Психолого-педагогическая гостиная "игротерапия дома и в детском саду". Педагогическая гостиная для родителей

Форма работы "педагогическая гостиная" используется в ДОУ для реализации следующих задач: формирование благоприятного эмоционально-психологического климата в коллективе, повышение самооценки педагогов, изучение характера и психологических особенностей сотрудников, оценка способностей и творческого потенциала, для эффективного осуществления образовательной работы, успешного и конструктивного взаимодействия педагогов. Вашему вниманию предлагается одна из встреч в педагогической гостиной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая гостиная

Тема: «Я – педагог»

Цель:

1.Формирование благоприятного эмоционально-психологического климата в коллективе, повышение самооценки педагогов

2.. Изучение характера и психологических особенностей сотрудников

2. Оценка способностей и творческого потенциала, для эффективного осуществления воспитательной работы и успешного взаимодействия педагогов

Успешное воспитание дошкольника напрямую связано с индивидуальными и профессиональными качествами воспитателя. Однако работа с детьми осуществляется не одним педагогом, а в тесном взаимодействии с коллегами. Поэтому так важно создать благоприятный психологический климат среди сотрудников, поднять самооценку каждого педагога, создать ситуацию успеха, раскрыть творческий потенциал, повысить престиж профессии воспитатель. Отношения в коллективе должны строиться с опорой на такие понятия как нравственность, ответственность, открытость, контактность, коллективизм, организованность, информативность, т.е. хорошее знание коллегами дел в коллективе и знание друг друга Сегодняшнюю встречу мы начнем с представления себя, с презентации. Я предлагаю каждому из вас сформулировать своё жизненное кредо, девиз. (Передавать игрушку)

Задание 2

К. Д. Ушинский сказал, что «В воспитании все дело в том, кто воспитатель»

Я прошу Вас высказать свое мнение по данной проблеме.

Действительно результат воспитания зависит непосредственно от личности самого воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником.

Задание 3

Игра «Хорошо-плохо»

Разделить плакат на 2 части.

Выделить положительные и отрицательные стороны профессии педагог…

Отрезать часть плаката с отрицательными качествами

Обратить внимание педагогов на то, что положительного в профессии больше чем отрицательного. Предлагаю отрезать часть плаката с отрицательными характеристиками. Очень важно, не позволить негативным проявлениям властвовать над нами. Существуют 2 причины разрушающие здоровье педагога мировоззренческие и психические .

Мировоззренческие причины :

Неумение принимать жизнь такой, какая она есть, без критики и протеста;

Неумение жить в данный момент, считая его самым важным;

Наличие высоких жизненных притязаний, не соответствующих возможностям;

Неполное осознание того, что каждый из нас очень нужен на своем рабочем месте, нужен людям, стране, истории, вечности.

Психические причины :

Неумение противостоять стрессам,

Неумение вырастить в себе эмоцию радости, создать установку на радость от существования вообще, а не от полученной заработной платы;

Неспособность смеяться над жизненными ситуациями.

Предлагаю отдохнуть и провести психологическую зарядку, которая способствует повышению энергетического потенциала

Психологическая зарядка

1.Стоя свести лопатки, улыбнуться, подмигивать правым глазом, потом левым, повторить «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь»

2. Положив на лоб левую ладонь, затем правую повторять: «Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача»

3. Потирая ладонь о ладонь повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче»

4. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего»

5. Руки в стороны, кулаки сжать, делая вращения руками «На пути у меня нет преграды, все получается так, как надо»

6. Руки на поясе, делая наклоны вправо-влево, повторить: «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу»

7. Руки на поясе, наклоны вперед-назад, повторить: «Ситуация любая мне подвластна. Мир прекрасен и я прекрасна!!!».

8. Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично!!!».

9. Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается, и все у меня получается».

Творческий потенциал сотрудника детского сада важен для детей, родителей и коллег.

Предлагаю вашему вниманию предметы: бутылочка из под шампуня, старый зонтик.

Выяснить, кто предложит наибольшее количество вариантов использования этих вещей.

Дано начало стихотворения, продумайте окончание :

Утром настроение плохое,

глаз накрасить не могу никак…

Весной везде повсюду лужи,

В ручьях кораблики плывут….

Все любят послушных, приветливых деток,

Капризных, упрямых не любит никто…

Родители часто сердясь и бранясь,

С ребенком теряют душевную связь

Генетику можно во всем обвинять,

На зеркало даже не стоит пенят…

Если в очереди Вас обидели,

Улыбнитесь и забудьте сей же час…

Чтобы значимость другому показать,

Щеки вовсе и не надо надувать…

В то время как педагоги выполняют задание предлагаю провести тест и определить творческий потенциал наших гостей.

Под небом голубым

Представьте себе чистое голубое небо без единого облачка. Какая из перечисленных картин выглядит для Вас наиболее успокаивающей и расслабляющей:

Белая заснеженная равнина;

Голубой морской простор;

Покрытые зеленью горы;

Поле, поросшее желтыми цветами.

1. Если сотрудник выбирает воображаемую заснеженную равнину, он обладает особой восприимчивостью, воображением, интуицией, способен даже в какой-то степени прогнозировать будущее.

2. Выбор морского простора свидетельствует о том, что у сотрудника наиболее развито воображение в сфере межличностных отношений, он подбадривает коллектив, помогает не терять уверенности и оптимизма.

3. Покрытые зеленью горы выбирает человек, наделенный воображением в сфере ораторского искусства, он способен сделать интересным сухой доклад, помочь подготовить увлекательное родительское собрание и научить воспитанников говорить образно.

4. У сотрудника выбирающего поле, поросшее желтыми цветами, воображение развито практически во всех сферах деятельности, это обладатель большого творческого потенциала, вдохновитель праздников и вечеринок, режиссер спектаклей.

Игра –упражнение «Подарки»

Игра способствует сплочению группы, формированию эмоционально-благоприятной атмосферы.

Раздать участникам по 2 билета. На каждом билете можно записать только одно качество, которое вы цените в людях. Билеты складываем в мешок. Ведущий выбирает того, кто должен достать билет, про себя прочитать его и отдать тому, кто обладает данным качеством. Получивший подарок выбирает следующий билет и дарит его следующему игроку.

ИЛИ

Даны слова ДОБРОТА, КРАСОТА, УМ, ЗДОРОВЬЕ. Используя эти слова подписать поздравление коллеге.

Я надеюсь, что сегодняшняя встреча помогла нам взглянуть друг на друга несколько с другой стороны. Психологический климат в коллективе должен быть всегда благоприятным, от этого зависит работа воспитателя, отношения с родителями, с коллективом. Если мы чаще будем понимать душевное состояние других людей, то сами от этого только выиграем. До новых встреч.


Родительская гостиная – эффективная форма сотрудничества детского сада и семьи.

Мастер-класс для педагогов «Родительская гостиная»

Жиличкина Мария Юрьевна, педагог-психолог, МАДОУ детский сад № 66 «Яблонька» г. Щелково Московской области.
Описание: В статье представлен опыт работы с родителями в форме родительской гостиной, где педагог выполняет роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями и обучающего его некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком. На этих встречах дети и родители вместе играют, выполняют упражнения, а итогом становится совместная детско-родительская творческая деятельность – создание индивидуальных или коллективных работ по теме гостиной. Данный материал будет полезен всем, кто работает с детьми и кому необходимо взаимодействовать с родителями воспитанников.
Цель мастер-класса: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов.
Задачи:
1. Показать необходимость творческого взаимодействия педагогов с родителями.
2. Познакомить с формой взаимодействия с родителями в виде гостиной, показать ее отличительные особенности.
3. Познакомить педагогов с проведением родительской гостиной по теме «Развитие мелкой моторики».
4. Показать эффективность внедрения данной формы взаимодействия с родителями.
Оборудование:
1.Мультимедийная система.
2.Презентация 17 слайдов.
3. Цветы красной и желтой окраски по количеству педагогов.
4. Магнитофон с записью латышской польки, музыки Е.Макшанцевой «Разминка»
5. Кисточки по количеству детей.
6. Мягкая игрушка - медведь средней величины.
7. Круги из картона, пластилин, природный материал для украшения, влажные салфетки.
Ход мастер-класса.
Слайд 1. Обозначение темы.
Взаимодействие с родителями – важное направление профессиональной деятельности педагогов.
Слайд 2. Необходимость взаимодействия с семьей.
Необходимость взаимодействия семьи и образовательной организации вытекает из естественных причин:
1. Тесная эмоциональная связь ребенка с семьей и ее влияние на поведение ребенка.
2. Неизбежность совместных усилий родителей и педагогов при оказании помощи ребенку в его нормальном развитии или при возникновении проблем.
3. Признание родителями полезности пребывания ребенка в образовательной организации для его общего развития и признание педагогами важности родительской компетентности в воспитании ребенка.
Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней нет места семье. Именно взаимоотношения в родительской семье, отношение к ребенку со стороны родителей во многом определяют психическое развитие ребенка. И если родитель не компетентен в вопросах воспитания, не имеет необходимых знаний, то педагогические воздействия по воспитанию ребенка в образовательной организации будут напрасными.
Если образовательная организация и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух несообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность. Во избежание этого необходимо, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания. Для этого педагоги должны расположить людей к общению, заинтересовать, сделать так, чтобы в детских садах было тепло и уютно не только детям, но и их родителям.
Слайд 3. Родительская гостиная.

Педагоги нашего детского сада используют разнообразные формы взаимодействия с родителями. Наиболее эффективной, на наш взгляд, выбрана “Родительская гостиная”.
«Родительские гостиные» - это модель взаимодействия "родитель – ребенок – педагог", где родителю и ребенку отводятся ведущие роли, им принадлежит инициатива. Педагог выполняет роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями и обучающего его некоторым специальным умениям, приемам взаимодействия с ребенком.
На этих встречах дети и родители вместе играют, выполняют упражнения, а итогом становится творческая деятельность – создание индивидуальных или коллективных работ.
Слайд 4. Отличительная особенность родительских гостиных.
Активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.
Подготовка каждой семьи к встрече.
Родители делятся своим опытом решения проблем воспитания.
Согласование единых принципов в воспитании между педагогами и родителями.

Слайд 5. Цель данной формы работы: добиться высокого уровня взаимодействия детского сада и семьи путем активного участия родителей в педагогическом процессе.
Слайд 6. Задачи.
- Организовать консультации специалистов, просвещение родителей в области педагогики и психологии;
- Изучить и распространить семейный опыт в воспитании детей;
- Информировать родителей о жизни детей в группе;
- Формировать позицию “любящего взрослого”;
- Заинтересовать родителей активнее участвовать в жизни детского сада.
Слайд 7. Темы творческих гостиных.
Исходной предпосылкой подбора тематики встреч в наших “Родительских гостиных”, является многолетний мониторинг родителей детского сада по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста.
Темы творческих гостиных на учебный год:
- Давайте познакомимся!
- В здоровом теле – здоровый дух!
- Развивающие игрушки
- Учимся красиво говорить
- Развитие мелкой моторики
- Фейерверк добродетелей (конференция с награждением)
Слайд 8. Участники гостиных.
- педагог-психолог;
- учитель-логопед;
- инструктор по физкультуре;
- музыкальный руководитель;
- дети группы
- родители воспитанников;
- воспитатели группы.
Сейчас предлагаем разделиться на родителей и детей и поучаствовать в одной из гостиных «Развитие мелкой моторики». Для этого предлагаю каждому взять по одному цветку. Те, у кого окажутся желтые цветы будут детьми, а те, у кого красные – родителями.

Слайд 9. Родительская гостиная «Развитие мелкой моторики».
Цель: взаимодействие детского сада и семьи.
Задачи: расширить психолого-педагогические знания родителей об играх, упражнениях, развивающих мелкую моторику детей раннего возраста, создать благоприятные условия для развития позитивных эмоциональных отношений между родителями и детьми раннего возраста.
Слайд 10. Цитата В.А.Сухомлинского.
Сообщение «Что такое мелкая моторика».
Психолог: Еще В.А.Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше ее взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее».
Современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, зрительно-пространственное восприятие, зрительная и двигательная память, речь.
На протяжении всего раннего детства четко выступает зависимость – по мере совершенствования тонких движений пальцев рук, идет развитие речевой функции. Пока движения пальцев не станут свободными, добиться хорошего уровня развития речи не удастся. Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки. Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.
Учеными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество бытовых и учебных действий.
Слайд 11.Игры и пособия для развития мелкой моторики.
Обзор пособий и игр, развивающих мелкую моторику.
«Родители» - те, кто взял красный цветок, - передают друг другу какой-либо предмет для массажа рук и рассказывают, как дома со своим ребенком они развивают мелкую моторику. Затем воспитатель описывает наиболее интересные игры, которые есть в детском саду.


Слайд 12.Сюрпризный момент.

Приветственная песенка «Здравствуйте».
«Дети» - те, кто взял желтый цветок, выходят из музыкального зала, а затем заходят и подходят к «родителям». «Родители» вместе с «детьми» садятся на стулья, стоящие полукругом.
Воспитатель: Давайте поздороваемся друг с другом. Я буду петь приветственную песенку "Здравствуйте" под музыку латышской польки, а вы повторяйте слова и движения за мной. Первый раз строчку я пою одна, а потом мы повторяем ее вместе.

Здравствуйте, глазки, глазки!
Здравствуйте, ушки, ушки!
Здравствуй, носик, носик!
Здравствуй, ротик, ротик!
Здравствуйте, ручки, ручки!
Здравствуйте, ножки, ножки!
Глазки смотрят, ушки слушают,
Ручки хлопают, ножки топают.
Все мы вместе потянулись
И друг другу улыбнулись!


Слайд 13. Подвижная игра «Птички».
Подвижная игра «Птички»
Воспитатель: Давайте мы с вами поиграем – превратимся в птичек. Покажите, как птички летают, клюют зернышки. Вдруг налетел злой ветер, закапал дождик «Тук-тук-тук». Прячьтесь, птички, в домик! (дети садятся на корточки, соединяют руки над головой). Дождик закончился, опять птички летают, зернышки клюют.
Когда я скажу: «Бегите к маме, папе!», «дети» побегут к «взрослым» (игра повторяется 2-3 раза).


Слайд 14. Значение и виды массажа.

Сообщение о значении массажа.
Психолог: Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что массаж рук и пальцев приводит в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.
Регулярный массаж большого пальца повышает функциональную деятельность головного мозга и тонизирует весь организм. Указательного - активизирует деятельность желудка. Среднего - активизирует деятельность кишечника. Безымянного - нормализует функцию печени. Мизинца - стимулирует работу сердца.


Игровой массаж.
Воспитатель. Давайте выполним игровой массаж. Большим и указательным пальцами одной руки растирайте каждый палец руки ребенка. Растирайте и разминайте пальцы рук от кончиков пальцев и обратно.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Вот и вся моя семья!
А теперь повторим массаж на другой руке.
Пальчиковая гимнастика.
Воспитатель: Теперь под музыкальное сопровождение Е. Макшанцевой «Разминка» давайте сделаем пальчиковую гимнастику. Родители, помогайте детям сделать пальчиковую гимнастику.
Похлопаем в ладошки, похлопаем немножко. Легкие хлопки
Похлопаем в ладошки – очень хорошо! перед грудью. (2 раза)
Вращая кистями
И пальчики попляшут у маленьких ребят! медленно поднимают
И пальчики попляшут, и пальчики попляшут, обе руки вверх и
А девочки и мальчики все ровненько сидят. опускают их.
Тук-тук молотком - Стучат кулачками
Мы построим птичкам дом. друг о друга.
Тук-тук молотком -
Поселяйтесь птички в нем. (2 раза)
Бум-бум барабан! Стучат по коленкам
Что за шум и тарарам? указательными пальчиками.
Бум-бум барабан –
Просыпайтесь по утрам! (2 раза)
Ду-ду-ду, ду-ду-ду перебирают пальчиками
Вот какая дудка! обеих рук, имитируя игру
Ду-ду-ду, ду-ду-ду на дудочке
Вот какая дудка! (2 раза)
Поехали потихонечку, Медленно попеременно хлопают
Поехали потихонечку! ладошками по коленкам.
И быстренько, Быстро, весело хлопают по коленкам
И быстренько! (5-6 раз)
Игра с кисточкой.
Воспитатель: Возьмите по одной кисточке и делайте в соответствии со словами (дети сидят на коленях у родителей).
Вышла кисточка гулять, водим по ладошке ребенка, кисточкой
Стала пальчики считать затем по каждому пальчику
Раз, два, три, четыре, пять от основания к кончикам
Раз, два, три, четыре, пять загибаем пальчики, проводя кисточкой
по их тыльной поверхности
Вышли пальчики гулять разжимаем пальчики
В домик спрятались опять сжимаем кулачки.
И решили рисовать. свободные движения кисточкой по телу ребенка.


Игровое упражнение «Поиграем с мишкой».
Психолог вносит в зал игрушечного медведя.
Психолог: Ребята посмотрите, кто сегодня пришел к нам в гости! Поздоровайтесь с ним, погладьте медведя ладошкой. Покажите, как мишка ходит (дети изображают) , подойдите к маме и покажите как мишка сердится (дети и взрослые показывают мимикой).
Слайд 15. Угощение для мишки.
Лепка «Угощение для мишки».
Психолог: Мишка хочет пригласить друзей в гости и просит помочь ему приготовить угощение. Поможем ему?


Для угощения надо растереть пластилин на картоне и украсить бусинами, косточками, пуговицами (во время работы родители обмениваются впечатлениями о встрече, о том, что понравилось, что хотели бы еще узнать).

После изготовления угощения, психолог подходит к каждому ребенку, благодарит от имени медведя за угощение, берет малыша за ручки и поет на прощание:
До свидания, до свидания, приходите к нам опять.
До свидания, до свидания, будем вместе мы играть.
Психолог: Наша встреча в родительской гостиной подошла к концу, и мы все становимся опять педагогами.
Слайд 16. Результат.
Психолог: «Родительские гостиные» способствует формированию у родителей потребности в частом общении с детьми, повышению педагогических знаний у родителей, помогают им осознать важность дошкольного периода детства, как базовой ступени развития личности ребенка.
При проведении регулярных родительских гостиных родители становятся более заинтересованными в воспитании детей, сплоченными с педагогами детского сада, создаются единые установки на формирование у детей ценностных ориентиров.

Заседание семейного клуба в детском саду

Вы не боитесь работы большой,

Добры, терпеливы, с открытой душой!

Так трудно порой детей обучить-

Но Вы им покажете, как нужно жить.

Бывает неслушник, бывает ломатель.

Вы с буквы большой всегда - ВОСПИТАТЕЛЬ!

Ваш труд не оценишь,

Тепло не заменишь,

Терпенье, заботу ничем не измеришь.

Здоровье педагога – это тандем физического и эмоционального благополучия.

«Будьте здоровы!» - говорят люди друг другу. По большому счету здоровье было и остается дороже власти и богатства – больному человеку все это не нужно!

Неблагополучное состояние здоровья современного педагога уже даже не требует доказательств в виду явной очевидности.

Наряду с общими подходами, эта тема имеет и свою непростую специфику. Имеются особенно распространенные среди педагогов болезни, есть и особые «педагогические методы» укрепления и сохранения здоровья. Существование современного педагога протекает на фоне жизни его страны, и страдает он от тех же проблем, что и остальные граждане, но есть в его деятельности и своя специфика:

  • Во-первых, педагогическая профессия – профессия здоровьеразрушающая;
  • Во-вторых, в современном обществе наблюдается кризис педагогической профессии – молодежь все реже «идет в педагогику» возрастной ценз среднего педагога стремительно увеличивается.

Примерно через 12 лет работы отношение к профессии становится менее критичным. Профессионал часто перестает беспристрастно анализировать свою работу. Но после этих же лет набирается самый ценный опыт, человек находится в расцвете своих профессиональных возможностей. Педагог начинает мыслить штампами, возникают эгоистические мотивы в преподавании, менторство, даже иногда брюзжание, в методах воспитания все чаще встречается излишняя строгость, создается психологическая напряженность во взаимодействии с детьми и окружающими. А это вредно т.к. порождает психосоматические заболевания и усиливает проявления хронических болезней. Кроме всего прочего, недостаточная заработная плата не позволяет полноценно восстанавливать свое здоровье – приобретать качественные продукты, выезжать летом на отдых в пансионаты и санатории. Перегрузки в педагогической деятельности – привычное дело, а после избыточной работы нужно полноценно восстановиться. Но бесплатно в санаторий не отправят, значительно зарплату не увеличат и нагрузку не снизят. Кроме нас самих, никто о нас не позаботится. И тут возникает проблема: педагоги зачастую не хотят ничего делать для себя! Стандартный ответ: «Я устала после работы». Но раз вы устаете уже сейчас, что будет через год, через два? Ситуация стремительно летит под гору. Надо что-то делать уже сегодня!

Обработав статистические данные по заболеваемости сотрудники института В.М. Бехтерева профессию педагога отнесли к «группе риска» и обнаружили ярко выраженные преобладающие заболевания:

  • сердечно-сосудистые;
  • желудочно-кишечные;
  • нарушения опорно-двигательного аппарата;
  • болезни крови;
  • нарушение функций щитовидной железы.

Основные причины заболеваний педагогов

Главным болезнеобразующим фактором для педагога является профессиональный эмоциональный стресс. Он может быть вызван неадекватной социальной и материальной оценкой его труда с жестким режимом работы, необходимостью освоения большого количества профессиональных знаний, обилием коммуникативных перегрузок из-за необходимости межличностного общения при значительном числе конфликтных и стрессовых ситуаций.

Один человек от какой-либо беды чуть ли не на части рассыпается, а другой усмехнется, скажет: «Могло быть и хуже».

Вторым фактором являются причины мировоззренческие и психические, причем вторая вытекает из первой.

Мировоззренческие причины, разрушающие здоровье:

  • неумение принимать жизнь такой «как она есть», без критики и протеста;
  • неумение жить в данный момент, считая его самым важным в жизни;
  • наличие высоких жизненных притязаний, не соответствующих возможностям человека;
  • неумение найти свое место в жизни, которое позволяло бы получать удовлетворение от факта существования, профессии, семьи, хобби….;
  • неосознание себя частицей великих исторических процессов, непонимание того, что каждый из нас является творцом истории, и своей и планетарной;
  • неумение принимать свой социальный статус и достойно пребывать в нем;

Психические причины

  • неумение противостоять стрессам;
  • отсутствие навыка управлять своими эмоциями;
  • частое превышение своих психических возможностей;
  • неумение вырастить в себе и освоить эмоцию радости, создать установку на радость от существования вообще, а не от полученной зарплаты;
  • неспособность смеяться над жизненными неудачами.

Стресс опасен тем, что его не сразу осознают, и длительное пребывание в этой ситуации приводит к депрессии. Даже кратковременный стресс на фоне перенапряжения может погрузить человека в депрессию.

Депрессия – это состояние тоски, подавленности, мрачного настроения, бессилия и плохого самочувствия сочетающегося с заторможенностью мышления, замедленной речью, понижением активности инициативы. Первыми признаками депрессии являются раздражительность, подавленность, нарушения сна. У некоторых начинает скакать давление, появляется сильное сердцебиение.

Депрессия – состояние, при котором происходит переход от эмоционально-психологического неблагополучия в состояние неблагополучия физического.

БФ. Ломов отмечал, что «осваивая ту или иную профессию, совершенствуясь в ней, человек не просто присваивает профессиональные образцы поведения, а опосредованно изменяет свою индивидуальность, превращая психические процессы в психические свойства личности». Обратной стороной профессионализации является негативное влияние этой деятельности на человека, и как следствие возникновение профессиональной деформации . Большинством авторов используют термин «профессиональная деформация » подразумевая необратимые деструктивные изменения личности когда деперсонализация смыкается с психопатологическими проявлениями педагога, что говорит о профнепригодности.

Специфическим видом профессиональных деформаций называют «синдром эмоционального выгорания ». Зарубежные исследователи С. Маслач, Р. Джексон рассматривают данный феномен как трехфакторную модель, представленную

  • эмоциональным истощением;
  • деперсонализацией;
  • редукцией личных достижений.

Представитель отечественной психологии В.В. Бойко рассматривает эмоциональное выгорание как «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия».

1. Современная жизнь с ее многочисленными трудностями психологического характера требует от человека любой профессии напряжения всех ее нравственных и физических сил. Представители педагогического труда оказываются в наиболее сложной ситуации: они испытывают двойные нагрузки в связи с тем, что их труд, даже в стабильные времена, отличался высокой стрессонасыщенностью.

10-ти бальная шкала стресса, принятая социологами мира, показывает, что педагоги занимают на ней одно из лидирующих мест после шахтера, журналиста и летчика. Стресс, который педагог получает в ходе своей деятельности, равен 6,2 балла. Прибавим еще сюда и стрессы, которые он испытывает в нашем не стабильном обществе. Это увеличивает риск возникновения особого состояния, характерного для людей этой специальности – «сидром профессионального выгорания », что снижает эффективность профессиональной деятельности.

Синдром профессионального выгорания довольно специфический процесс. Его запускающий механизм обусловлен не столько внешними факторами, столько внутренним миром определенного человека. Состояние это первично возникает в «душе» из-за недостатка психологической гибкости, духовного потенциала в усложнившихся условиях и связано не только с социальными характеристиками (уровнем жизни и заработной платой), не столько с биографическими характеристиками (счастье в личной жизни), сколько с характеристиками психологическими.

К внешним факторам , провоцирующим выгорание у педагогов можно отнести специфику профессиональной педагогической деятельности, характеризующейся высокой эмоциональной загруженностью, которая может вызвать сильное напряжение и стресс.

К внутренним факторам относят личностный фактор, который проявляется в неудовлетворенности своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.

В.В. Бойко выделяет 3фазы формирования выгорания:

  • напряжения

возникает в результате психотравмирующих воздействий: организационных нестыковок, бюрократических проволочек, повседневной рутинности которые невозможно устранить. Следствие: «загнанность в клетку», формирование ситуативной и личной тревожности, депрессия;

  • резистенции (формирование сопротивления и защиты нарастающему стрессу)

происходит на фоне экономии эмоций, эмоционально-нравственной дезориентации, неадекватно-избирательного эмоционального реагирования и редукции профессиональных обязанностей. Появляется в нежелании общаться в большей степени в непрофессиональных, бытовых, жизненных ситуациях;

  • истощения

сопровождается общим падением тонуса и ослаблением нервной системы, характеризуется эмоциональной отстраненностью – почти полным исключением эмоций из профессиональной деятельности, негативные мысли и установки становятся системой ценностей и возникает деперсонализированный защитный эмоционально - волевой антигуманистический настрой на работу. Ребенок воспринимается как объект манипулирования. В крайних формах - противопоказание работы с детьми.

Человек, это «электрическая лампочка», под большим напряжением от навалившейся работы (справиться не в состоянии, а отказаться не в силах), если не хватает сопротивления душевных ресурсов, вспыхивает на мгновение, а потом постепенно гаснет, черствеет душой. И только эмоционально зрелые, духовно богатые, целостные личности в состоянии сразиться с описанными трудностями.

С.В. Умняшкина отмечает: «Личность самоактуализирующаяся обладает противоядием по отношению к выгоранию именно за счет высокой активности по осмыслению своего места и роли в жизненной ситуации других людей, за счет осознания собственной миссии и готовности «платить за самоидентичность и самореализацию».

Важной отличительной чертой людей, устойчивых к профессиональному выгоранию, является способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности, как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

Полностью исключить в работе профессиональный стресс и профессиональное выгорание в современных условиях невозможно. Но вполне возможно уменьшить их разрушительное влияние на здоровье работающих людей.

Пересмотреть свое отношение к работе. Не смешивайте профессиональные проблемы с личными, работать на работе, а отдыхать дома, учиться снимать стресс и быстро перестраиваться.

При депрессивном состоянии, упадке сил, слабости применяются следующие народные средства:

  • При слабости, имеющей нервное происхождение, полезно обтирать себя по утрам водой с добавлением поваренной соли (1 ч. Ложка соли на 0,5 л воды);
  • Настой травы горца птичьего (спорыша). Суточная норма 0,7 ст. ложки на 2 стакана кипятка. Пить перед едой. Применять при нервном истощении и слабости.
  • Отвар листьев мяты перечной: 1 ст. ложку листьев залить 1 стаканом кипятка, варить 10 мин. Пить по 0,5 стакана утром и на ночь. Это средство укрепляет нервы.
  • Настой листьев черного тополя. Использовать для ванн как успокаивающее средство.
  • Мед с пергой является хорошим средством для поднятия общего тонуса. Употреблять по 1 ч. ложке 2-3 раза в день.

Финские ученые выяснили, что при любых формах депрессии хорошо помогает витамин В 12 .

Источником витамина В 12 являются печень, почки, пивные дрожжи, молоко, яйца.

Для борьбы с депрессией и усталостью следует регулярно выполнять следующие рекомендации:

  • Положите руки на шею сзади и надавливайте вперед, чувствуя напряжение в плечах. Усилия чередуйте с отдыхом. Затем сплетите пальцы ладоней и вытяните руки максимально вперед. Отдохните.
  • Медленно делайте глубокий вдох через нос. На высоте вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее.
  • Отличное средство для бодрости – чай из пряностей. Измельчить пряности в кофемолке, залить порошок чуть теплой водой и варить на слабом огне20 мин.За минуту до конца варки добавьте щепотку черного чая, чайную ложку меда и немного молока. На одну порцию: 250 мл воды, 4 шт. кардамона, 4 горошины черного перца, 3 гвоздички, чуть имбиря и корицы.
  • Каждый вечер делайте контрастные ножные ванны: в один таз налейте 40-50 градусную воду, а в другую – холодную из-под крана, попеременно держите ноги в каждом из них: в горячем 5 мин. В холодном – 1 мин. Повторите процедуру 5 раз, а затем как следует разотрите и помассируйте их с кремом для ног или камфорным маслом.

В ДОУ работает много педагогов с большим стажем работы, для части которых характерна «усталость от профессии», «эмоциональное выгорание». Факторы, традиционно используемые руководителями для мотивации профессионального роста сотрудников, для таких педагогов не имеют большого значения. Бюджетное финансирование ограничивает возможности материального поощрения, а к известным формам морального стимулирования педагоги часто относятся скептически.

Литература:

1. Афоризмы \\ Управление ДОУ № 4 2004 г. с.29

2. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ. психологические зарядки с.30

4. Правила педагогической гигиены \\ Управление ДОУ № 4 2004 г. с.23

5. Развитие творческих способностей педагогов Пчелкина Ю.В. \\Справочник ст. воспитателя ДУ № 5 2007 г. с.16

6. Эмоциональное выгорание у воспитателей ДОУ. Звездина Г.П. \\ Управление ДОУ № 4 2004 г. с.15

7. Изучение особенностей мотивации профессионального развития педагогов. \\ Управление ДОУ № 7 2007 г. с.92

Полную версию работы можно скачать .

«Родительская гостиная – как форма приобретения педагогического опыта родителей».

Педагог-психолог

Пепелина Ольга Сергеевна

Пояснительная записка.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции РФ; главе 12 Семейного кодекса РФ; ст. 17, 18, 19, 52. Закона РФ «Об образовании».

Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и специалистов ДОУ.

Семья –

Важнейшая задача для всех специалистов по работе с семьей в детских садах – найти оптимальный способ гармонизации отношений между семьей и социальным окружением, через поиск позитивных ресурсов внутри семьи.

Практика показывает, что сотрудничество семьи и ДОУ становится все более актуальным. Педагогические коллективы пытаются определить точки взаимодействия, формы работы с родителями.

В повышении педагогической культуры, просвещении родителей, особую роль призван сыграть родительский всеобуч, цель которого «Повышение педагогической культуры родителей» .

На сегодняшний день в МДОУ детский сад «Сказка» 159 воспитанников, общее количество родителей – 266. (см. Приложение № 1).

По результатам проведенного социологического исследования в детском саду, целью которого было выявить социальный запрос родителей, на наиболее интересующие темы, касающиеся воспитания детей, определился круг наиболее актуальных вопросов: .(См. Приложение №2)

а) воспитание и поведение дошкольника;

б) нормативно-правовые вопросы, касающиеся прав ребенка.

Исходя, из большого спектра ответов родителей, можно сделать вывод, что они нуждаются в расширении и приобретении педагогических знаний, в получении психолого-педагогической информации, в тоже время наблюдается пассивность со стороны родителей.

Таким образом, возник вопрос о необходимости создания «Родительской гостиной».

Родительская гостиная – это форма приобретения психолого-педагогических знаний и обогащения воспитательного опыта родителей. Она включает в себя: дискуссионные встречи, вечера «Вопросов и ответов», тренинги, проигрывание проблемных ситуаций, анкетирование, тестирование, игровые упражнения, игры - релаксации, игры - драматизации, семинары - практикумы.

«А.Фромм.

Ц е л ь:

З а д а ч и:

1.

2.

3.

Ожидаемый результат:

Родители являются активными участниками в жизни детского сада, а также ориентируются в вопросах, касающихся воспитания и поведения детей.

Адресат:

Работа «Родительской гостиной» направлена на сопровождение семьи, с момента поступления ребенка в детский сад и до его выпуска.

На каждой возрастной группе запланировано проводить 3-4 заседания в год. Количество посещающих родителей 14-16 человек.

Формы контроля:

1. Анкетирование «Овладение педагогическими знаниями».

(см. Приложение№ 3)

2. Увеличение количества обращений родителей к специалистам по

вопросам воспитания детей.

3. Увеличение посещаемости и участия в мероприятиях.

Этапы реализации программы:

I. Этап. Диагностический. Социальный опрос родителей детей от 3 до 6 лет. Выявление трудностей родителей в воспитании дошкольника. (См. Приложение №2).

Ответственные:

Социальный педагог – Анкетирование II младшей – подготови -

тельной группы.

Педагог-психолог – анализ анкетирования.

II. Этап. Разработка программы, на основе анализа проведенного опроса родителей.

Ответственные:

Педагог-психолог, социальный - педагог – разработка системы

мероприятий.

III. Этап. Реализация программы, через организацию «Родительской гостиной», которая включает в себя различные формы и методы работы с родителями.

Ответственные:

Педагог-психолог, социальный педагог – организация и проведе -

ние мероприятий.

IV. Этап. Промежуточный. Отслеживание удовлетворенности родителей в полученных психолого-педагогических знаниях.

(см. Приложение №3). Корректировка программы.

Ответственные: Социальный педагог, педагог-психолог.

V. Заключительный. Анализ программы.

Ответственные: Педагог-психолог, социальный педагог.

Ресурсное обеспечение:

Кадровое обеспечение: Подготовка и проведение мероприятий с родителями проводят: педагог-психолог, социальный педагог, с привлечением других специалистов: зам. зав. по ВМР, учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по ФИЗО, учителей начальных классов, медицинскую сестру.

Перечень оборудования:

1. Приобретение методической литературы.

2. Ксероксная бумага для оформления памяток и анкет.

3. Ватманы для оформления стендов.

4. Фломастеры, цветные карандаши, акварельные краски.

5. Цветная бумага.

6. Аудиокассеты, видеокассеты.

7. Фланелеграф.

8. Цветные мелки.

11. Папки, файлы.

12. Дискеты.

13. Театральные атрибуты.

14. Фотопленка.

Кабинет социального педагога и педагога-психолога просторный, светлый, рассчитанный на 20 человек. Оборудованный круглым столом, 20 стульями, аудио и видеоаппаратурой, компьютером.

Е.П.Арнаутова.

Тематический план занятий:

Тема

Цель

Формы

работы,

упражнения

Кол-во час.

Литра

(№ ист

Стр.)

I младшая группа

Ноги и ножки топают по дорожке.

Создание творческого пространства для игрового общения родителей и детей; стимулирование желания родителей поддерживать интерес малыша к рисованию красками дома.

Практикум.

Встреча родителей и детей.

II младшая группа

Что важно знать о ребенке 3 лет, чтобы понимать его.

Привлечение родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с трехлетним ребенком.

Вечер «Вопросов и ответов». Обыгрывание ситуации.

Почему возникают затруднительные ситуации в общении родителя с ребенком.

Обсуждение причин возникновения конфликтных ситуаций в общении с ребенком, поиск удачных способов родительского поведения.

Тренинг, проигрывание проблемных ситуаций. Анкетирование. Памятка.

Использование народных игр с ребенком в жизни вашей семьи.

Ознакомление родителей с детской игрой - как деятельностью, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в деловом, познавательном и эмоциональном общении со взрослым.

Практикум.

Игра «Угадай, какую игрушку выбрал ваш ребенок».

Средняя группа

Какое место в семейном воспитании ребенка принадлежит книге.

Вовлечение родителей в игровой диалог с детьми, направив игровую инициативу на познание интересов своего ребенка, соучастие в общей деятельности.

Викторина между родителями и детьми.

Старшая группа

Стиль семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка в

Привлечение родителей к анализу существующей в собственной семье эмоциональной атмосферы отношений и тому, как она может влиять на эмоциональное самочувствие ребенка, настроение других членов семьи.

Практикум.

Поведение в экстремальных ситуациях

Ознакомление родителей с правилами поведения в непредвиденных ситуациях ребенка.

Лекция, тест,

а) практические

б) просмотр

видеофильма.

Метод воздействия на ребенка в семье.

Вовлечение родителей в самоанализ воспитательных приемов, используемых ими по отношению к ребенку.

Практикум.

Упражнения: «Найди нужное»,

«Скульптура».

Творческое развитие ребенка, через

театрально-игровую деятельность в семье.

Использование театрально-игровой деятельности для эмоционального сближения взрослых и детей, общности переживания происходящего.

Семинар-практикум: лекция, игра-релаксация, этюды на развитие воображения. Игра-драматизация по сказке «Репка».

I и II Подготовительная группа.

Кризис предшкольного возраста и что побуждает

ребенка стремиться к взрослению.

Знакомство родителей с возрастным кризисом 7 лет. Предложить родителям понять, что же побуждает ребенка стремиться к взрослению.

Анкетирование.

Обыгрывание пед.ситуации.

на пороге школьной жизни.

Обсуждение точек зрения родителей, педагогов и учителей нач.классов на роль семьи в предшкольный период жизни ребенка.

Дискуссионная встреча: психологический тест, игровое упражнение с мячом «закончить предложение о том, что значит в моем понимании «хорошо учиться»»,

игра «Таня - неумелочка»,

видеоинтервью с детьми.

Каков мой ребенок в отношениях со сверстниками.

Обмен родительским опытом, по оказанию ребенку помощи и поддержки в установлении им дружеских отношений со сверстниками.

Практикум.

Проигрывание ситуации.

Тестирование.

рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка

Привлечение внимания родителей к ценности изобразительного творчества детей -как источника познания внутреннего мира ребенка, особенностей восприятия им окружающего.

Практикум, игровое упражнение «Закончи фразу».

Педагогические ситуации, анкетирование.

Библиографический список.

1. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

5. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989г. Ратифицирована Верховным Советом СССР от 13 июня 1990г.

6. Инструктивное письмо от 22.07.2002г. №30-51-547/16.

7. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М., 1994.

8. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.

9. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. – М.: Педагогическое общество России, 2002г. -192 с.

10. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 480 с.

11. Павлова Л.Н. 365 дней и ночей из жизни ребенка: Год третий, - М.,

12. Сигал М., Адкок Д. Ребенок играет: от 3 до 5 лет. – С-Пб., 1996. –

13. Сермягина О.С. Эмоциональное отношение в семье. – Кишинев,

14. Симановский А.Э., Метенова Н.М. Работа воспитателя детского сада

с семьей. – Ярославль, 1991.

15. «Семья и школа». – 1992.- №7.с.37.

16. Спок Б. Ребенок и уход за ним. – Екатеринбург, ЛТД, 1991г.

17. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.. Как я расту: Советы психолога

родителям. – М., 1996.-С.36-37.

18. Фитцпатрик Д. Диалог с ребенком. Как ответить на трудные

вопросы жизни.- М., 1996.-С.102,168,169.

19. Фромм А. перевод Константиновой И.Г., - Екатеринбург, АРТ ЛТД,

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Родительская гостиная – как форма приобретения педагогического опыта родителей».

Педагог-психолог

Пепелина Ольга Сергеевна

Пояснительная записка.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции РФ; главе 12 Семейного кодекса РФ; ст. 17, 18, 19, 52. Закона РФ «Об образовании».

Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и специалистов ДОУ.

Семья – это малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях.

Важнейшая задача для всех специалистов по работе с семьей в детских садах – найти оптимальный способ гармонизации отношений между семьей и социальным окружением, через поиск позитивных ресурсов внутри семьи.

Практика показывает, что сотрудничество семьи и ДОУ становится все более актуальным. Педагогические коллективы пытаются определить точки взаимодействия, формы работы с родителями.

В повышении педагогической культуры, просвещении родителей, особую роль призван сыграть родительский всеобуч, цель которого «Повышение педагогической культуры родителей» .

На сегодняшний день в МДОУ детский сад «Сказка» 159 воспитанников, общее количество родителей – 266. (см. Приложение № 1).

По результатам проведенного социологического исследования в детском саду, целью которого было выявить социальный запрос родителей, на наиболее интересующие темы, касающиеся воспитания детей, определился круг наиболее актуальных вопросов: .(См. Приложение №2)

а) воспитание и поведение дошкольника;

б) нормативно-правовые вопросы, касающиеся прав ребенка.

Исходя, из большого спектра ответов родителей, можно сделать вывод, что они нуждаются в расширении и приобретении педагогических знаний, в получении психолого-педагогической информации, в тоже время наблюдается пассивность со стороны родителей.

Таким образом, возник вопрос о необходимости создания «Родительской гостиной».

Родительская гостиная – это форма приобретения психолого-педагогических знаний и обогащения воспитательного опыта родителей. Она включает в себя: дискуссионные встречи, вечера «Вопросов и ответов», тренинги, проигрывание проблемных ситуаций, анкетирование, тестирование, игровые упражнения, игры - релаксации, игры - драматизации, семинары - практикумы.

« При воспитании детей необходимо спрашивать себя, можем ли мы стать хорошим родителем и воспитать ребенка, не подавляя его личность». А.Фромм.

Ц е л ь:

Приобретение психолого-педагогических знаний и обогащение воспитательного опыта родителей.

З а д а ч и:

  1. Изучить социальный запрос родителей, на наиболее интересующие темы, касающиеся воспитания детей.
  2. Расширить психолого-педагогическое представление родителей в вопросах воспитания детей.
  3. Способствовать повышению родительской активности, направленной на организацию совместной деятельности ДОУ и семьи.

Ожидаемый результат:

Родители являются активными участниками в жизни детского сада, а также ориентируются в вопросах, касающихся воспитания и поведения детей.

Адресат:

Работа «Родительской гостиной» направлена на сопровождение семьи, с момента поступления ребенка в детский сад и до его выпуска.

На каждой возрастной группе запланировано проводить 3-4 заседания в год. Количество посещающих родителей 14-16 человек.

Формы контроля:

  1. Анкетирование «Овладение педагогическими знаниями».

(см. Приложение№ 3)

  1. Увеличение количества обращений родителей к специалистам по

Вопросам воспитания детей.

  1. Увеличение посещаемости и участия в мероприятиях.

Этапы реализации программы:

  1. Этап. Диагностический. Социальный опрос родителей детей от 3 до 6 лет. Выявление трудностей родителей в воспитании дошкольника. (См. Приложение №2).

Ответственные:

Социальный педагог – Анкетирование II младшей – подготови -

Тельной группы.

Педагог-психолог – анализ анкетирования.

  1. Этап. Разработка программы, на основе анализа проведенного опроса родителей.

Ответственные:

Педагог-психолог, социальный - педагог – разработка системы

Мероприятий.

  1. Этап. Реализация программы, через организацию «Родительской гостиной», которая включает в себя различные формы и методы работы с родителями.

Ответственные:

Педагог-психолог, социальный педагог – организация и проведе -

Ние мероприятий.

  1. Этап. Промежуточный. Отслеживание удовлетворенности родителей в полученных психолого-педагогических знаниях.

(см. Приложение №3). Корректировка программы.

Ответственные: Социальный педагог, педагог-психолог.

  1. Заключительный. Анализ программы.

Ответственные: Педагог-психолог, социальный педагог .

Ресурсное обеспечение:

Кадровое обеспечение: Подготовка и проведение мероприятий с родителями проводят: педагог-психолог, социальный педагог, с привлечением других специалистов: зам. зав. по ВМР, учителя-логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по ФИЗО, учителей начальных классов, медицинскую сестру.

Перечень оборудования:

  1. Приобретение методической литературы.
  2. Ксероксная бумага для оформления памяток и анкет.
  3. Ватманы для оформления стендов.
  4. Фломастеры, цветные карандаши, акварельные краски.
  5. Цветная бумага.
  6. Аудиокассеты, видеокассеты.
  7. Фланелеграф.
  8. Цветные мелки.
  9. Тетради в клетку.
  10. Авторучка, простой карандаш.
  11. Папки, файлы.
  12. Дискеты.
  13. Театральные атрибуты.
  14. Фотопленка.

Характеристика функционального помещения:

Кабинет социального педагога и педагога-психолога просторный, светлый, рассчитанный на 20 человек. Оборудованный круглым столом, 20 стульями, аудио и видеоаппаратурой, компьютером.

«Если родителям не навязывать полезные знания,

они вообще могут перестать в них нуждаться»

Е.П.Арнаутова .

Тематический план занятий:

Тема

Цель

Формы

Работы,

упражнения

Кол-во час.

Литра

(№ ист

Стр.)

I младшая группа

Ноги и ножки топают по дорожке.

Создание творческого пространства для игрового общения родителей и детей; стимулирование желания родителей поддерживать интерес малыша к рисованию красками дома.

Практикум.

Встреча родителей и детей.

Памятка.

с 117

II младшая группа

Что важно знать о ребенке 3 лет, чтобы понимать его.

Привлечение родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам взаимоотношений с трехлетним ребенком.

Вечер «Вопросов и ответов». Обыгрывание ситуации.

Памятка.

с 87

Почему возникают затруднительные ситуации в общении родителя с ребенком.

Обсуждение причин возникновения конфликтных ситуаций в общении с ребенком, поиск удачных способов родительского поведения.

Тренинг, проигрывание проблемных ситуаций. Анкетирование. Памятка.

54-56

Использование народных игр с ребенком в жизни вашей семьи.

Ознакомление родителей с детской игрой - как деятельностью, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в деловом, познавательном и эмоциональном общении со взрослым.

Практикум.

Игра «Угадай, какую игрушку выбрал ваш ребенок».

Памятка.

с 56

Средняя группа

Какое место в семейном воспитании ребенка принадлежит книге.

Вовлечение родителей в игровой диалог с детьми, направив игровую инициативу на познание интересов своего ребенка, соучастие в общей деятельности.

Викторина между родителями и детьми.

С 84.

Старшая группа

Стиль семейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка в

семье.

Привлечение родителей к анализу существующей в собственной семье эмоциональной атмосферы отношений и тому, как она может влиять на эмоциональное самочувствие ребенка, настроение других членов семьи.

Практикум.

с 102.

Поведение в экстремальных ситуациях

Ознакомление родителей с правилами поведения в непредвиденных ситуациях ребенка.

Лекция, тест,

а) практические

Советы;

б) просмотр

видеофильма.

с 34

Метод воздействия на ребенка в семье.

Вовлечение родителей в самоанализ воспитательных приемов, используемых ими по отношению к ребенку.

Практикум.

Упражнения: «Найди нужное»,

«Скульптура».

с 142.

Творческое развитие ребенка, через

театрально-игровую деятельность в семье.

Использование театрально-игровой деятельности для эмоционального сближения взрослых и детей, общности переживания происходящего.

Семинар-практикум: лекция, игра-релаксация, этюды на развитие воображения. Игра-драматизация по сказке «Репка».

с 135

I и II Подготовительная группа.

Кризис предшкольного возраста и что побуждает

ребенка стремиться к взрослению.

Знакомство родителей с возрастным кризисом 7 лет. Предложить родителям понять, что же побуждает ребенка стремиться к взрослению.

Лекция.

Анкетирование.

Обыгрывание пед.ситуации.

Памятка.

Семья

на пороге школьной жизни.

Обсуждение точек зрения родителей, педагогов и учителей нач.классов на роль семьи в предшкольный период жизни ребенка.

Дискуссионная встреча: психологический тест, игровое упражнение с мячом «закончить предложение о том, что значит в моем понимании «хорошо учиться»»,

игра «Таня - неумелочка»,

видеоинтервью с детьми.

с. 154

с. 36-37

Каков мой ребенок в отношениях со сверстниками.

Обмен родительским опытом, по оказанию ребенку помощи и поддержки в установлении им дружеских отношений со сверстниками.

Практикум.

Проигрывание ситуации.

Тестирование.

с 174

Детский

рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка

Привлечение внимания родителей к ценности изобразительного творчества детей -как источника познания внутреннего мира ребенка, особенностей восприятия им окружающего.

Практикум, игровое упражнение «Закончи фразу».

Педагогические ситуации, анкетирование.

с 185

Библиографический список.

  1. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».
  2. Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948г.
  3. Семейный кодекс РФ (с изменениями на 2 января 2000г).
  4. Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959г.
  5. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989г. Ратифицирована Верховным Советом СССР от 13 июня 1990г.
  6. Инструктивное письмо от 22.07.2002г. №30-51-547/16.
  7. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М., 1994.
  8. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.
  9. Гуров В.Н. Социальная работа школы с семьей. – М.: Педагогическое общество России, 2002г. -192 с.
  10. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 480 с.
  11. Павлова Л.Н. 365 дней и ночей из жизни ребенка: Год третий, - М.,

1996г.

12. Сигал М., Адкок Д. Ребенок играет: от 3 до 5 лет. – С-Пб., 1996. –

С.184.

13. Сермягина О.С. Эмоциональное отношение в семье. – Кишинев,

1991г.

14. Симановский А.Э., Метенова Н.М. Работа воспитателя детского сада

С семьей. – Ярославль, 1991.

15. «Семья и школа». – 1992.- №7.с.37.

16. Спок Б. Ребенок и уход за ним. – Екатеринбург, ЛТД, 1991г.

17. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.. Как я расту: Советы психолога

Родителям. – М., 1996.-С.36-37.

18. Фитцпатрик Д. Диалог с ребенком. Как ответить на трудные

Вопросы жизни.- М., 1996.-С.102,168,169.

19. Фромм А. перевод Константиновой И.Г., - Екатеринбург, АРТ ЛТД,

Задачи:

Создать условия для переосмысления родителями своего отношения к проблеме охраны и укрепления здоровья;

Способствовать повышению психолого-педагогической культуры, ответственности родителей за состояние своего здоровья и здоровья детей;

Содействовать формированию потребности в здоровом образе жизни, ориентировать их на взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.

Участники: , медицинская сестра, руководитель физического воспитания, педагог-психолог.

Ведущий: воспитатель группы.

Ход мероприятия

Зал украшен рисунками детей и фотографиями на тему «Я здоровье берегу». Оформлена библиотека для родителей «Азбука здоровья». Участники собираются в зале, знакомятся с библиотекой, рассматривают детские рисунки, фотографии, рассаживаются на стульях полукругом.

Вступительное слово ведущего.

Игра «Поменяйтесь местами».

Цель: снятие напряжения и сближение участников; настрой на дальнейшую работу.

Родители сидят по кругу на стульях. По сигналу педагога игроки меняются местами. Например: «Кто чистит с ребенком зубы на ночь», «Кто не дает долго смотреть ребенку телевизор», «Кто отдыхает с ребенком на природе», «У кого дома есть спортивные снаряды» и т. д. Участники, у кого есть этот общий признак, меняются местами.

Диалог-дискуссия «Что такое здоровье?».

– Что такое здоровье?

– Как выглядит здоровый человек?

– Что входит в понятие «здоровый образ жизни»?

– Обеспечивает ли здоровый образ жизни благополучие и долголетие?

– Какие факторы формируют внешнюю среду и оказывают существенное влияние на состояние здоровья человека?

– Как вы заботитесь о своём здоровье и здоровье детей?

Просмотр видеоинтервью детей: «Кто такой здоровый человек?»

Ведущий: А теперь я вам предлагаю посмотреть и послушать, как же дети ответили на вопрос «Кто такой здоровый человек?».

Вопросы к детям:

  • Как ты думаешь, кто такой здоровый человек?
  • А что такое болезнь?
  • Что надо делать, чтобы быть здоровым?

Игра «Мой ребёнок будет здоров, если я…».

Минутка отдыха и тишины

Педагог-психолог: Общеизвестен факт влияния родителей на своих детей в процессе общения. Характер этого влияния зависит от многих причин: от особенностей, свойств и качеств личности, а также эмоционального состояния взрослого. Чему научатся дети, каким будет их эмоциональное состояние, зависит от вашего настроения, от вашего умения управлять собой, от вашей способности решать личностные проблемы. Чтобы не оказывать дурного влияния на детей, нужно в первую очередь разобраться с собой, со своими эмоциональными проблемами, причинами, их вызывающими, найти выход из стрессовых ситуаций. Предлагаю вам выполнить упражнение с успокаивающим эффектом:

Упражнение «Передышка»

Обычно, когда мы бываем расстроены, начинаем сдерживать дыхание. Высвобождение дыхания – один из способов расслабления. В течение трех минут дышать медленно, спокойно и глубоко. Можно закрыть глаза. Наслаждайтесь этим глубоким неторопливым дыханием, представьте, что все ваши неприятности улетучиваются.

Блиц-турнир «Хорошо-плохо»

Ведущий: Мы знаем, что «Понедельник – день тяжёлый». Как показывает практика, дети в понедельник часто приходят утомленными, раздраженными, нередко заболевают именно после выходных дней. Чтобы лучше разобраться в причинах этого нездоровья, мы проведем блиц-турнир «Хорошо-плохо». Необходимо назвать, что для ребенка хорошо в выходные дни, а что плохо сказывается на здоровье детей. (Плохо: нарушение режима дня, избыток сладостей, дальние поездки, сидение перед телевизором и др.; хорошо: общение с родителями, прогулки, игры, активный отдых на природе и др.)

Рефлексия.

Игра «Зелёные листочки»

Цель: подведение итогов работы, получение обратной связи.

На столе лежат «зелёные листочки», вырезанные из цветной бумаги, на которых помещены надписи: «Было полезным…», «Было интересным…», «Было сложным…», «Супер-класс!», «Было обременительно…» и др. Участники тянут листочек с надписью и высказывают свои впечатления от организации мероприятия.

Вручение подарков «Цветок здоровья».

Всем участникам раздаются силуэты цветов, на обратной стороне которых описано содержание подвижной игры, несколько физических упражнений и др.

Ведущий: Мы дарим вам эти цветы, и пусть они помогут вам сделать реальные шаги к укреплению и сохранению здоровья ваших детей. Будьте здоровы!

Г. Атрашкевич