-то новое.

Работу по формированию патриотического чувства дошкольника к родному краю, дому, семье, детскому саду, городу, природе, к культурному наследию своего народа можно представить в виде модели познания, которая имеет вид лестницы, где на каждой ступени происходит закрепление прошлого опыта и формирование новообразований.

Работа по познанию истории родного края, города, начинается с младшей группы и продолжается до подготовительной.

В работе по формированию основ патриотического воспитания у детей дошкольного возраста через знакомство с историей родного города важна преемственность, сотрудничество с родителями.

При работе с родителями можно использовать такие формы работы как:

§анкетирование родителей «Мой ребенок, какой он?»;

§поддержание групповых традиций совместным участием в них;

§индивидуальные консультации, беседы;

§родительское собрание с презентацией «Воспитать патриота и гражданина»;

§фотовыставки «Мой любимый город», «Самое красивое место в нашем городе»;

§совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций).

Процесс проведения совместной деятельности предполагает гибкость и творческий подход.

Примерный перечень тем по знакомству детей 5 -6 лет (старшая группа) с историей родного города.

Цель: Продолжать развивать представления об изменении позиции ребёнка в связи с взрослением, о семье и её истории; продолжать формировать интерес к «малой Родине», познакомить с достопримечательностями, культурой, традициями родного края, с людьми, прославившим свой край; углублять представления детей о Российской армии: рассказывать о трудной, но почётной обязанности защищать Родину; о том, как в годы войн деды и прадеды сражались за нашу страну. Формировать первичные представления о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Учить бережно относиться к тому, что сделано руками человека.


Работа с детьми и родителями

ТемаЦель деятельностиСвязь с другими видами деятельностиСроки выполнения«Какой я?», «Я и моё имя»Продолжать знакомить ребёнка со своей индивидуальностью; воспитывать чувство собственного достоинства; развивать стремление совершенствовать себя.*Беседа на тему «Для чего человеку имя?». *Рисование на тему «Мой лучший друг». *Труд на участке детского сада.сентябрь«Я и моя семья»Дать представление о родственных связях в многопоколенной семье; вызвать желание узнать о членах семьи, их занятиях, интересах.*Беседа на тему «Где мы отдыхали летом?» (рассматривание фотографий). *Сюжетно - ролевая игра «Семья». *Создание герба семьи (совместно с родителями). *Сотворчество детей и родителей «Моя семья» (рисунки, фотографии, интересные случаи из жизни семьи); * «Сядем рядком, поговорим ладком» - значение семьи в жизни ребёнка и семейные традиции.октябрь«Мой любимый детский сад»Познакомить детей с некоторыми помещениями д/сада, рассказать об их назначении; дать знания о профессиях людей, работающих в д/с, учить ценить их труд и заботу.*Беседа о важности всех людей, работающих в детском саду. *Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.ноябрь«Новый год уж на пороге»Формировать первоначальные представления об обычаях и традициях разных народов, познакомить с новогодними традициями города; закладывать основы праздничной культуры.*Беседы о встрече Беседы о встрече Нового года. *Изготовление подарков к празднику. *Конкурс новогодней игрушки (с родителями). *Проведение утренника. *Экскурсия на Административную площадь (просмотр подготовки к новогоднему празднику).декабрь«Мой город»Продолжать знакомить с историей родного города и его достопримечательностями; вызвать интерес к традициям города и людям, прославившим его; развивать желание принимать посильное участие в преобразование своей «малой Родины».*Рассказ о городе (местоположение, достопримечательности) - просмотр фотографий. *Слушание песни о городе. *Рисование на тему «Мой город» *Коллективная аппликация «Улицы города» *Семейные прогулки по городу: знакомство с архитектурой и достопримечательностями города *Беседа о растительном и животном мире города.январь«Наши защитники»Углублять представления детей о Российской Армии (рода войск, военные профессии); рассказать о трудной, но почётной обязанности защищать Родину в мирное время.*Спортивный праздник «Вместе с папой». *Рассказы пап о службе в армии (приход гостей в группу). *Изготовление подарков к празднику. *Экскурсия в музей.февраль«Очень я люблю маму милую мою»Формировать в сознании детей образ мамы, как самого дорогого человека. Пробуждать интерес к разным профессиям; воспитывать уважение к людям труд.*Беседа о мамах. *Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму?» * Рисование на тему «Как я помогаю маме?» *Изготовление подарков маме *Проведение утренникамарт«Ой, блины, блиныПродолжать знакомить с народными традициями и обычаями, народными гуляньями (Масленица). Рассказать о русской избе, её внутреннем убранстве, предметах быта, одежды.*Экскурсия в музей на тематический час «История русской избы». *Просмотр иллюстраций одежды, предметов быта в старину. апрель«Этот день Победы»Формировать чувство уважение к войнам, защищавшим нашу страну; воспитывать патриотические чувства.*Беседа о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны. *Экскурсия с родителями на парад. *Слушание военных песен. *Экскурсия в музей. *Просмотр фильмов.май


Заключение

патриотический воспитание ребенок

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре .

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию: любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Именно поэтому проектная деятельность наиболее подходит для формирования основ патриотического воспитания у детей дошкольного возраста.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др.

Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей, как на равноправных участников формирования детской личности.

Данная работа может быть использована педагогами ОУ, воспитателями ДОУ, социальными педагогами.

Список использованной литературы


1.Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольника. - М.: ЦГЛ 2004 г.

2.Гладкова Ю. Метод проектов в руководстве работой по нравственно-патриотическому воспитанию [Текст]/Ю. Гладкова // Ребенок в детском саду. - 2008. - №2. - С. 11-14.

.Зеленова Н.Г. Мы живём в России. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007 г.

.Казаков А.П. Детям о великой Победе. - М.: Издательство Гном и Д, 2007 г.

.Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? - М.: ТЦ Сфера, 2004 г.

.Маханёва М.Д. Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста - М.:АРКТИ, 2004 г.

.Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание. - М.:Линка - Пресс, 2003 г.

.Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методические рекомендации. Маханева М.Д.

.Постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. №795 о Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: #"justify">.Тимофеева Л.Л. Метод проектов в ДОУ [Текст]/ Л.Л. Тимофеева // Управление ДОУ. - 2011. - №3. - С. 22-28.

.Трофимова Г.Е. Проектная деятельность в воспитании у детей любви к родному городу [Текст]/ Г.Е. Трофимова // Управление ДОУ. - 2009. - №1. - С. 83-85.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

“Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни” говорил замечательный актер Е.Леонов. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими впечатлениями обогатят.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Выполнение программы по патриотическому воспитанию требует реализации путем нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса.

Новые формы работы моделируют творческий процесс и создают микроклимат, где проявляются возможности для творческой стороны интеллекта.

Необходимо ясное понимание того, как мы хотим воспитывать патриотизм у дошкольников: чувство любви к Родине, малой родине, своим родным, уважение к взрослым и т.д.

Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Необходимо помочь ребенку открыть то чудо, приобщая его к природе, быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с историей своей Родины, ребенок начинает любить ее и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. И чем лучше дети будут знать ее, тем лучше поймут значение того, что происходит сегодня и тем яснее представят будущее. Человек, любящий Родину, не способен на предательство, преступление. А это так важно в наше время.

Белые пятна в истории, забытые добрые традиции и положительный опыт старших поколений – это все властно требует от нас по-новому взглянуть на место и роль человека в масштабе социума, региона, страны. Для того, чтобы считать себя сыном или дочерью России, надо ощутить себя частью народа, принять русский язык, историю, культуру. Когда ребенок начинает активную жизнь, о сталкивается со множеством проблем и трудностей, связанных не только с тем, что еще мало знает об этом мире, он должен и хочет познать его.

Целью моей работы является совершенствование нравственного воспитания, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине.

Для достижения этой цели мною были определены следующие задачи:

  • Формировать интерес каждого дошкольника к истории своего города, края, страны; основы экологической культуры; гуманного отношения ко всему живому; умение видеть историю вокруг себя.
  • Воспитывать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, ее истории, обычаем, традициям.
  • Помочь родителям сохранить и развить любознательность детей в процессе совместных мероприятий: родители – дети – детский сад.

В решении поставленных задач руководствуюсь постановлением Правительства РФ от 11 июня 2005 г. № 422 “О государственной программе “Патриотическое воспитание граждан РФ”,использую Программу по патриотическому воспитанию дошкольников: “Это русская сторонка, это Родина моя”, Программу воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, что дает возможность планомерно и систематически вести работу в этом направлении.

В своей работе убеждаю детей, что любовь к Родине начинается с малого – с любви к матери, с уважения к людям, окружающих тебя, с родного дома, улицы, с умения находить вокруг себя то. Что достойно восхищения.

Мама – самый дорогой и близкий человек. Огромную работу проводим с детьми к Международному Дню 8 марта, к Дню матери. Вместе с детьми изготавливаем подарки, открытки, приглашения на праздники, организовали выставку рисунков: “Мамочка любимая моя”, участвовали в спортивном празднике, посвященном Дню матери; в группе оформили фото – альбом: “Мама, мамочка, мамулька”.

Дети с мамами принимали участие в выставках, конкурсах: “Чудо с грядки”, “Золотые руки мамы”, “Цветочная фантазия”, “В гостях у Самоделкина”. Все эти мероприятия способствовали гармонизации детско-родительских отношений.

В процессе всей работы использую занятия особого вида, главной задачей которых является воспитание у детей патриотических начал: “Оборона Севастополя” – рассматривание картины; чтение отрывка из поэмы А. Твардовского: “Василий Теркин”. На таких занятиях стараюсь превратить детей из зрителей и слушателей в активных, эмоциональных участников. Экскурсии по родному городу, где знакомлю детей с достопримечательностями города, воспитываю интерес к прошлым и настоящим событиям города, рассказываю, в честь кого назван город, с памятниками нашего города. Знакомство с родным городом и страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка изобразить то, о чем только что он услышал и увидел. Поэтому эта работа обязательно продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к окружающему миру. Во время изобразительной деятельности обязательно звучат знакомые мелодии, таким образом, дошкольники как бы “возвращаются” вновь увиденным кадрам.

Посещение краеведческого музея, изучение и знакомство детей с краеведческой литературой, организация выставок фотографий, создание фотоальбомов различной тематики непосредственно связаны с трудом людей разных профессий, различными сторонами общественной жизни человека во всей его целостности и многообразии.

Развивая умение у дошкольников проявлять интерес к народной культуре, истории, посещаем выставки народных мастеров, проходящих в городской библиотеке. Полотна сахалинских художников, украшения и поделки из кожи, меха, чешуи рыбы вызывают у ребят восторг. Дети узнают о многонациональном населении нашего острова, о быте и жизни различных народностей.

Приобщение к народным праздникам и традициям – важная особенность патриотического воспитания детей.

Участвуем с детьми в народных праздниках: “Веснянка”, “Масленица”, “Пасха”. В процессе работы над праздником, дети много узнают о русских обычаях, традициях.

Организуя праздники героико-патриотической тематики, я одновременно стараюсь учить и воспитывать детей. Здесь они по настоящему играют военных, поют военные песни. И порой не отличить, где игра, где реальность.

Работа с детьми по патриотическому воспитанию ведется и через ознакомление с художественной литературой. Знакомство с книгами познавательного и художественного характера, иллюстративно – дидактическим материалом обязательно сопровождается музыкой.

В своей работе по воспитанию патриотизма у детей использую произведения устного народного творчества, так как оно является богатейшим источником познавательного и нравственного развития. В пословицах, поговорках, сказках, былинах метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.

Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все сферы деятельности детей. Поэтому проводилось много занятий, где дети могли самостоятельно исследовать какую-то проблему:

“Откуда хлеб на стол пришел?”
“Богатыри земли русской.”
“Сундучок бабушки Арины.”
“В единстве наша сила.”

Большое место в организации работы по этой теме принадлежит игре, так как она является основной деятельностью дошкольника. Дети обыгрывают бытовые, трудовые, общественные сюжеты. Игры – драматизации по любым сказкам, использование различных видов театров: кукольный, настольный, плоскостной. Через все игры кранной чертой проходит нравственное, эстетическое, физическое воспитание детей. Дети старшей подготовительной группы всегда демонстрируют свои “артистические” способности малышам. Все получают удовольствие, радость от общения. Театр – синтез всех видов искусств, и активное его использование помогает ребенку ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое отношение к тому уголку Родины, в котором он живет. Близость театральной деятельности для ребенка, лежит в его природе и находит свое отражение стихийно потому, что она связана с игрой. Участвуя в театрализованных постановках, дети очень ярко и эмоционально выражают свое доброжелательное отношение к миру природы, окружающему миру. Через занятия театра я пробуждаю у детей стремление к самовыражению через движение, речь, мимику, жест, ритмопластику, стремимся сформировать у детей самостоятельность, творческую активность, побороть скованность, напряженность, неуверенность.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота, готовым встать на защиту Родины. Провожу с детьми “уроки мужества”, приглашаем на встречу воинов – афганцев, солдат – срочников из воинской части, ветеранов Великой Отечественной войны.

Очень большая работа проводится к Дню Победы. Провожу занятия: “Их имен не смолкнет слава”, “Города – герои”, “бронзовый солдат”, “Дети и война”, В группе вместе с детьми и родителями оформляем уголок “Мы помним…”: родители принесли фотографии родных, участников ВОВ, взрослые, при встрече с детьми, рассказывали о родственниках, прошедшие огненные тропы войны. Дети с трепетом рисовали портреты воинов.

Интересно прошел конкурс чтецов, посвященный Дню Победы, конкурс рисунков “Война, война”, развлечение “на привале”.Каждый год чествуем ветеранов, возлагаем цветы к обелиску воинам – освободителям, ходим на экскурсию в музей школы № 1 “Память”. Организуя праздники героик-патриотической тематики, я одновременно стараюсь учит и воспитывать детей. Здесь они по настоящему играют в военных, поют военные песни.

В группе создан уголок “Моя Родина”, где представлены фото-альбомы различной тематики, игры экологической направленности, есть глобус, портреты президента, председателя правительства. Дети бережно относятся к предметам, когда – то принадлежавшим их прадедушкам и родным.

Большие потенциальные возможности патриотического воздействия заключаются в музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, трудом, бережным отношение к природе, жизнелюбием, чувством юмора.

С музыкальным фольклором дети знакомятся на занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые в слушании и ритмической деятельности для детей дошкольного возраста, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. Органично вплетенные в жизнь детей мудрые народные пословицы и поговорки, забавные частушки, загадки и потешки вызывают у детей интерес к творчеству России, желание продолжать знакомство с ним.

Работа по формированию чувства любви к родному краю, стране более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители не только большие и активные помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребенка. Родители вместе с детьми участвуют при проведении развлечений, в досугах и праздниках, которые стали традициями ДОУ: “День защитника Отечества”, “День защиты детей” и другие; в оформление фотовыставок и выставок детского творчества “Великий праздник День Победы”, “Мы на севере живем”.

Для родителей подготовила и провела консультации на темы: “праздник в дом пришел”, “Роль семейных традиций и обычаев в воспитании подрастающего поколения”, “Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки”, “Формирование гражданско- патриотической позиции детей дошкольного возраста”. Привлекаю родителей к активному участию в сборе краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции уголка в группе.

Работая с детьми и их родителями, стараюсь формировать у детей познавательную активность, стремление узнавать как можно больше, применять свои знания на практике. В будущем это позволит детям занять активную жизненную позицию. Родители активно сотрудничают по всем вопросам с воспитателем, оказывают помощь в решении многих вопросов. Ведь воспитание должно идти совместно, чтобы оно оказывало воздействие на личность ребенка на много лет вперед.

Результат своего труда вижу в диагностике, которую провожу 2 раза в год:

2008–2009 2009–2010 2010–2011 2011 сентябрь
Высокий 50% 75% 37% 50%
Средний 15% 25% 50% 50%
Ниже среднего 10% 13%

В работе над данной темой, я хорошо понимаю, что для целенаправленного результативного выполнения данных задач необходим основательный и практический багаж:

  • Изучение новинок методической литературы;
  • Повышение квалификации педагога;
  • Разработка перспективного плана по патриотическому воспитанию.

Все аспекты в целом дают положительный результат в работе с детьми.

Вывод: Воспитание патриотических чувств представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви, дружбы, добра, истины сливаются с познавательной активностью, представлениями о современной действительности, деятельно – практическим отношением к миру.

Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире.

Надо быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уважать себя и учить этому других. Если целостность этого процесса нарушится, разрушится связь между поколениями. Воспитание патриотических чувств есть и будет одним из главных составляющих воспитания маленького гражданина.

В дальнейшем я планирую продолжить работу по данной теме, поскольку считаю, что патриотизм – главная черта русского народа, он помогает воспитать чувства любви к Родному краю и окружающему миру. И от нас, взрослых, зависти, какими будут наши дети, что они унесут из детства.

Литература:

  1. Е.Ю.Александрова, Е.Д. Гордеева, М.П. Постникова, Г.П. Попова “Система патриотического воспитания в ДОУ” 2007, “Учитель”.
  2. Е.А. Алябьева Тематические дни и недели в детском саду”. 2010, Москва.
  3. М.Б. Зацепина “Дни воинской славы”. 2008 г, Москва.
  4. Л.А. Кондрыкинская. Мотодическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. 2005 г., Москва.
  5. Дошкольное воспитание № 1, 8 2005 г.

 /  Воспитание патриотизма в детях

Как пишет слово «родина» ваш ребенок? С большой или маленькой буквы? Конечно, это не говорит об истинных чувствах к родной стране. Так нужно ли воспитывать в ребенке любовь к нашему региону, городу, Российской Федерации? И кто должен заниматься патриотическим воспитанием: родители или учителя? Поговорим обо всем подробно в нашей статье.

Вы узнаете все о патриотическом воспитании вашего ребенка. Мы расскажем о том, когда, зачем и кто должен прививать любовь к родине.

Что такое патриотизм?

Патриотизмом называют как родину для конкретного человека вообще, так и чувство преданности своему отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов.

Патриотическому же воспитанию можно дать с десяток определений, но мы остановимся на том, которое, как нам кажется, лучше всего отражает суть этого процесса. Итак, патриотическое воспитание - это систематическая деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своей родине, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов страны.

Но если со взрослыми все понятно: кто-то получил порцию патриотизма в армии, кто-то профессионально изучал историю и военное дело — оказать влияние на взрослого человека могли очень многие факторы, то как рассказать ребенку, что любить Россию — это хорошо. И нужно ли это делать?

Свежая статистика говорит о том, что с чувством патриотизма у подрастающего поколения в наше время туговато: опросы в школах, секциях среди детей разных возрастов показывают, что молодежь не интересуется особо своей родиной, ее судьбой, историей. А чувство любви к ней практически исчезло с радаров.


Как привить ребёнку любовь к школе? Читайте в нашей статье!

Патриотизм - в лучшем своем значении - чувство положительное , глубоко личное, благородное и достойное всяческого уважения . Любовь к собственной стране, к Родине, к своему родному городу. Бережное , уважение авторитетов и лучших из соотечественников. Знание истории, культуры, искусства родного края . Все это похвально и правильно.

Но в худшем своем проявлении патриотизм переходит в шовинизм, национализм, и даже - фашизм . Презрение и уничижение других рас, государств, их достижений, мировоззрения и . Неоправданное высокомерие, стремление к экспансии, завоевании, «перевоспитании» людей непохожих на «своих».

Как воспитать в своем ребенке патриотизм без фанатизма, не впадая в крайности и не нарушая «мировой гармонии»?

Значение патриотизма для детей

Для малыша важно «правильность» и четкая структура окружающего его мира . Когда все вокруг «хорошо» и «справедливо», «красиво» и вообще — «комильфо» — ребенок спокоен, его развитие гармонично и психика стабильна. Для дошкольника вполне достаточно «основ» — частичных, мозаичных знаний о собственном государстве. «Патриотически окрашенные» беседы с родителями , обогатят лексикон и жизненный опыт. Пусть ребенок гордится своим домом, школой, городом и страной - в этом нет ничего плохого!

О необходимости развития патриотизма

Собственно, что такое «патриотизм для детей» ? Это как «классическая музыка для малышей» — переработка и адаптация по возрасту, по уровню восприятия и понимания серьезных и «взрослых» явлений .

  • Начнем с малого, но главного: с . Не стоит при малыше критиковать правительство, государственное устройство, политику. Делать упор на недостатки (хотя бы разбитые городские дороги и некрашенные фасады зданий). Дети чутко улавливают родительские интонации и настроение. Никакими поучительными беседами не вывертишь отчуждение, презрение и недоверие; память сохранит ваши невзначай оброненные реплики, а не «патриотические» разговоры.
  • Рассказывайте об истории страны, говорите на правильном языке, грамотно пишите, не коверкайте речь - уважение к культурному наследию - часть патриотизма .
  • Разучите слова гимна, покажите флаг государства и городской герб , посетите краеведческие музеи.
  • Но не переусердствуйте: нахваливая и отдавая дань достижениям «наших», не принижайте «чужого» — не зароните семян национализма в тонкую детскую душу!

Вне зависимости от степени собственного патриотизма, растите ребенка в гармонии с миром и позитивном жизненном настрое !