Принципы воспитания по педагогике. Шпаргалка: Принципы воспитания

Принципы воспитания

В истории школы и педагогики к настоящему времени сложились клас­сические, традиционные принципы, которые признаются более или менее всеми, подтверждены опытом и исследованиями, отражают наиболее суще­ственные закономерности процесса воспитания. Они составляют основу, систему принципов и свидетельствуют об определенном понимании про­цесса воспитания, не только того, какой он есть, но и того, каким он дол­жен быть и что педагоги должны делать, чтобы воспитание проходило бо­лее успешно. Принципы, будучи системой ведущих идей, требований к процессу воспитания, не только отражают законы и формулируются на их основе, но могут быть результатом педагогической воли, выбора тех, а не других принципов.

Кратко опишем содержание принципов.

Принцип гуманистической направленности воспитания на развитие лично­сти. Понятно, что это наиболее общее требование к процессу воспитания: главная ценность воспитания - человек, раскрытие и развитие его способ­ностей. Такой подход вполне соответствует гуманистической направленно­сти системы образования и шире - всей социальной сферы. Не случайно в международных стандартах по оценке степени развития государств в мире вводится еще один критерий - «человеческое измерение», «качество жиз­ни», кроме традиционных, главным образом экономических, показателей. Ученых, психологов и педагогов, философов и социологов, а также биоло­гов и всех, занимающихся широкими антропологическими проблемами, этот подход ориентирует на дальнейшее изучение и разработку проблем развития человека. Не случайно также, что среди педагогических дисцип­лин возродилась отрасль, названная в свое время К. Д. Ушинским педаго­гической антропологией, а антропологический принцип обосновывается как методологический принцип педагогики.

От воспитателей же и учителей это требует сменить педагогическую по­зицию, направить усилия не столько на формальное изучение дисциплин по программе школы и на формальную воспитательную работу, сколько на развивающую работу с каждым учеником. Есть, правда, неверная тенден­ция противопоставлять ориентацию на знания, программу ориентации на личность. Правильнее думать, что развивать человека, совершенствовать его возможности можно лучше всего, если обеспечивать именно полноцен­ное обучение. Не следует противопоставлять развитие личности обучению. Еще Л. С. Выготским, и не только им, доказано, что обучение, равно как и воспитание, ведет за собой развитие.

Принцип направленности воспитания на освоение культуры, ценностей об­щества, норм поведения. В сущности, принцип воспитания в процессе освоения культуры - это более широкое толкование тезиса «обучение ве­дет за собой развитие». Человек становится человеком только в процессе освоения всего того, что люди называют культурой, эта мысль есть уже в самом понятии воспитания и известна давно. Новое здесь для процесса воспитания в современных условиях то, что в культуре педагогика делает акцент на ценностях. Это в теории воспитания порождает ценностный (ак­сиологический) подход к определению целей и содержания воспитательно­го процесса. Особенно актуально это для России сегодня, когда идет поиск национальных ценностей, идеологии, стимулирующих развитие страны и общества и одновременно не отгораживающих нашу страну и ее граждан от мирового сообщества.

Принцип связи воспитания с жизнью и трудом - это традиционное для советской педагогики требование к воспитанию. Вместе с тем это одно из фундаментальных положений мировой педагогики. На его основе регули­руются как цели и содержание воспитания, так и методика воспитательно­го процесса. Следование этому принципу обязывает школу, систему воспи­тания выдвигать такие цели воспитания и его содержание, которые обеспе­чивают расширение опыта воспитуемых, успешную адаптацию молодежи к жизни. Направленность воспитания на успешное вхождение учащихся в жизнь проявляется, например, в том, что цели образования формулиру­ются как компетенции, т. е. способности выпускника не столько воспроиз­водить теории и правила, сколько уметь получать и использовать информа­цию, осознавать свою позицию по каждому вопросу жизни, сотрудничать с людьми, работать в разных группах, разрешать конфликты и т. д. 3

Принцип связи воспитания, школы с жизнью означает, что учителя на уроках и во внеучебной деятельности детей должны обсуждать с ними жизненно значимые для них проблемы, показывая связь современной действи­тельности с историей и культурой мира. Школьные дисциплины, програм­мы и богатая событиями жизнь ближайшего окружения детей, а также страны и мира дают для этого большие возможности.

Следуя принципу связи воспитания с трудом подростков и молодежи, школа, семья, общество должны организовывать разнообразную трудовую деятельность учащихся, вовлекать их в труд. Возникает, правда, вопрос: ка­кой труд и с какими целями? Есть учебный труд - в мастерской, на школьном участке; труд по самообслуживанию - уборка в школе, интерна­те, дома; общественно полезный труд - участие в делах на пользу района, города, благотворительные акции. Имеется и производительный труд, даю­щий продукт, товар и прибыль. Насколько можно вовлекать школьников во все эти виды труда? Чем руководствоваться в решении этого вопроса? Но есть еще и труд подростков, непосредственно не связанный с процес­сом воспитания, - это их работа в свободное от учебы время. Теперь и в России свободная частичная трудовая занятость учащейся молодежи ста­ла распространенным явлением. Насколько это совмещается с процессом воспитания в школе и как соотносится с целями воспитания и социальны­ми проблемами - эти вопросы должны решаться на основе принципов воспитания, исторического опыта и остроты сегодняшней ситуации.

Принцип воспитания в деятельности. Согласно основному закону вос­питания выдвигается и главное требование к процессу воспитания: что­бы правильно воспитывать, надо вовлекать воспитуемых в различные виды деятельности. Воспитатели должны знать виды деятельности: учеб­но-познавательная, игровая, художественно-эстетическая, общественно-трудовая, спортивно-оздоровительная. Иначе говоря, существуют великие воспитатели, средства воспитания: игра, учеба, искусство, спорт, труд, природа, общественная жизнь. А. С. Макаренко иронизировал над роди­телями и педагогами, которые считают, что воспитывать - значит дей­ствовать нужными словами, т. е. читать мораль. Настоящий педагог дол­жен уметь делать многое, владеть названными средствами воспитания и увлекать всем этим воспитуемых.



Принцип воспитания с опорой на активность личности. Воспитанники могут учиться, принимать участие в жизни школы, класса, в праздниках и труде, что называется, из-под палки, участвуя во всем лишь внешне, формально. Такая деятельность малополезна. Условие воспитания - активная, познательная деятельность воспитанников, такое состояние, когда они во-лечены в деятельность внутренне, психологически, морально. Это значит, то деятельность имеет для них смысл, личное значение, хотя это не всегда сознается. Активность проявляется в интересе, в ответственности, в положительных эмоциях и многом другом. Такое поведение говорит о внутренней работе: о формировании и развитии потребностей, направленности, установок, склонностей, эмоций и воли, привычек, характера - всего того, то составляет личность. Таким образом, воспитывающая деятельность тогда эффективна, когда основана на внутренней «работе» и в свою очередь вызывает, стимулирует этот личностный рост.

Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Во-первых, необходи мо формировать определенную мораль и поведение: человек, живя в обще­стве, входя в разные группы, должен сочетать, гармонизировать общие, об­щественные интересы и ценности, цели со своими личными. Конечно, это серьезная социокультурная проблема, но для воспитания это определенная моральная ценность и цель.

Во-вторых, участие в жизни здорового, развитого коллектива, созданного в классе, группе, на производстве, является мощным воспитывающим сред­ством. В-третьих, педагог должен уметь, учиться создавать коллектив воспи­танников, руководить им и использовать как педагогическое средство.

Принцип сочетания педагогического руководства с инициативой и самостоя­тельностью воспитанников. Воспитание по определению является руко­водством деятельности воспитуемых, педагог не бросает на волю случая раз­витие отношений в классе, общение, взаимодействие. Вместе с тем все регламентировать, подавлять инициативу - значит препятствовать развитию воспитуемых. Поэтому воспитатели должны насколько возможно поручать воспитанникам организацию и выполнение всего того, чем они занимаются в учреждении: самообслуживание, игры, общественную работу. Инициатива, творчество, самостоятельность воспитанников проявляются в таком явле­нии, как самоуправление - участие их в организации и регулировании соб­ственной жизни в учреждении. Для этого создаются, например в школе, органы ученического самоуправления, постепенно вырабатываются их функ­ции, складываются традиции, законы жизни детского учреждения. Педагоги должны опасаться искусственного, формального самоуправления. Его не бу­дет, если у детей есть общие цели и интересы, жизнь школы наполнена раз­нообразными занятиями, событиями, если для каждого есть дело, если педа­гоги и ученики заняты общими делами, важными и нужными для всех.

Принцип уважения к воспитуемому в сочетании с требовательностью к нему. Это положение ярко и убедительно прозвучало у А. С. Макаренко и подтверждено его опытом, а также практикой многих школ и учителей: не вседозволенность и безграничный либерализм, а требовательность при максимальном уважении к личности. Педагогическое требование - это ме­тод воспитания, предполагающий соблюдение норм, выполнение правил поведения, норм отношений между людьми, принятых в обществе, и мно­гое другое. Без этого вообще невозможна жизнь. Вместе с тем взаимодей­ствие и взаимоотношения воспитателей и воспитуемых должны основы­ваться на гуманизме и уважении. Моральные нормы общества и профес­сии, профессиональная этика требуют от воспитателя такого же отношения к воспитанникам, как и ко всем другим членам общества, взрослым. Часто, однако, воспитатели пренебрегают этим, нарушая нормы морали и профес­сии, считая, что с воспитуемым можно обращаться иначе.

Конвенция ООН о правах ребенка является документом, который ори­ентирует учителей на гуманное уважительное отношение к ребенку, на со­блюдение правовых и этических норм в педагогическом процессе.

Принцип воспитания с опорой на положительные качества человека. Это мудрое правило основано на тысячелетнем опыте, на знании психологии че­ловека, на педагогической практике. В любом, даже очень трудном человеке есть качества, черты характера, привычки, способности, поступки, на кото­рые можно опереться, чтобы добиться изменений к лучшему. Надо исходить из того, что люди хотят быть хорошими, жить в согласии с собой и окруже­нием. Поэтому А. С. Макаренко учил подходить к воспитаннику с «оптимис­тической гипотезой», верить в его возможности и желание быть хорошим че­ловеком и членом общества. Поэтому психология и педагогика рекомендуют учителю: не следует постоянно укорять школьника за проступки, осуждать за неправильное поведение, ошибки, а напротив - хвалить, поощрять, поддер­живать то позитивное, что есть в нем. Следует осуждать не человека, а его неверный поступок. Следует часто даже в неправильном поступке увидеть хорошее и сказать об этом: в упрямстве - настойчивость и волю, в непосед­ливости - любознательность. Необходимо также создавать ситуацию успеха для ученика, увлекать доступной перспективой, планами и др.

Чтобы успешно следовать этому принципу, необходимо изучать учени­ков, их семьи, друзей, компании, их особенности.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей. Наукой изу­чены особенности деятельности, психических процессов, поведения людей на разных возрастных ступенях. Например, младшие школьники иначе, чем старшеклассники, пересказывают, запоминают, общаются и т. д. Воз­растные особенности детей обязывают учителя правильно выбирать харак­тер общения, помощи, методы воспитания детей разного возраста.

Индивидуальные особенности людей также требуют учета в воспитании. В дифференциальной психологии описаны различные типы личности, даны характеристики акцентуаций в поведении, изучаются и описываются отклонения в поведении, психология одаренных, способных и, с другой стороны, людей, имеющих проблемы в развитии. Все это помогает воспи­тателю вести адекватную работу. При этом готовых ответов может не быть, и надо, как было сказано, изучать воспитанника и условия его развития, чтобы видеть проблемы в его формировании и найти правильные средства воспитания. Воспитатель в таких случаях должен работать совместно с пси­хологом, врачом, социальным педагогом.

Принцип единства требований (школы, семьи, общества). Это болезнен­ная проблема: школа требует одно, а общество, средства массовой инфор­мации, улица учат другому. Родители сдают детей в школу и снимают с себя ответственность за воспитание. Даже учителя внутри школы дей­ствуют не всегда согласованно. Конечно, школа одна не решит этой проблемы, но процесс воспитания в школе, действия учителей должны быть направлены на обеспечение согласованных действий, взаимопони­мания, даже единства требований, взглядов, позиций семьи, улицы и шко­лы. Для этого общество, отчасти школа должны работать с семьей и соци­альным окружением подростков и детей: осуществлять педагогическое просвещение и даже воспитание родителей, организовывать социальную и педагогическую работу в микрорайоне, педагогическую пропаганду в более широких масштабах. Взрослый вне школы тоже должен быть в из­вестной мере педагогом и быть ответственным за свое непедагогическое поведение.

Описанная совокупность принципов воспитания представляет систему основных требований к процессу воспитания. Читатель должен заметить, что все принципы тесно связаны между собой, характеризуя общий взгляд современной науки на воспитание.

Страница 15 из 23

Принципы воспитания.

Принципы воспитания - общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций по разработке, организации и проведению воспитательной работы.

Принцип гуманистической направленности воспитания предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений.

В случае реализации этого принципа воспитание выполняет следующие функции:

В определенной мере определяет, как объект социализации человек более или менее успешно осваивает позитивные нормы и ценности, а не асоциальные или антисоциальные нормативно-ценностные и поведенческие “сценарии”;

Получает определенные возможности создать условия для эффективной реализации себя человеком как субъекта социализации, для проявления и развития его субъектности в позитивном аспекте;

Может создать такие условия развития человека, которые помогут ему достичь баланса между адаптированностью в обществе и обособлением в нем;

Получает возможность в определенной мере не допустить столкновения человека с теми или иными опасностями на различных возрастных этапах, а также минимизировать и отчасти корректировать последствия этих столкновений, т.е. уменьшить риск превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации.

Реализация принципа гуманистической направленности воспитания в практике эффективно влияет на развитие у воспитанника рефлексии и саморегуляции, на формирование его отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой, на развитие чувства собственного достоинства, ответственности, терпимости; на формирование личности – носителя демократических и гуманистических отношений в обществе.

Современная трактовка принципа природосообразности воспитания предполагает, что воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию ноосферы как сферы разума.

В соответствии с принципом природосообразности воспитания у человека необходимо культивировать определенные этические установки по отношению к природе, к планете и биосфере в целом, а также природоохранное и ресурсосберегающее мышление и поведение. Не менее существенно, чтобы воспитание стремилось к тому, чтобы человек:

Отчетливо понимал происходящие планетарные процессы и существующие глобальные проблемы;

Осозновал взаимосвязь ноосферы и жизнедеятельности человеческих сообществ;

Имел чувство сопричастности природе и социуму как ее части;

Формировал у себя личную ответственность за ноосферу как среду и продукт человеческой жизнедеятельности;

Осознавал самого себя как субъекта, творящего ноосферу, разумно и сохранно “потребляющего”, сберегающего и воспроизводящего ее.

Принцип культуросообразности воспитания , сформулированный в ХIХ в. немецким педагогом Ф.Дистервегом, в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.

В соответствии с принципом культуросообразности воспитания перед воспитанием стоит задача приобщения детей, подростков, юношей к различным пластам культуры этноса, общества, мира в целом. Имеются в виду такие пласты культуры, как бытовая, физическая, сексуальная, духовная, интеллектуальная, материальная, экономическая, политическая, нравственная (которая определяет отношение человека к самому себе, к людям, к социуму, к природе).

В соответствии с принципом культуросообразности необходимо, чтобы воспитание помогало растущему человеку ориентироваться в тех изменениях, которые постоянно происходят в нем самом и в окружающем его мире. Важно, чтобы воспитание помогало ему “вписаться” в изменяющиеся реалии жизни, найти способы самореализации и самоутверждения, адекватные этим реалиям. Не менее важно, чтобы воспитание находило способы минимизации отрицательных последствий тех или иных инноваций, которые могут затронуть как конкретного человека, так и те или иные категории детей, подростков, юношей.

Реалии жизни современного общества и перспективы его развития, проблемы социализации человека и его вхождения в меняющийся мир позволяют считать принцип коллективности воспитания одним из оснований социального воспитания.

Современная трактовка принципа коллективности предполагает, что воспитание, осуществляясь в коллективах различного типа, дает растущему человеку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения, а в целом – для приобретения опыта адаптации и обособления в обществе. В наиболее общем виде коллектив можно определить как формализованную социально-психологическую контактную группу людей, функционирующую в рамках той или иной организации.

Жизнедеятельность коллектива можно рассматривать как открытую и автономную систему. Коллектив функционирует в определенной среде в ряду и во взаимодействии с другими объединениями, в которые входят его члены, что определяет его открытость по отношению к окружающей действительности. В то же время коллектив, будучи организационно оформленной общностью людей, в определенной мере функционирует независимо от окружающей среды, что делает его относительно автономным.

Коллектив как автономная система обладает комплексом тех или иных норм и ценностей, которые учитывая, что коллектив в то же время является открытой системой, разделяются на три слоя. Первый слой – индивидуальные нормы и ценности, одобряемые и культивируемые обществом, которые целенаправленно вносятся в коллектив его руководителями. Второй слой – нормы и ценности, специфические для общества, социальных, профессиональных, возрастных групп, не совпадающие с первыми. Третий слой – индивидуальные нормы и ценности, носителями которых являются дети, подростки, юноши, входящие в коллектив.

В процессе функционирования коллектива все три слоя норм и ценностей превращаются в своеобразный сплав, характеризующий поле его интеллектуально-морального напряжения (термин ученого-педагога А.Т.Куракина). Это поле, специфическое для конкретного коллектива, определяет его автономность и влияние на своих членов. Поле интеллектуально-морального напряжения коллектива – не однородный сплав. Оно распадается, как минимум, на два сектора. Один – ценности и нормы, обязательные для всех членов коллектива, которые регламентируют коллективно-значимое поведение личности; другой – те нормы и ценности, которые, в принципе не противореча первым, предоставляют отдельным микрогруппам и членам коллектива возможности для некоторой самобытности в поведении. Характер норм и ценностей определяет направленность влияния коллектива на те или иные аспекты развития личности.

В любом коллективе складываются две структуры отношений – формализованная и неформализованная.

Формализованная структура коллектива создается его руководителями для того, чтобы организационно оформить коллектив и сделать его способным решать стоящие перед ним задачи. Эта структура отражает деловые отношения управления, которые складываются между руководителями, функционерами органов самоуправления и остальными членами коллектива. Неформализованная структура коллектива отражает неофициальные отношения его членов и имеет два слоя: межличностные отношения всех членов коллектива и сетку избирательных отношений приятельства и дружбы. Отношения, складывающиеся в коллективе, существенно влияют на возможности развития его членов.

Жизнедеятельность коллектива можно рассматривать как процесс проигрывания его членами определенной социальной роли. При этом надо различать два аспекта в проигрывании роли: социальный и психологический.

Социальный аспект включает в себя те ролевые ожидания и предписания, которые диктуются жизнедеятельностью коллектива и несоблюдение которых ведет к социальным последствиям (негативным санкциям). Психологический аспект – это субъективная трактовка членом коллектива своей роли, которая может не совпадать с социальными ожиданиями и предписаниями. Это несовпадение, если оно проявляется в жизнедеятельности, может вызвать негативные санкции, а если не проявляется, может вести к внутреннему напряжению, фрустрации. В оптимальном варианте это несовпадение становится основой проявления творческой индивидуальности человека (человек находит нетривиальные способы исполнения роли члена коллектива, т.е. проявляет креативность – способность создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения).

Жизнедеятельность коллектива, будучи процессом проигрывания социальной роли его членами, становится базой накопления ими социального опыта, ареной самореализации и самоутверждения, т.е. создает возможности для развития человека.

Принцип центрации воспитания на развитии личности. В современной трактовке этот принцип предполагает, что стратегия и тактика воспитания должны быть направлены на помощь детям, подросткам и юношам в становлении, обогащении и совершенствовании их человеческой сущности, в создании условий для развития личности, исходя из ее приоритета перед группой и коллективом. Процесс социального воспитания, воспитательные организации, общности воспитуемых могут рассматриваться лишь как средства развития личности, ограничение приоритета которой возможно настолько, насколько это необходимо для обеспечения прав других личностей.

Воспитание необходимо центрировать на следующих аспектах развития личности:

Физическое развитие (содействие правильному физическому развитию и укреплению здоровья, развитие двигательных качеств, формирование двигательных умений и навыков, формирование устойчивой потребности в систематических занятиях физической культурой);

Сексуальное (сообщение соответствующих знаний, формирование и коррекция полоролевых установок и эталонов мужественности и женственности и др.);

Интеллектуальное (развитие интеллектуальных задатков и способностей; формирование и коррекция культуры проявления эмоций и чувств; развитие восприятия людей, окружающего мира, произведений искусства; реализация возможностей в различных видах интеллектуальной деятельности);

Социальное (овладение способами взаимодействия с людьми, формирование и коррекция необходимых для этого установок и умений; развитие практически-действенных задатков и способностей; формирование и коррекция умений и культуры социального поведения);

Развитие субъективности (развитие рефлексии и саморегуляции, помощь в осознании себя, в самоопределении, самореализации, самоутверждении).

Роль и возможности социального воспитания в каждом из этих аспектов различны (в одних большие, в других – меньшие), но в любом из аспектов оно играет лишь дополнительную роль (более или менее значительную) по отношению к развитию в целом. Кроме того, существенно различаются возможности воспитательных организаций в зависимости от их типа и возрастного этапа развития человека.

Тенденция рассмотрения воспитания как субъект-субъектного процесса, характерная для педагогической теории в последние десятилетия, а также постепенное распространение такого подхода в педагогической практике привели к необходимости сформулировать в качестве важнейшего для педагогики принцип диалогичности воспитания.

Этот принцип предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей, подростков, юношей и в большой мере их развитие осуществляются в процессе такого взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей.

Диалогичность социального воспитания реализуется в обмене между воспитателями и воспитуемыми следующими ценностями:

Выработанными историей культуры конкретного общества;

Свойственными субъектам социального воспитания как представителям различных поколений и субкультур;

Индивидуальными конкретных членов воспитательной организации.

Диалогичность социального воспитания предполагает, что в жизнедеятельности воспитательной организации, наряду с обменом, происходит продуцирование ценностей, от которых зависят поле интеллектуально-морального напряжения коллектива и характер свойственных организации межличностных отношений, что определяет ее воспитательную эффективность.

Обмен, продуцирование и освоение ценностей становится эффективным, способствуя позитивной социализации членов воспитательной организации, если:

Воспитатели стремятся придать диалогический характер своему взаимодействию с воспитуемыми;

Диалогичность социального воспитания не предполагает равенства между воспитателем и воспитуемыми. Это обусловлено возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимных уважения и принятия.

Принцип незавершаемости воспитания предполагает признание каждого возрастного этапа развития человека самостоятельными индивидуальной и социальной ценностями, а не только и не столько этапами подготовки к дальнейшей жизни. За этим принципом стоит признание того, что в каждом ребенке, подростке, юноше всегда есть нечто незавершенное и в принципе незавершаемое, ибо, находясь в диалогических отношениях с миром и с самими собой, они всегда сохраняют потенциальную возможность изменения и самоизменения.

В соответствии с принципом незавершаемости воспитания его необходимо строить таким образом, чтобы на каждом возрастном этапе каждый имел возможность “состояться заново”: заново познать себя и других, заново развить и реализовать свои возможности, заново найти свое место в мире, заново самоутвердиться.

Принцип дополнительности в воспитании. Этот общенаучный методологический принцип, сформулированный выдающимся датским физиком Нильсом Бором в связи с необходимостью интерпретации квантовой механики, имеет большое значение как для теории воспитания, так и для воспитательной практики.

Его применение предполагает следующий подход к определению воспитания:

Рассматривать воспитание как один из социальных институтов, который, в частности, включает в себя взаимодополняющие виды воспитания (семейное, социальное, религиозное, коррекционное), системы воспитания различного уровня (государственная, региональная, муниципальная, локальная), и воспитательные организации различных видов и типов;

Рассматривать социальное воспитание как совокупность взаимодополняющих процессов (например, организации социального опыта, воспитывающего обучения, индивидуальной помощи), создающих условия для развития природных задатков и духовно-ценностной ориентации человека;

Признать, что процесс духовно-ценностной ориентации человека включает в себя, хотя и противоречивые, но объективно взаимодополняющие системы ценностей (западных и восточных культур, традиционных для России и характерных для советского периода ее истории, деревни и города, центра и провинции, различных социальных, профессиональных и возрастных субкультур и пр.), что требует реализации принципов гуманизации, природо- и культуросообразности, коллективности, центрации на развитии личности, диалогичности в воспитании.

Принцип воспитания – это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса.

Требования, предъявляемые к принципам воспитания:

    обязательность;

    комплексность;

    равнозначность.

Обязательность предполагает строгое воплощение принципов воспитания в практику. Нарушение же принципов может резко снижать эффективность воспитательного процесса.

Принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное применение на всех этапах воспитательного процесса.

Принципы воспитания равнозначны , среди них нет главных и второстепенных. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения воспитательного процесса.

Современная отечественная система воспитания руководствуется следующими принципами (И. П. Подласый):

    общественная направленность воспитания;

    связь воспитания с жизнью, трудом;

    опора на положительное в воспитаннике;

    гуманизация воспитания;

    личностный подход;

    единство воспитательных воздействий.

1. Общественная направленность воспитания.

Данный принцип требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность воспитателей на формирование необходимого типа личности. Как лицо, состоящее на службе у государства, воспитатель осуществляет государственный заказ в сфере воспитания. Если государственные и общественные интересы при этом совпадают, а также согласуются с личностными интересами граждан, то принцип реализуется. При рассогласовании целей государства, общества и личности реализация принципа затрудняется, становится невозможной. Школа – социальный институт, общественно-государственная система, призванная удовлетворять образовательные запросы государства в той же мере как общества и личности.

2. Связь воспитания с жизнью, трудом.

Формирование личности человека находится в прямой зависимости от его деятельности, личного участия в общественных и трудовых отношениях. Воспитанников необходимо включать в общественную жизнь, разнообразные полезные дела, формируя положительное отношение к ним.

Участвуя в посильном труде воспитанники приобретают опыт нравственного поведения, развиваются духовно и физически, уясняют общественно важные мотивы труда, закрепляют и совершенствуют моральные качества.

Правильная реализация принципа связи воспитания с жизнью требует от педагога умения обеспечить:

    понимание учащимися роли труда в жизни общества и каждого человека, значения экономической базы общества для удовлетворения растущих запросов его граждан;

    уважение к людям труда, создающим материальные и духовные ценности;

    развитие способности много и успешно трудиться, желания добросовестно и творчески работать на пользу общества и свою собственную пользу;

    понимание общих основ современного производства, стремление расширять политехнический кругозор, овладевать общей культурой и основами научной организации труда;

    сочетание личных и общественных интересов в трудовой деятельности, выбор профессии в соответствии с задачами общества и хозяйственными потребностями;

    бережное отношение к общественному достоянию и природным богатствам, стремление приумножать своим трудом общественную собственность;

    нетерпимое отношение к проявлениям бесхозяйственности, нарушениям трудовой дисциплины, иждивенчеству, лодырничеству, тунеядству, расхищению общественной собственности и варварскому отношению к природным богатствам.

3. Опора на положительное в воспитаннике.

Суть данного принципа состоит в следующем: педагоги обязаны выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества.

Философская основа этого принципа – известное философское положение о «противоречивости» человеческой природы. В человеке положительные качества могут легко уживаться с отрицательными. Добиваться, чтобы в человеке стало больше положительного и меньше отрицательного – задача воспитания.

4. Гуманизация воспитания.

К принципу опоры на положительное тесно примыкает принцип гуманизации воспитания.

Он требует:

    гуманного отношения к личности воспитанника;

    уважение прав и свобод;

    предъявление посильных и разумно сформулированных требований;

    уважение к позиции воспитанника, даже тогда, когда он отказывается выполнять требования;

    уважение права человека быть самим собой;

    доведение до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания;

    ненасильственного формирования требуемых качеств;

    отказа от телесных и других, унижающих достоинство личности, наказаний;

    признание права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые противоречат ее убеждениям.

5. Личностный подход.

Личностный подход понимается как опора на личностные качества, которые выражают важные характеристики для воспитания – направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения.

Принцип личностного подхода в воспитании требует, чтобы воспитатель:

    постоянно изучал и хорошо знал индивидуальные особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки своих воспитанников;

    умел диагностировать и знал реальный уровень сформированности личностных качеств воспитанников;

    постоянно привлекал каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся по трудности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;

    своевременно выявлял и устранял причины, которые могут помешать достижению цели;

    максимально опирался на собственную активность личности;

    сочетал воспитание с самовоспитанием личности, помогал в выборе целей, методов, форм самовоспитания;

    развивал самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, не столько руководил, сколько умело организовывал и направлял ведущую к успеху деятельность.

6. Единство воспитательных воздействий.

Данный принцип – принцип координации усилий школы, семьи и общественности. Его реализация требует, чтобы все лица, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, дополняя и усиливая педагогическое воздействие.

Принципы – общие руководящие положения, требующие последовательности действий при различных условиях и обстоятельствах.

1. Первый принцип воспитания, вытекающий из цели воспитания и учитывающий природу воспитательного процесса, – ориентация на ценностные отношения , постоянство профессионального внимания педагога на формирующиеся отношения воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни – добру, истине, красоте. Условием реализации принципа ориентации на ценностные отношения выступают философская и психологическая подготовка педагога, которая только и позволяет педагогу распознать отношения там, где их не видно за предметностью мира, позволяет за фактом увидеть явление, за явлением – закономерность, за закономерностью – основания жизни. С помощью педагога дети проходят школу добра, но это не значит, что их выбор предопределен. Отправляясь в самостоятельную жизнь, они сами произведут выбор тех оснований, которые заложат в конструируемую ими судьбу.

2. Второй принцип воспитания – принцип субъектности . Педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений. Принцип субъектности исключает жесткий приказ в адрес детей, а предполагает совместное с ребенком принятие решения, чтобы ребенок сам осмыслил: «Если ты сделаешь то-то, будет тебе..., будет другим... Ты этого хочешь? Это будет правильно?» Производится раскрытие сущности действий и поступков в их влиянии на протекание жизни, раскрытие нерасторжимой связи всех человеческих действий с состоянием окружающего мира. Это делается в ходе повседневной деятельности, в отдельные часы групповых размышлений, в индивидуальной беседе с ребенком, через обращение к произведениям искусства и через анализ собственных мыслей и собственных переживаний за определенный период или на данный момент жизни.

3. Третий принцип – принцип целостности воспитания вытекает из попытки согласовать социальные нормы, правила жизни и автономность неповторимой личности каждого ребенка. Этот принцип гласит : «Принятие ребенка как данность, признание за ребенком права на существование его таким, каков он есть, уважение его истории жизни, которая сформировала его на данный момент именно таким, каков он есть, признание ценности его личности, сохранение по отношению к каждому ребенку вне зависимости от его успехов, развития, положения, способностей уважения к его личности».

К личностным предпосылкам по реализации принципа целостности относятся умения педагога в каждой ситуации расценивать частные и одноактные проявления человека в качестве его отношения к миру и конкретным объектам мира.

Союз трех принципов воспитания придает ему гармонически сочетающиеся характеристики: философическую, диалогическую, этическую. Они не могут существовать одна без другой, точно так же, как реализация одного из названных принципов современного воспитания в оторванности от других невозможна.

1. Понятия о принципах воспитания и образования.

2. Великие педагоги о важности принципов в структуре обучения.

3. Характеристика принципов воспитания и образования в современной педагогической науке.

4. Правила обучения и их соотношения с принципами.

Термин «принцип» понимается как основа, руководящая идея, определяющая основное направление деятельности или построение какого-либо механизма и его действия.

Современная отечественная педагогическая наука дает систему принципов воспитания и обучения, которая составляет единство, отражает сущностные особенности учебно-воспитательного процесса и служит руководством в практике образовательной деятельности.

При всей близости процессов обучения и воспитания, следует определить принципы каждого из этих процессов, стремясь осмыслить их специфику, не забывая о некоторой условности разделения.

Принципы воспитания – общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций по разработке, организации и проведению воспитательной работы. Это именно те основания воспитательного процесса, которые определяют главное его направление и всю его систему: содержание, методы, организацию и даже те отношения, которое складывается между его участниками.

К принципам воспитания относят:

1) принцип связи воспитания с жизнью;

2) принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса;

3) принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности,

4) принцип гуманизма, уважения к личности воспитанника в сочетании с требовательностью к нему;

5) принцип опоры на положительное в личности воспитанника;



6) принцип воспитания в коллективе и через коллектив;

7) принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Педагогическая наука утверждает, что все принципы воспитания тесно связаны между собой, отражают целостное представление о том, каким должно быть воспитание и как его нужно организовать. В этом заключается научное значение принципов и их роль в практике.

Принципы обучения – Это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению учебного процесса. Они носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих процесс обучения. Принципы обучения – это знание сущности, содержания, структуры учебного процесса, его законов и закономерностей, выраженное в виде рекомендаций к организации практической образовательной деятельности.

В современной дидактике (теории обучения) рассматривается система принципов, которую составляют как классические давно известные, так и появляющиеся в ходе развития науки и практики, а именно:

1) принцип развивающего и воспитывающего обучения;

2) принцип научности обучения;

3) принцип связи обучения с практикой;

4) принцип систематичности и последовательности;

5) принцип доступности;

6) принцип наглядности;

7) принцип самостоятельности и активности учащихся в учебной деятельности;

8) принцип прочности и действенности результатов обучения.

О важности принципов в структуре обучения писали такие великие педагоги как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.

Так, Я.А. Коменский (1592-1670) сформировал такие принципы как принцип природосообразности (опоры на возрастные особенности и закономерности развития человека), принцип наглядности в обучении («золотое» правило дидактики), принцип доступности и др. принципы классно-урочной системы обучения.

И.Г. Песталоцци (1746-1827) выдвинул требование индивидуализации воспитания, первым предпринял попытку объединить обучение и производительный труд в целях воспитания.

И.Ф. Гербарт (1776-1841) придавал большое значение умственному развитию детей; полагал, что обучение – основное средство воспитания и ввел в педагогику принцип воспитывающего обучения.

А. Дистервег (1790-1866) не только подчеркивал важность «духовной самостоятельности» учащихся в процессе обучения, но и придавал большое значение ее целенаправленному развитию. Он полагал, что самостоятельность детей в процессе обучения является одним из важнейших средств формирования их умственных способностей.

К.Д. Ушинский (1824-1870) привел в систему основные принципы обучения и дал им теоретическое обоснование. В поле его зрения были следующие принципы: научности, посильности и последовательности, наглядности, сознательности, активности и прочности усвоения знаний.

А.С. Макаренко (1888-1934) считал важнейшими принципами воспитания принцип единства уважения и требовательности и принцип воспитания личности в коллективе и через коллектив.

В.А. Сухомлинский (1918-1970) формировал также принципы трудового воспитания, как: единство передового воспитания и общего развития, развитие индивидуальности человека в труде, творческий характер труда, преемственность содержание трудовой деятельности, посильность труда, единства труда и многообразной духовной жизни и т.п.

Все эти идеи великих педагогов применимы и к сегодняшнему дню.

Современная отечественная педагогическая наука дает следующую характеристику принципов воспитания и образования.

Принцип связи воспитания с жизнью означает, что воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективой его развития, отвечать его потребностям.

Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса означает организацию многостороннего педагогического влияния на личность через систему целей, содержания, средств воспитания, учет всех факторов и сторон воспитательного процесса.

Принцип педагогического руководства самостоятельной деятельностью, активностью учащихся опирается на главный закон развития личности: человек развивается в активной самостоятельной деятельности. Поэтому воспитание состоит в организации разных видов деятельности, в которых педагог должен стимулировать активность воспитанников, их творческую свободу, сохраняя, однако, руководящие позиции.

Принцип гуманизма, уважения к личности воспитанника в сочетании с требовательностью к нему регламентирует отношения педагогов и воспитанников и предполагает, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, авторитете педагога, сотрудничестве, доброжелательности. Этот принцип требует от педагога создавать благоприятный психологический климат в группе, положительный эмоциональный фон. Одновременно педагог должен помнить о приоритете воспитательных, образовательных задач, проявлять высокую требовательность к воспитанникам для достижения нужных результатов.

Принцип опоры на положительные качества в личности воспитанника связан с предыдущим и требует от педагога веры в положительный результат воспитания, в стремление ученика быть лучше, стимулирования и развития этого стремления.

Принцип воспитания в коллективе и через коллектив предполагает организацию воспитательных воздействий на личность через коллективистические отношения и деятельность.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся . Педагоги должны знать типовые возрастные и индивидуальные различия учащихся, изучать их доступными способами и в соответствии с ними выбирать определенные средства и методы работы с конкретными воспитанниками.

Согласно принципу развивающего и воспитывающего обучения оно должно не только давать знания, но и формировать личность в целом.

Принцип научности требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное сочетание наук.

Принцип связи обучения с практикой требует, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать знания времени практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, применяя знания в жизни, вырабатывая собственные взгляды.

Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе, требует логического построения, как содержания, так и процесса обучения.

Принцип доступности требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала и точки зрения их возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок.

Принцип наглядности означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала.

Принцип сознательности и активности учащихся в обучении – один из главных принципов современной дидактической системы, согласно которой обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности.

Принцип прочности требует, чтобы знания закреплялись в памяти учеников, стали бы частью их сознания, основой привычек и поведения.

Принципы обучения и воспитания образуют систему, целостное единство, взаимосвязь. Реализация одного принципа связана с реализацией других: активность и систематичность с прочностью, доступность и т.д. Все они вместе отражают основные особенности учебно-воспитательного процесса, как его понимает современная педагогика, дают педагогу совокупность указаний по его организации.

Принципы педагогического процесса конкретизируются в ряде правил, рекомендаций.

В педагогической интерпретации правило – это основанное на общих принципах описание педагогической деятельности в определенных условиях для достижения цели. Чаще всего под правилами понимают те руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного педагогического принципа. Правила являются как бы переходным звеном от теории к практике. В правилах обычно предусматривается типичный способ действия педагогов в типичных ситуациях обучения.

Правила вытекают из принципов обучения. Принципы реализуются через правила обучения, которые есть средство реализации принципов. Правило не только автоматически следуют из принципов, но являются обобщением практического опыта многих поколений учителей. Практический опыт обучения более всего закрепляется именно в правилах.

Обычно правила имеют форму советов, напоминаний педагогу о том, что нужно делать для возможно полного выполнения требований принципа. Например, некоторые правила принципа прочности звучат следующим образом:

Прочное усвоение происходит, если ученик проявляет интеллектуальную, познавательную активность;

Для прочного усвоения надо правильно организовать количество и периодичность упражнений и повторения материала, учесть индивидуальные различия учащихся;

Прочность знаний обеспечивается, когда материал структурируется, выделяется главное, устанавливаются логические связи;

Прочность знаний обеспечивается систематическим контролем результатов обучения, проверкой и оценкой.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Какой смысл дидактических принципов?

2. Как соотносятся в обучении закономерности и принципы?

3. Что значит принцип «общественная направленность воспитания»?

4. В чем сущность принципа «связи воспитания с жизнью и трудом»?

5. Почему Я.А. Коменский назвал принцип наглядности «золотым» правилом дидактики?

Тема 3. Методы и средства педагогического
воздействия на личность

1. Понятие о педагогических методах.

2. Классификация методов педагогического воздействия на личность.

3. Средства педагогического воздействия на личность.

Современная педагогика располагает богатым арсеналом методов и средств педагогического воздействия на личность.

Под методом воспитания в отечественной педагогике понимают способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитуемых, которая направлена на решения задач воспитания. Методы воспитания применяются с целью развития мотивационно-потребностной сферы и сознания воспитанников, выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования.

Метод обучения – это способ упорядоченной, взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования. Методы обучения организуют учебно-познавательную деятельность обучаемых по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.

Знание сущности методов педагогического воздействия повышает эффективность их использования на практике. Познанию методов способствует их классификация (деление на группы по какому-либо признаку). В педагогике нет единой классификации методов педагогического воздействия. Были предложены различные основания (признаки) для классификации методов обучения и воспитания.

В основу одной из последних классификаций методов воспитания положена концепция деятельности, согласно которой выделены три группы методов по их месту в процессе воспитания (Ю.К. Бабанский):

1) методы формирования сознания личности (взглядов, оценок, убеждений, идеалов);

2) методы организации деятельности, опыта поведения;

3) методы стимулирования деятельности и поведения.

Выделение первой группы основано на принципе единства сознания и деятельности. Сознание как совокупность представлений о мире определяет поведение и одновременно формируется в нем. Вторая группа методов выделена на основе тезиса о формировании личности в деятельности. Третья группа отражает потребностно-мотивационный компонент деятельности: одобрение или порицание поступка формирует поведение.

Методы формирования сознания (методы убеждения) главным образом обращены к сознанию личности. Их функции:

Формирование знаний о морали, труде, общении и пр. в сознании воспитанников;

Формирование представлений, понятий, отношений, ценностей, взглядов;

Обобщение, анализ собственного опыта воспитанников;

Трансформация общественных ценностей, норм, установок в индивидуальные.

Основной инструмент, источник методов формирования сознания – слово, сообщение и обсуждение информации. Это не только слово воспитателя, но и суждения воспитанников. Слово авторитетного педагога бывает сильным методом воздействия на умы и чувства воспитанников, но это требует высокой культуры и профессионального мастерства. К этой группе методов относятся: беседа, лекция, рассказ, объяснение, диспут, пример, внушение.

Лекция, рассказ, объяснение – это монологические формы. В каждой из этих форм требуется информативность, доступность и эмоциональность, убедительность. Темы лекций: социальная жизнь, нравственные, эстетические проблемы, вопросы общения, самовоспитания, конфликты и пр.

Диалог, беседа и диспут – такие методы, где имеет место интеллектуальная и эмоциональная активность самих воспитанников. Воспитательная беседа состоит, как правило, из краткого вступления педагога и постановки вопросов для обсуждения, преимущественно проблемного характера. Для проведения диспута требуется сформулировать название, вопросы для обсуждения, выбрать ведущего (если это не педагог), ознакомить участников с правилами. Результатом обсуждения должно быть не обязательное согласие всех, а получение и осмысление информации, самостоятельное размышление и выбор.

Пример – рассказ, показ, обсуждение, анализ образца, литературного или жизненного факта, личности. Его функции – иллюстрация, конкретизация общих проблем, активизация собственной душевной работы воспитанников. Его действия основано на свойстве личности к подражанию, характер которого зависит от возраста.

Внушение (суггестия) – это воздействие на личность с помощью эмоциональных, иррациональных приемов при сниженной критичности личности, при известном доверии к внушающему. В воспитании внушение выражается в создании эмоционального фона для совместных переживаний с помощью музыки, поэзии и т.п. Используются так же элементы психологического тренинга для создания эмоционального состояния, способствующего изменению сознания.

В отечественной педагогике методы организации деятельности и формирования поведения являются ведущими в воспитании. Эта группа методов включает в себя приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации.

Педагогическое требование понимается как предъявление к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе и в его группах. Требование может выражаться как совокупность норм общественного поведения, как реальная задача, как конкретное указание о выполнении какого-либо действия. По форме требования бывают прямые и косвенные. Прямые требования, имеют вид приказания, указания, инструкции, отличаются решительным тоном, особенно на начальном этапе воспитания. Косвенные требования представляются в виде просьбы, совета, намека, они апеллируют к переживаниям, мотивам, интересам воспитанников. В развитом коллективе предпочтительны косвенные требования.

Общественное мнение – это выражение группового требования. Оно используется в развитых коллективах при оценке поступков. Педагог должен формировать здоровое общественное мнение, стимулируя выступления воспитанников с оценкой их деятельности.

Приучение и упражнение способствует формированию устойчивых способов поведения, привычек. Приучение – это организация регулярного выполнения воспитанниками действий с целью их превращения в привычные формы поведения. Упражнение многократное повторение и совершенствование способов действий как устойчивой основы поведения. Упражнение упирается на приучение, тесно с ним связано и реализуется через приучение, выполнение роли в общей деятельности. Приучение и упражнение эффективны, если опираются на положительные мотивы деятельности и в свою очередь формируют их.

Воспитывающие ситуации – это обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию, они могут быть специально организованы педагогом. Их функция создать условия для сознательной активной деятельности, в которой проверяются сложившиеся и формируются новые нормы поведения, ценности. Это может быть ситуация конфликта в группе, выбора правильного решения и пр.

Сущность действия методов стимулирования поведения и деятельности состоит в побуждении к социально одобряемому поведению. Побудителем выступает поощрение (одобрение) и наказание (осуждение) поступка.

Психологической основой этих методов является переживание, самооценки воспитанника, осмысления поступка, вызванное оценкой педагога и/или товарищей. Человеку в группе свойственно ориентирование на признание, одобрение, поддержку своего поведения. На этом основана коррекция поведения воспитанников с помощью его оценки.

Поощрение – это выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поступков, поведения воспитанника или группы. Оно вызывает чувство удовлетворения, уверенности в своих силах, положительную самооценку, стимулирует ученика к улучшению его поведения. Формы поощрения: похвала, благодарность, награждение. Методика поощрения рекомендует одобрять не только результат, но и мотив и способ деятельности, приучать ценить сам факт одобрения, а не его материальный вес.

Наказание – это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения. Педагогически грамотное применение наказания вызывает чувство стыда, неудовлетворенность, корректирует поведение ученика, дает ему возможность понять свою ошибку. Метод наказания требует обдуманных действий, анализа причин поступка и выбора такой формы, которая не унижает достоинство личности. Формы наказания разнообразны: замечание, предупреждение, беседа, вызов на педсовет, перевод в другой класс, школу, исключение из школы. Частным случаем наказания является метод естественных последствий: насорил – убери, нагрубил – извинись.

В качестве метода стимулирования может использоваться соревнование – метод основанный на тяге к игре, состязанию.

В целом методы этой группы рассматриваются как вспомогательные, в особенности наказание: надо так строить воспитание, чтобы была минимальная необходимость в репрессивных действиях.

Метод воспитания, будучи гибким и тонким инструментом прикосновения к личности не может быть ни хорош, ни плох. В основу воспитательного процесса кладутся не сами методы, а их система. Методы воспитания, при помощи которых достигаются ожидаемые результаты, оставаясь принципиально одинаковыми, бесконечно варьируются в зависимости от множества обстоятельств и условий протекания педагогического процесса. Выбор оптимальных методов воспитания подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют цель, содержание, принципы воспитания, конкретная педагогическая задача и условия ее решения, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

В педагогике несколько классификаций методов обучения, имеющих разные основания. Наиболее известна классификация методов обучения по источникам передачи и характеру восприятия учебного материала учащимися, согласно которой словесные, наглядные и практические методы обучения (С.И. Перовский, Е.Я. Голанд).

К словесным методам обучения относятся

- лекция (систематическое изложение материала);

- рассказ (сообщение знаний в виде повествования);

- беседа (подачи информации в виде диалога учителя с учеником по комплексу вопросов темы);

- дискуссия (обсуждение проблемы в виде высказыванийучащихся, руководимые учителем.

К наглядным методам относятся:

- иллюстрация (показ и организация познавательной деятельности на основе экспонируемого объекта);

- демонстрация (показ динамических моделей, приборов, позволяющих наблюдать процессы, измерить их, обнаруживать их существенные свойства).

К практическим методам относятся следующие методы:

- упражнение (многократное выполнение учебных действий с целью отработки умений и навыков);

- лабораторная работа (проведение опытов, расчетов, экспериментов, позволяющих изучить процессы);

- практическая работа (выполнение заданий по обработке материалов, изготовления предметов, продуктов и пр.).

Эта «традиционная классификация» получила всестороннюю и обоснованную критику в работах М.Н. Скаткина и И.Я. Лернера, которые, в свою очередь, предложили в соответствии с характером познавательной деятельности учащихся выделить такие методы как:

- объяснительно-иллюстративный (учитель сообщает знания, а ученик воспринимает, осознает, запоминает);

- репродуктивный (учитель организует формирование умений на основе знания, а ученик воспроизводит, повторяет, отрабатывает умения);

- проблемное изложение (учитель ставит проблему, показывает путь ее решения, а ученик усваивает логику решения);

- частично-поисковый или эвристический (включает учеников в решение проблемы, поставленной учителем, на отдельных этапах);

- исследовательский (ученики под руководством учителя решают проблемы, организуют эксперимент и используют другие средства учебного поиска).

Некоторые дидакты (М.М. Левина, М.И. Махмутов, Т.И. Шамова и др.) предлагают бинарный подход к классификации методов обучения (методов преподавания и методов учения). Поскольку обучение двусторонний процесс, слагающийся из деятельности педагога и деятельности учащихся, то каждый из этих видов деятельности имеет свои цели, содержание и методы, которые взаимосвязаны: методам учителя соответствуют методы ученика, т.е. методы имеют бинарный характер.

Большинство дидактов, однако, описывают метод как систему единых действий учителя и ученика, направленных на решение определенных дидактических задач и целей. По дидактической цели выделяют:

Методы формирования новых знаний;

Методы закрепления знаний;

Методы контроля.

В последние годы наиболее плодотворным и перспективным оказался управленческий подход к разработке и классификации методов обучения. Наиболее характерной в этом плане является классификация методов по их месту в структуре обучения , предложенная Ю.К. Бабанским:

- методы организации и осуществления учебной деятельности (включая методы по названным выше классификациям);

- методы стимулирования и мотивации учения (например, дидактические игры);

- методы контроля и самоконтроля за учебной деятельностью (в том числе устного, письменного, лабораторно-практического контроля и самоконтроля).

В процессе реализации того или иного метода используются различные педагогические средства. Различают средства воспитания и средства обучения.

Средства воспитания – это относительные независимые источники формирования личности. К ним относятся конкретные мероприятия и формы воспитательной работы (вечера, собрания), виды деятельности (труд, игра, учение), предметы, вещи (игрушки, ЭВМ), произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь), природа, учебные и учебно-воспитательные учреждения, общества и объединения, учреждения культуры и искусства, средства массовой информации, религиозные организации и т.п.

Под средствами воспитания понимаются способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди – воспитатели – воздействуют на других людей – воспитанников – с целью вырабатывать у них определенные психологические качества и формы поведения.

Средства воспитания классифицируют по различным основаниям.

1. По характеру воздействия на человека выделяют прямые и косвенные средства.

Прямые включают в себя непосредственно личностное воздействие одного человека на другого, осуществляемый в прямом общении друг с другом.

Косвенные содержат воздействия, реализуемые с помощью каких-либо средств, без личных контактов друг с другом (чтение книг, ссылка на мнение авторитетного человека и др.);

2. По включенности сознания воспитателя и воспитуемого средства делятся на осознанные и неосознанные. В случае использования осознанных средств воспитательного воздействия воспитатель осознанно ставит перед собой определенную цель, а воспитуемый знает ее и принимает ее. При использовании неосознанных средств воздействия принятие воспитательных влияний воспитуемым происходит без сознательного контроля с его стороны, а так же без преднамеренного воздействия со стороны воспитывающего лица.

3. По характеру того, на что в самом объекте воспитания направлены воспитательные воздействия, его средства можно разделить на эмоциональные, когнитивные и поведенческие.

Когнитивные средства нацелены на систему знаний человека, на ее преобразование;

Эмоциональные – призваны вызывать и поддерживать у воспитуемого определенные аффективные состояния, облегчающие или затрудняющие принятие им воспитательных влияний;

Поведенческие – направлены на поступки человека.

Источники получения знаний и формирования умений называются средствами обучения. К ним относятся наглядные пособия, учебники, дидактические материалы, технические средства (ТСО), оборудование, станки, учебные кабинеты, лаборатории, ЭВМ, ТВ и другие средства массовой коммуникации. В качестве средств обучения могут выступать реальные объекты, производство, сооружения. Основные функции средств обучения – это информационная, дидактическая, контрастная. Выделяют две группы средств (по нарастанию возможности заменить действия учителя и автоматизировать действия ученика):

- простые средства :словесные (учебники и другие тексты), простые визуальные средства (реальные предметы, модели, картины и пр.);

- сложные средства : механические визуальные приборы (диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.), аудиальные (проигрыватель, магнитофон, радио), адиовидуальный (звуковой фильм, ТV, видио), средства, автоматизирующие процесс обучения (лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети).

Выбор средств обучения зависит от целей, содержания, методов и условий учебного процесса.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что нужно, чтобы выбрать оптимальные методы воспитания?

2. Как соотносятся между собой различные методы воспитания?

3. Перечислите и охарактеризуйте методы стимулирования и особенности их применения в современных условиях.

4. Нужны ли в наше время в школах и вузах общественные и политические организации типа комсомола, пионерии, скаутов и т.п.?