Характеристика на воспитанницу доу. Положение ребенка в группе

Характеристика из детского сада на ребенка – это документ официального характера, в котором указывается вся детальная информация о воспитаннике. Независимо от того, для каких целей оформляется бумага, в ней должны быть только объективные сведения о поведении, личных качествах и других характеристик ребенка дошкольного возраста. Образец характеристика на воспитанника ДОУ можно скачать ниже.

Существует вероятность дальнейшего использования документа школьными педагогами и другими преподавателями. При составлении бумаги необходимо руководствоваться основными правилами ее заполнения.

Часто подобная характеристика составляется для органов опеки, выявления неблагополучной семьи.

Действующим Законодательством РФ не предусмотрено унифицированного бланка для составления документа данного вида. В связи с этим допускается его оформление в свободной форме. При этом необходимо соблюдать правила русского стиля и деловой стиль повествования. В большинстве случаев у сотрудников дошкольных учреждений имеется специально разработанный образец документа.

Также характеристика часто составляется на воспитателя ДОУ – .

Как составить характеристику на ребенка в ДОУ

В обязательном порядке в характеристике должна присутствовать следующая информация:

  • основные данные о ребенке дошкольного возраста. ФИО, точный адрес проживания, период времени, на протяжении которого он посещает дошкольное учреждение;
  • характеристика семьи – ее состав, статус, оценка родительского воспитания;
  • состояние здоровье воспитанника ДОУ, описанное с физической и психологической стороны;
  • описание активности в детском саду, характеристика имеющихся навыков и знаний, манера общения с другими детьми;
  • личные черты характера ребенка дошкольного возраста;
  • заключительный вывод. В нем указывается общая информация о процессе адаптация малыша в ДОУ.

Для того чтобы дать адекватную оценку поведения ребенка и охарактеризовать его максимально точным образом, воспитателю ДОУ необходимо придерживаться ряда рекомендаций. Специалист, который работает с детьми, должен регулярно осуществлять несколько действий:

  1. наблюдать за воспитанником. Отдельное внимание следует уделять наблюдению за малышом во время игр и других мероприятий, во время которых он взаимодействует со сверстниками;
  2. обратить внимание на семью ребенка – кто чаще всего приводит и забирает ребенка из детского сада, как малыш реагирует на встречу с родителями;
  3. по возможности провести беседу с малышом и его законными представителями. Это необходимо для оценки влиятельности взрослых на поведение ребенка.

Информация социального характера

Важную роль в процессе составления характеристики занимают социальные сведения. Из них основными являются условия, в которых проживает ребенок. В характеристике следует отметить такие данные:

  • степень влияния семьи на поведение воспитанника ДОУ. Наличие или отсутствие негативных факторов – асоциальной жизни родителей. Здесь же указывается тип семьи – неполная, многодетная, опекунская;
  • наличие у близких родственников ребенка болезней, которые могут косвенно влиять на состояние здоровья дошкольника;
  • материальный статус родителей. Следует отметить – получает ли воспитанник ДОУ все необходимое для его правильного развития.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НА ВОСПИТАННИКА

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

____________________________________________________________

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СВЕДЕНИЯ

1. Ф.И.О. ребенка:__________________________________________________________________________________________________________________________________________2. дата рождения:______________________________________________________________3. домашний адрес:____________________________________________________________4. сведения о семье:____________________________________________________________Состав семьи – полная, не полная, в разводе, брак не зарегистрирован. Ф.И.О. мамы, место работы, занимаемая должность - ____________________________________________________________________________________________________________Ф.И.О. папы, место работы, занимаемая должность - ____________________________________________________________________________________________________________

    жилье – благоустроенное, неблагоустроенное, полу благоустроенное ; кто осуществляет воспитание ребенка в семье – папа, мама, тетя. Дядя, дедушка, бабушка ,________________________________________________________________ откуда прибыл в Д/о – из семьи, детского сада № - ___, какую группу посещает _________________________________________________ степень сформированности культурно-гигиенических навыков – сформированы, не сформированы ; особенности адаптационного периодадлительно протекал, тяжело длительно протекал, протекал без особенностей;_____________________________________
_________________________________________________________________________

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.особенности внимания: зависит внимание от характера деятельности, не зависит внимание от характера деятельности, достаточная концентрация, недостаточная концентрация, устойчивое, неустойчивое, полный объем, неполный объем, быстрая переключа6мость, медленная переключаемость, произвольно, непроизвольно. 2. особенности восприятия натуральных объектов, картин: Последовательно, непоследовательно. Точно, не точно. Полный объем, неполный объем. 3. навыки ориентировки в пространстве: на листе бумаги – путается, хорошо ориентируется, плохо ориентируется, определяет клетку, не определяет клетку, держит строчку, не держит строчку ; на себе – путается, ориентируется, не ориентируется, путается в определении право – лево, не путается в определении право – лево ; в помещении – ориентируется, не ориентируется . 4. ориентировка во времени: времена года – . дни недели – путается, ориентируется, не ориентируется . части суток – путается, ориентируется, не ориентируется. 5. особенности памяти: преобладает слуховой тип памяти, преобладает зрительный тип памяти. 6. характер воспроизведения материала: точно, неточно, логично. Нелогично, последовательность нарушена, последовательность не нарушена, полный объем, не полный объем. 7. запоминание и воспроизведение зависит от содержания запоминаемого: описание, тексты, стихи, цифры, картины, события и др . _______________________ __________________________________________________________________________ 8. тип мышления: наглядно – действенное, образное, словесно – логическое. 9. освоение программных требований: «Образовательная область « Коммуникация»

    Родовые обобщения « игрушки», « продукты», «обувь», « одежда», «посуда», «мебель»,
_________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ Связная речь Пересказ произведений умеет - да, нет, допускает ошибки Составление рассказов по картине, серии картин- да, нет, допускает ошибки Составление рассказов из опыта, по опорным словам, по моделям, по плану Умение вести диалог да, нет, Словарь Активное владение бытовым словарем Родовые и видовые обобщения (овощи, фрукты, животные, растения) Грамматическая правильность речи Использует в речи простые, распространенные предложения. да, нет Использует суффиксы и приставки – да, нет, допускает ошибки Использует систему окончаний различных частей речи. да, нет, допускает ошибки Звуковая культура речи Владеет произношением шипящих, свистящих, сонорных звуков да, нет, допускает ошибки Воспроизводит (не воспроизводит) фонематический и морфологический рисунок слова Говорит внятно, в среднем темпе_____________________________________ (Не) выразительно читает стихи Грамота Термины «слово», «звук» -знает, не знает, путается Звуковой анализ слова- знает, не знает, путается Свободное общение Использует формы речевого этикета (в соответствии с возрастом, не в соответствии с возрастом) Общается с сверстниками (сдержано, эмоционально, отстаивает свою точку зрения, конфликтует, избегает общения, избирательно) Образовательная область «Познание» Ознакомление с природой Эмоциональная отзывчивость на природу -(не) проявляет Отношение к природе - (не) проявляет любознательность Признаки живых организмов - знает, не знает, путается Назначение основных органов и частей растений и животных -знает, не знает, путается Сезонные изменения в природе -знает, не знает, путается Представления о трудовых процессах в природе- не знает, путается Представления: О домашних животных -знает, не знает, путается О диких животных -знает, не знает, путается Места произрастания и обитания растений и животных - знает, не знает, путается Человек - особенности внешнего вида, различия и сходства - знает, не знает, путается Развитие элементарных математических представлений геометрические фигуры знает, не знает, путается, частично знает, узнает, не узнает; основные цвета (красный, зелёный, синий, желтый) – знает, не знает, путается, частично знает, узнает, не узнает; основные оттенки (оранжевый, розовый, голубой, фиолетовый, салатовый, коричневый, серый) – знает, не знает, путается, частично знает, узнает, не узнает ; прямой счет (0-5) – ; прямой счет (0-10) - знает, не знает, путается, частично знает ; обратный счет - знает, не знает, путается, частично знает ; Знание цифр - знает, не знает, путается; Представления о длине, высоте, ширине предметов знает, не знает, путается Группировка предметов по признакам __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________
    Образовательная область «Художественное творчество» - освоена, не освоена, освоена частично, владеет карандашом, не владеет карандашом, владеет ножницами, не владеет ножницами, владеет кистью, не владеет м кистью; _____________________________________________
_________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________
    Образовательная область «Физическое развитие» соответствует возрасту, не соответствует возрасту;
Сформированы навыки КГН (не) в соответствии с возрастомОбразовательная область « Труд»
    особенности крупной и мелкой моторики:
выполняет точно, выполняет неточно, своевременная переключаемость, несвоевременная переключаемость, медленный темп, быстрый темп, нормальный темп, заменяет движения, не заменяет движения. навык держания карандаша – есть, нет ; навык держания кисти – есть, нет ; навык держания ножниц – есть, нет ;
    особенности осознания цели и условий трудовой деятельности:
осознанно, неосознанно .
    умение планировать процесс своего трудового задания:
умеет, не умеет .
    навыки работы со схемами, образцами:
сформированы, не сформированы.
    характер выполняемых поручений
инициативен (на) – да/нет; ответственен (на) – да/нет, самостоятелен(на) – да/нет
Образовательная область « Социализация»

    в игровой деятельности:

активность проявляет, активность не проявляет, инициативен (на), мало инициативен (на), не проявляет инициативу, является лидером, не является лидером .

    тип игровой деятельности, характер взаимодействия в игре:

игра – манипулирование, игра рядом, совместные игры, сюжетно-ролевые игры, др. __

__________________________________________________________________________

    предпочитаемые игры:

настольно-печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, спортивные, игры со строительным материалом.

    берет на себя роли в соответствии с сюжетом

    использует в игре атрибуты, конструкторы, строительный материал, предметы заместители. (использует, не использует, иногда)

    считается с интересами других детей (да, нет, иногда)

    умеет решать споры (умеет, не умеет, зависит от ситуации)

    выполняет правила игр. (да, нет, иногда)

    играет в различные дидактические игры (умеет, не умеет)

ВЫВОДЫ ВОСПИТАТЕЛЯ:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________

«______» ___________________2012 г
Воспитатель группы ____________________ /___________________/

Заведующий: /__________________/

Педагогическая характеристика

на Иванова Ивана Ивановича.

Дата рождения: 24.10.2009г. (5лет 11мес.)

В МАДОУ ДСКН№4 г. Сосновоборска Иван поступил 02.11.2012года. Адаптация прошла легко. Группу компенсирующей направленности для детей с нарушением речи посещает с 08.10.2014года. В настоящее время в детский сад ходит с желанием.

Домашний адрес: ул. Партии Комсомола, дом 6, кв. 2.

Сведения о семье:

Мать: Иванова Светлана ивановна 1980 г.р.

Место работы: безработная.

Отец: Ивановов Борис Иванович1977 г.р.

Образование: средне - специальное.

Место работы: ИХЗ, слесарь-наладчик.

Семья полная, проживает в двухкомнатной квартире. Материальный достаток ниже среднего. У Ивана есть младший братик Костя 2014 г.р. Родители не принимают участия в мероприятиях детского сада и группы, не взаимодействуют с педагогами, домашняя работа по заданию логопеда не ведется, не выполняются советы и рекомендации. Дома мальчик любит играть с машинками, собирать пазлы, смотреть мультфильмы. Игрового уголка у ребёнка нет. Всей семьей вместе проводят досуг: гуляют, отдыхают на природе.

У Ивана II группа здоровья. Общая моторика развита недостаточно. Хронические заболевания отсутствуют, но у ребёнка много пропусков по болезни. Ведущая рука – правая. Мелкая моторика слабо развита. Засыпает быстро, сон продолжительный.

При общении со взрослыми и сверстниками Иван использует элементарные формы вежливости (может поблагодарить, извиниться, поздороваться, попрощаться). Мальчик усвоил социальные нормы поведения и правила в разных видах деятельности.

Основную общеобразовательную программу дошкольного учреждения не усваивает по всем видам деятельности. Малоактивен, познавательная мотивация недостаточно сформирована. Предлагаемый материал запоминает только после многократного повторения, требуется направляющая и обучающая помощь педагога. Не может объяснить то или иное действие, ситуацию, задачу, используя развернутое эмоционально окрашенное высказывание. Может сосредоточенно заниматься одним видом деятельности в течение 30 минут, не отвлекаясь на посторонние, не связанные напрямую с актуальным занятием объекты. Не всегда может установить причинно-следственные связи. Полностью инструкцию не удерживает, ему необходимо ее постепенное предъявление.

Иван различает плоские геометрические фигуры. Знает основные цвета спектра и их оттенки. Недостаточно хорошо ориентируется в пространстве, на листе бумаги. Не владеет речевыми формулировками для обозначения пространственных свойств предметов и отношений между ними. Владеет счетом в прямом и обратном порядке в пределах 10. Не может назвать времена года, дни недели, части суток, месяцы.

Ребёнок охотно участвует в хоровом пении и выполнении музыкально-ритмических движений. С желанием принимает участие в праздниках и развлечениях, проводимых в детском саду.

С нормативами данного возраста по физической культуре Иван справляется на низком уровне. Навыки в основных видах движений не сформированы. Испытывает затруднения в работе с мячом, прыжках, метании. С желанием участвует в играх соревновательного характера.

Ваня неуверенно владеет ножницами, кистью и карандашом. Закрашивает и штрихует, выходя за контур. Изобразительной деятельностью занимается с желанием, проявляет творчество, его работы отличаются аккуратностью. В конструировании замыслы бедны, однообразны.

Ранее нарушенные звуки Ивану поставили, изолированно он их произносит правильно, но ни один звук не автоматизирован. Словарный запас не соответствует возрасту. Грамматический строй сформирован недостаточно. Ребенок в диалоге пользуется простыми фразами. Пересказать короткое литературное произведение может только с помощью, составить связный рассказ по серии сюжетных картинок затрудняется. Любит участвовать в играх-драматизациях, неуверенно играя свою роль. Навыки языкового анализа и синтеза сформированы недостаточно. Мальчик знает не все буквы русского алфавита, навыком чтения не владеет

Ваня доброжелательный и спокойный мальчик. Идет на контакт со взрослыми и детьми, но инициативы в общении не проявляет. Лидером не является. Старается избегать конфликтных ситуаций. С желанием участвует в играх, предложенных другими детьми. Долго может заниматься одним видом игровой деятельности, не сопровождая игру речевыми высказываниями. С интересом играет в настольные, сюжетно–ролевые, подвижные игры.

Мальчик не способен выбрать себе занятие самостоятельно, за помощью к взрослым не обращается. Выполняет поручения педагога. У ребенка не сформирована саморегуляция собственных действий.

Иван отличается чувствительностью, впечатлительностью. Умеет различать настроения других людей. В аффективных ситуациях проявляет негативные эмоции, выражая это мимикой и жестами. К своим неудачам относится эмоционально. Темп деятельности ниже среднего.

За соблюдением правил личной гигиены ребенка требуется постоянный контроль. В детский сад Иван приходит в неопрятной одежде, с грязными ногтями.

Примерная схема характеристики ребенка

I. Общие сведения о ребенке

Фамилия, имя

Дата рождения

Общее физическое развитие

Состояние здоровья

Состав семьи

П. Особенности личностного развития

    Развитие самосознания - уровень притязаний и самооценки,

    развитие самоконтроля,

    осознание нравственных норм Нравственные черты личности Интересы и склонности, мотивы поведения Волевые черты личности Особенности развития эмоций и чувств Проявления темперамента и характера

    Особенности развития видов деятельности Изобразительная

Конструктивная Игровая Трудовая Учебная

Общение с родителями, воспитателями, сверстниками

    Особенности развития речи:

диалогической

монологической (связной)

    Особенности развития познавательной сферы личности

Внимание

Восприятие

Воображение

Мышление

    Основные направления в развитии психики ребенка

Пример характеристики

Миша Н., 1987 года рождения. Общее физическое развитие и состояние соответствует норме. Первая группа здоровья.

Семья неполная: мама, бабушка и Миша.

Воспитание носит женский характер. С мамой мальчик находится короткое время. Воспитанием преимущественно занимается бабушка.

Миша не всегда правильно оценивает свои возможности Успех в деятельности побуждает его выбирать более трудные задания. Мальчик всегда стремится достигнуть качественного результата. Придает очень большое значение тому, как оценивает его результат взрослый. Самооценка несколько завышена. Но в совместной со взрослым деятельности склонен оценивать себя адекватно.

Миша четко формулирует нравственные качества; нельзя драться, надо делиться с другими, нужно доводить дело до конца и т.д., осознает необходимость их выполнения. Адекватно реагирует на нарушение нравственных норм другими детьми. Однако нравственные нормы не всегда выполняют функцию регулятора поведения мальчика. Нормы хотя и осознаются, но нередко нарушаются Здесь обнаруживаются следующие особенности. Чаще он нарушает нормы в общении со сверстниками, чем со взрослыми. Причем это зависит от отношения к сверстнику: дружеские отношения заставляют Мишу сдерживать непосредственные побуждения. К тому же нормы чаще нарушаются в отношении воспитателей, чем в отношении мамы и бабушки. Таким образом, нравственное поведение мальчика достаточно ситуативно и зависит от личности того, с кем он общается.

Предпочтение Миша отдает дидактическим играм: лабиринты, домино, лото, увлекается конструированием. Удачное преодоление трудностей при выполнении задания вызывает радость, энтузиазм, стремление попробовать свои возможности в более трудном задании. Следовательно, можно говорить о достаточно устойчивой познавательной направленности Миши, сформированности познавательных интересов. Любимым видом деятельности остается игра, хотя сюжетно-ролевые игры не имеют для него особой привлекательности. Чаще он играет один, обыгрывая постройки из конструктора. Преобладают игровые и познавательные мотивы. Соподчинение мотивов проявляется преимущественно в присутствии взрослых. В общении со сверстниками Миша не сдерживает сиюминутные побуждения, руководствуется только своими желаниями. Однако может самостоятельно поставить цель деятельности, удерживать ее. Но это зависит от отношения к деятельности, связано с интересом. Планирование деятельности вызывает затруднения. В общении со взрослыми Миша контролирует свои эмоции. В общении со сверстниками ведет себя развязно, гримасничает, издает нечленораздельные звуки. Понимает и правильно оценивает такие социальные эмоции, как сочувствие, сопереживание, но в жизни их почти не проявляет. К сверстникам чаще проявляет антипатию или безразличие. Предпочитает общаться с двумя детьми" Аней Г. и Ромой А. Но эти контакты очень неустойчивы.

Проявляются черты сангвинического темперамента. Миша живо откликается на то, что привлекает его внимание. Живая мимика и выразительные движения. Быстро и в течение длительного времени может сосредоточивать вйимание. Энергичный и работоспособный. Может долго выполнять деятельность, не утомляясь. Уравновешены активность и реактивность. Мишу легко дисциплинировать. Быстрый темп речи. Легко сходится с новыми людьми, легко привыкает к новым требованиям и обстановке. Навыки формируются быстро и легко. Преобладают положительные эмоции.

Характерны следующие особенности видов деятельности. Трудится неохотно, только по предложению взрослого. Трудовыми навыкими и умениями владеет плохо. Нередко прекращает трудиться под влиянием помех. Трудовая деятельность часто переходит в игровую.

Сформированы предпосылки учебной деятельности. Следует указаниям взрослого точно и т быстро. В случае непонимания задает вопросы. В ответах и действиях не подражает другим детям. Проявляет самостоятельность и инициативу.

Играть предпочитает один. Мотивирует это так: «Я люблю, когда тихо, спокойно, не мешают. Ну и сам себе играю». Охотно принимает в игру взрослых. Не проявляет стремления включиться в игру других детей. Отклоняет их предложения. Если иногда и участвует в сюжетно-ролевых играх, то берет на себя второстепенные роли. К лидерству не стремится.

Много времени отдает конструированию, но творчество проявляет недостаточно. Постройки стереотипны.

Рисует охотно, но динамику объектов передает редко. Сюжеты разнообразные: сказочные, бытовые, игровые. Хорошо владеет техническими навыками.

Тип общения со взрослым - внеситуативно-познавательный. Главный мотив - получение новой информации о мире предметов и явлений. Активно использует речь в качестве средства обг ения. Задает много разнообразных вопросов.

Связная речь развита недостаточно. Пересказывает неохотно и с трудом. В речи мало прилагательных. Но словарный запас большой. Слова употребляет точно по смыслу. Использует в основном простые предложения.

Цвета дифференцирует точно, знает их названия. Идентичность по цвету устанавливает с помощью зрительного соотнесения.

Преобладает непроизвольное внимание. Достаточно часто проявляется непроизвольное внимание, особенно в процессе получения новой информации. Легко переключает внимание, а его устойчивость и концентрация зависят от заинтересованности деятельностью.

Самоконтроль в процессе запоминания развит слабо, хотя может сознательно прилагать усилия, чтобы запомнить. Развита словесная память. Тексты запоминает легко. Несмотря на большой запас знаний, воображение, как произвольное, так и непроизвольное, развито слабо. В изобразительной и конструктивной деятельности преобладают стереотипы. Но особую трудность вызывает составление сказок. Хорошо развиты мыслительные операции. Легко обобщает, сравнивает, достаточно подробно анализирует.

      Необходимо постоянно ставить Мишу в ситуацию морального выбора и оценивать все его поступки для формирования нравственного поведения.

      Использовать совместную со взрослым деятельность с целью развития воображения: «Давай вместе порисуем, придумаем сказку» и т.п.

      Дать постоянное трудовое поручение, показать его значимость и важность для других.

      Заинтересовать Мишу сверстниками, сначала путем наблюдения за их деятельностью.

      Попытаться объединить в дидактических играх Мишу и сверстников со сходными интересами.

6. При проведении всех организованных форм деятельности предусматривать задания соответствующей трудности для поддержания познавательного интереса.

Вам необходимо написать характеристику на ребенка... Составление характеристики на воспитанника дошкольного учреждения может оказать серьезное влияние на его дальнейшую судьбу, поэтому не стоит ее недооценивать. Задумываясь о том, как написать характеристику на дошкольника, очень важно суметь подчеркнуть достоинства его личности, чтобы при дальнейшей педагогической работе суметь раскрыть их в полной мере. Обязательно при составлении характеристики следует указать на недостатки, которые не только мешают ребенку общаться и развиваться, но и вырасти в полноценную личность, которая будет пользоваться уважением окружающих.

Сегодня написать психолого-педагогическую характеристику — это дать оценку гармоничности развития ребенка на данный момент времени. В основном составление характеристики на ребенка дошкольного возраста — демонстрация качеств, которые он уже сумел проявить. В основном они касаются поведения в коллективе и отношения с ровесниками и старшими.

Любая схема составления характеристики, как и образец составления рекомендаций, вполне типична. Начать лучше с общего описания — «ребенок в возрасте стольких-то лет посещает ДОУ в течение определенного времени». Затем можно дать оценку его личностных качеств, сразу бросающихся в глаза, — скромность или уверенность, спокойствие или непоседливый характер. Необходимо описать качества, которые ребенок проявляет в определенной ситуации — при похвале или порицании, наказании или критике. Обязательно нужно рассказать, как он взаимодействует в коллективе и на какую роль претендует, является ли лидером или, наоборот, скрывается под маской скрытого активиста, действуя незаметно и более осторожно.

Предлагаем вам несколько схем характеристики на ребенка дошкольного возраста.

Педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста

1-й вариант

1. Как долго ребенок посещает дошкольное учреждение, в том числе часто ли он болеет, охотно ли ходит в детский сад.

2. Как ребенок ведет себя в дошкольном учреждении (как контактирует со взрослыми, воспитателем, сверстниками).

3. Достаточно ли он овладел навыками самообслуживания.

4. Как ребенок усваивает программу воспитания и обучения в ДОУ, какие затруднения испытывает, как относится к занятиям и как ведет себя на занятиях (какие особенности поведения способствуют. а какие препятствуют усвоению и закреплению знаний, умений, навыков).

5. Особенности игровой деятельности ребенка.

6. Какое участие принимают родители в развитии и воспитании ребенка.

7. Что вызывает у воспитателя наибольшие трудности или беспокойство.

2-й вариант

1. ФИО ______________

2. Возраст (дата рождения) ______________

3. Учреждение _______ группа ______ год обучения _________

5. Как усвоена программа (математика, развитие речи, изобразительная деятельность и др.) ______________

6. Характер затруднений (постоянные, временные, конкретизировать какие) ______________

7. Как ребенок относится к трудностям? (Безразлично, тяжело переживает, стремится преодолеть затруднения или становится пассивным, теряет интерес к работе или проявляет усилия при преодолении учебных трудностей и др.) ______________

8. Реакция ребенка на оценку его работы ______________

9. Понимает ли ребенок требования воспитателя? ______________

10. Работоспособность (может ли активно, целенаправленно работать или отвлекаем, рассеян, к концу занятий увеличивается количество ошибок; сонливость, покраснение, потливость, жалобы на головную боль и т.п.) ______________

11. Особенности развития познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения) и речи ребенка ______________

12. Особенности игровой деятельности ______________

13. Основные трудности и причины отставания (по мнению педагога) ______________

14.Поведение в группе (во время и вне занятий) ______________

15. Взаимоотношения со сверстниками ______________

16. Наличие вредных привычек. Имеются ли странности в поведении, в чем выражаются? ______________

Дата ______________

Педагог ______________ Печать учреждения

Психолого-педагогическая характеристика на ребенка дошкольного возраста

1. Общие сведения о ребенке.

ФИО ______________

Дата рождения ______________

Домашний адрес ______________

Дата поступления в детский сад, откуда поступил (из семьи, другого детского сада), были ли длительные перерывы в посещении детского сада, по каким причинам ______________

2. Характеристика семьи.

ФИО родителей, год рождения, место работы ______________

Состав семьи: полная, неполная, многодетная, наличие братьев и сестер ______________

Кто занимается воспитанием ребенка (мать, отец, бабушка, другие) ______________

Уделяется ли достаточное внимание воспитанию и обучению ребенка? ______________

3. Соматическое здоровье: более редко, часто, болеет простудными заболеваниями, имеет хронические нарушения здоровья, плохо ест, трудно и беспокойно спит ______________

4. Характеристика деятельности: навыки самообслуживания (может ли самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы, может ли самостоятельно одеться, раздеться, обуться, завязывать и развязывать шнурки, пользоваться ложкой, вилкой, умеет ли убирать свои вещи и постель) ______________

5. Игровая деятельность: безразличие или интерес к игрушкам, любимые игры, понимает ли правила игры, выполняет ли их, вносит ли изменение в содержание игры, доступность воображаемой ситуации, роль в коллективной игре, поведение в конфликтной ситуации, отражает ли свой опыт в игре, (не)умеет поддерживать игру.

6. Конструктивная и графическая деятельность: умеет ли правильно собирать матрешку, пирамидку, складывать простые фигуры по образцу из счетных палочек, выполнять постройки из кубиков; навыки рисования (дом, дерево, человек и др.), лепки (скатать шарик, брусок из пластилина и др.); изображение вертикальных и горизонтальных линий, вогнутость линий, изображение фигурок по образцу.

7. Отношение к занятиям: не способен контролировать свою деятельность, не доводит дело до конца, мешает педагогу, детям, быстро истощаем, работает медленно и неравномерно, темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова». Принимает ли помощь и какую: словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую; как преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности; (не)стремится преодолеть, бросает работу, поднимает за другими, плачет, переживает и нервничает, обращается к воспитателю, детям за помощью, самостоятельно ищет выход.

8. Личностные особенности: адекватность эмоциональных реакций, активность или пассивность в различных видах деятельности, наличие или отсутствие инициативы, уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с детьми и взрослыми; застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, навязчивость, робость; преобладающее настроение; поведение: спокойное, адекватное ситуации, беспокойное; нравственные качества: адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям, чувство привязанности, любви, добра, склонность прийти на помощь или вредить, обижать других, агрессивность, живость и т.д., умение подчиняться требованиям взрослых, аккуратность, чистоплотность, адекватность эмоциональных реакций на одобрение и порицание.

Психолого-педагогическая характеристика на выпускника ДОУ для поступления в школу

1-й вариант

ФИО, дата рождения, адрес ______________

Воспитанника ДОУ № _______, группы № ________

Дата поступления в ДОУ ______________

1. Сведения о семье: ФИО матери, год рождения, место работы; ФИО отца, год рождения, место работы; условия воспитания. Семья полная, неполная, условия удовлетворительные или нет, указать причины неудовлетворительных условий.

2. Запас сведений об окружающем ______________

3. Характеристика познавательных процессов: внимание (соотношение произвольного и непроизвольного, концентрация); память; мышление (особенности анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление причинно-следственных связей); сенсорное развитие (свойства предметов, ориентировка во времени); речь (словарь, грамматический строй речи, звукопроизношение); звукобуквенный анализ.

4. Развитие элементарных математических представлений

5. Особенности моторного развития (общая и мелкая моторика, ведущая рука, наличие двигательной расторможенности, состояние конструктивного и графического навыков).

6. Сформированность мотиваций к учебной деятельности

7. Эмоционально-волевая сфера и индивидуально-психологические особенности ребенка.

2-й вариант

1. Общие сведения о ребенке: ФИО, дата рождения, домашний адрес, с какого времени посещает ДОУ.

2. Характеристика семьи: ФИО родителей, год рождения, место работы; состав семьи: полная, неполная, многодетная, наличие братьев и сестер; кто занимается воспитанием ребенка (мать, отец, бабушка, другие); уделяется ли достаточное внимание в семье воспитанию и обучению ребенка.

3. Типологические особенности: активный, подвижный, вялый, инертный, медлительный; возбудимый, неуравновешенный, спокойный, уравновешенный, заторможенный, плаксивый; быстрота реакции на словесные раздражители, переключаемость; преобладающее настроение — жизнерадостное, подавленное, без особого оттенка. Отмечаются ли резкие колебания настроения в течение дня; проявляет ли настойчивость при встречающихся трудностях или отступает перед ними; обращается ли за помощью и использует ли ее.

4. Характерологические особенности: общительность, замкнутость (легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя, контакт и общение затруднены, понимание и реагирование на ситуацию не всегда или не совсем адекватны, плохо вступает в контакт, испытывает затруднение в общении, понимании ситуации); отношение к товарищам (дружелюбие, негативизм, доброта, грубость и пр.); отношение к лидерству (стремление к первенству, признают ли за лидера другие, проявляет ли организаторские способности, инициативу); отношение к взрослым; отношение к поручениям, поощрениям, порицаниям; каким видам деятельности отдает предпочтение; активность речевого общения (соответствует возрасту, повышена, снижена, отмечается замкнутость, негативное отношение к речевому общению); поведение (организовано, иногда не регулирует свое поведение, необходим постоянный внешний контроль).

5. Психологические особенности: слуховое запоминание, зрительное запоминание, тактильное запоминание (запоминает быстро или медленно, с трудом, переход в долговременную память, объем оперативной памяти: достаточный, ограниченный, низкий); устойчивость внимания (способен к длительному сосредоточению или быстро отвлекается); характер отвлечения (отвлекается на раздражители, в отсутствие внешних раздражителей); переключаемость внимания (легкая, быстрая, замедленная, затрудненная); распределение внимания (достаточное, затруднено); общий уровень развития внимания (соответствует возрасту, низкий, несформировано).

6. Уровень развития мыслительной деятельности: способность к сравнению, классификации, обобщению, умение выделить существенный признак предметов, явлений; умение использовать приемы для запоминания (опосредованность, группировку, ассоциации).

7. Развитие сенсорных функций: состояние анализаторов, наличие обобщающих представлений о форме, величине, цвете — понятие относительности — соответствует возрасту, несформировано, нарушено.

8. Развитие воображения: яркость, живость, богатство фантазии, способность к оперированию образами, в каких видах деятельности проявляется (музыка, изодеятельность, математика, физкультура, речь, конструирование и т.п.), соответствует возрасту, чрезмерно, слабость процессов воображения.

9. Вербальная часть: понимание рассказов со скрытым смыслом; парные аналогии; сюжетное рассказывание — номинативная и коммуникативная функции речи; умение поддерживать диалог; речевая деятельность адекватна ситуации и возрасту, чрезмерная, трудности инициации речевого высказывания, эмоциональная неадекватность, проблемы развернутой речи, трудности звукопроизношения, наличие заикания, эхолалий, речевых штампов и т.д.

10. Работоспособность на занятиях: отношение активное, заинтересованное, безразличное; во время занятий сосредоточен или часто отвлекается; быстро или медленно включается в работу; темп работы: быстрый, средний, медленный; причины замедленного темпа работы: обдумывание, тщательность выполнения, снижение психической активности (вялость, заторможенность, отвлекаемость и т.д.); утомление проявляется в замедлении темпа, ухудшении качества или в полном прекращении работы; субъективные и объективные признаю! утомления (жалобы на усталость, головную боль, вялость, сонливость, отвлекаемость и пр.); спад работоспособности (в середине занятия, в конце занятия); умение следовать инструкции, способность удержания инструкции по длительности.

11. Произвольность деятельности: удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, доводит начатое дело до конца; в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке, нуждается в частом ободрении; деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия задачи теряются, результат не проверяется, из-за трудностей прерывает деятельность, помощь малоэффективна.

12. Проводимая работа с ребенком: проводилась ли развивающе -коррекционная, сопровождающая работа на протяжении какого времени, вид (по формированию пространственных представлений, развитию познавательных процессов, эмоциональному воспитанию и т.д.); рекомендации для дальнейшей работы; результаты, успешность, формирование навыков (по возрасту, с трудом, отсроченное); работа с родителями, семьей (отношение родителей, успешность, систематичность и т.д).

И в заключение предлагаем вашему вниманию «Портрет выпускника детского сада», который может послужить ориентиром в определении нормального развития ребенка при выпуске из детского сада и составлении психолого-педагогической характеристики.

Портрет выпускника ГОУ д/с № _________

Социальное развитие

1. Ребенок спокойно идет на контакт со сверстниками и взрослыми.

2. Общается со сверстниками, знает правила общения.

3. Управляет своим поведением; знает, что можно и чего нельзя, неагрессивен, недрачлив.

4. Умеет общаться с чужими взрослыми, тактичен.

5. Хорошо адаптируется к новой обстановке, не меняет своего поведения, не возбуждается.

6. Умеет различать (чувствует) отношение и настроение взрослых.

7. Не избегает общения.

Организация деятельности

1. Ребенок инструкцию воспринимает и по ней выполняет действие в соответствии с поставленной целью и задачами; ему не нужно несколько раз повторять задание.

2. Может планировать свою деятельность, не действует хаотично, методом проб и ошибок.

3. Выполняет задание до конца, умеет оценить качество своей работы.

4. Самостоятельно находит и исправляет ошибки в своей работе, не ждет конкретных указаний (сделай так, так и так).

5. Может сосредоточенно, не отвлекаясь, выполнять задание в течение 10—15 мин.

6. Не торопится, не суетится, не требует постоянного внимания взрослых.

7. При неудаче не сердится, принимает помощь взрослых, с подсказкой выполняет задание.

8. Не отказывается от заданий.

Общее развитие

1. Ребенок способен систематизировать и классифицировать общие и отличительные признаки предметов, явлений, процессов.

2. Наблюдателен, анализирует простые причинно-следственные связи.

3. Активно воспринимает любую новую информацию, задает вопросы.

4. Понимает смысл и последовательность событий (на картинах, в простом рассказе, в быту).

5. Имеет элементарный запас сведений о себе, своей семье, быте, умеет ими пользоваться.

6. Имеет элементарный запас сведений об окружающем мире, умеет ими пользоваться.

7. Высказывает собственные элементарные суждения, делает простые логические выводы, может продолжить словесное рассуждение.

Развитие внимания и памяти

1. Ребенок удерживает внимание в течение 10—15 мин, не отвлекается, даже если деятельность не очень интересна (или трудна).

2. Для концентрации внимания в течение 10—15 мин не требуется дополнительных инструкций, внешней организации.

3. Переключается с одного вида деятельности на другой. Не отвлекается на внешние раздражители.

4. Может запомнить 10 не связанных между собой слов при 3— 4-кратном повторении.

5. Произвольно запоминает 10—12 слов при подкреплении наглядными образами.

6. Может сгруппировать по смыслу слова и запомнить их.

7. После нескольких повторений запоминает стихотворение в четыре-восемь строк.

Речевое развитие

1. Ребенок правильно произносит звуки родного языка.

2. Может выделить звук в начале, середине и конце слова.

3. Обладает словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него.

4. Правильно использует предлоги, приставки, союзы, строит предложения.

5. Может самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картинкам.

6. В речи нет незаконченных предложений, не связанных между собой.

7. Передает интонацией различные чувства, в речи нет нарушений темпа (запинок, растягиваний слов, пауз в середине слова и т.п.).

Развитие движений и пространственная ориентация

1. Ребенок уверенно действует в быту (ест вилкой, ложкой, расстегивает и застегивает пуговицы, чистит зубы, одевается и раздевается, шнурует ботинки).

2. Ходит, бегает, прыгает, катается на велосипеде, на лыжах, коньках, плавает, играет в теннис, прыгает через скакалку и т.д.

3. В сохранении равновесия движения координированны и ловки.

4. Хорошо ориентируется в пространстве (способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперед, назад, вверх, вниз, направо, налево и т.д.).

5. Не испытывает затруднений при работе с конструктором, мозаикой, хорошо манипулирует мелкими деталями.

6. Стремится научиться лепить, выпиливать, вязать и т.д.

7. Не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений (умеет чертить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать круг, треугольник, квадрат).

Зрительно - пространственное восприятие и зрительно-моторные координации

1. Ребенок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяя их характерные признаки.

2. Классифицирует фигуры по форме, размерам, направлению штрихов и другим признакам.

3. Различает расположение фигур и деталей в пространстве и на плоскости (над — под, на — за, перед — возле, сверху — снизу, справа — слева и т.д.).

4. Срисовывает (копирует) простые геометрические фигуры, а также сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение и направление штрихов.

5. Копирует буквы, цифры, соблюдая размерность и направление всех штрихов и элементов.

6. Находит часть целой фигуры, конструирует фигуры из деталей по образцу (схеме).

7. Дорисовывает элементы, детали, части фигур по образцу.

Личностное развитие

1. Ребенок осознает, как вести себя со сверстниками и как со взрослыми.

3. Может заниматься, учиться, а не только играть. Может работать самостоятельно, не нуждаясь в присутствии взрослого.

4. Стремится к успеху в тех простых видах деятельности, которые выполняет, способен объективно оценить результат.

5. Может дифференцировать, «что такое хорошо и что такое плохо», оценивать свои поступки, но сама оценка во многом зависит от мнения взрослых.

6. Проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности, миру взрослых и т.п.

7. Стремится к личным достижениям («Я уже знаю, умею»), самоутверждению, признанию.

Здоровье

1. Ребенок не подвержен частым простудным заболеваниям (3— 4 раза в год).

2. Не подвержен тяжелым и хроническим заболеваниям.

3. Спокоен (некриклив), усидчив, нераздражителен.

4. Хорошо засыпает и спокойно спит (не вскрикивает, не вертится, нет ночного недержания мочи).

5. Не подвержен страхам (не боится темноты, одиночества и т.д.).

6. В поведении отсутствуют навязчивые движения (непроизвольные подергивания мышц лица, шеи, моргания, кусание попей и т.д.).

7. В речи нет выраженных задержек в развитии.