ПРОЕКТ
ВОЛШЕБНЫЙ
РЮКЗАЧОК
Возрождение традиций семейного чтения в семьях, имеющих детей дошкольного и младшего школьного возраста
Давыдова Надежда Вячеславовна
,
заместитель директора МУ «Печорская МЦБС», заведующая Центральной детской библиотекой
Задачи
- Возродить традиции семейного чтения в семьях, имеющих детей дошкольного и младшего школьного возраста.
- Содействовать практике семейного чтения, как основы благоприятного психологического климата в семье.
- Развить читательскую активность детей дошкольного и младшего школьного возраста и их родителей.
Участники проекта
- Детский сад «Золотая рыбка» (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы)
- Детский сад «Родничок» (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы)
- Школы NN 10, 65, 49, 83 — первые классы
- Управление образования
Описание проекта
В течение 2008 года Центральная детская библиотека (библиотека семейного чтения) будет работать над продвижением чтения в семьях дошкольников и учащихся первых классов. Для этого мы разработали проект «Волшебный рюкзачок». Он будет реализован вне привычного библиотечного пространства, а именно: через детские сады и общеобразовательные школы города Печоры.
Суть его проекта состоит в том, что в семью ребенка передается «Волшебный рюкзачок»«. «Волшебный рюкзачок» — это ярко оформленный ранец, в который помещаются 5-6 книг для детей, 2 книги для родителей и 2 игрушки (для мальчика и девочки).
Комплект литературы для детей составляется из лучших произведений детской современной и классической литературы. Комплект литературы для родителей — это книги по психологии детского чтения, полезные советы по приобщению ребенка к чтению, памятки, буклеты на тему «Секреты для взрослых, или Как стать родителем читающего ребенка» и т.д. Каждый комплект формируется в соответствие с возрастом детей.
Рюкзачок используется по принципу «кольцевая почта»
:
берется семьей из группы детского сада или из класса домой на неделю, затем
передается в следующую семью и т.д. Когда рюкзачок обойдет все семьи, сотрудники
библиотеки обновляют его содержимое.
Для подготовки и реализации проекта будет проведена рекламная кампания. С этой целью будут подготовлены обращения к руководителям управления образования, детских садов и школ с призывом поддержать акцию по продвижению чтения. В группах и классах будут оформлены красочные уголки с информацией о проекте: положения о конкурсах, сам «Волшебный рюкзачок», информация о предлагаемых книгах, экран семейного чтения.
Особая роль в проекте отводится воспитателям и учителям первых классов, как руководителям детского чтения. На них возлагается миссия по поддержке идей продвижения чтения в семьях своей группы или класса.
Будут также разработаны и изданы информационные листовки-обращения к родителям.
Акция «Волшебный рюкзачок» начнется театрализованным представлением для детей в группах детских садов и классах — участниках акции, в ходе которого «Волшебные рюкзачки » будут торжественно переданы в первые семьи.
Чтобы поддерживать постоянный интерес к чтению, в группах детских садов и классах будут проводиться, игры, викторины по книгам из «Волшебного рюкзачка», конкурсы: на лучшую читающую семью, фотоконкурс «Мой волшебный рюкзачок», конкурс детских рисунков «Мой любимый герой книги».
Такие формы работы будут способствовать знакомству детей и родителей с лучшими произведениями детской литературы, общению родителей и детей в группе и школе на тему прочитанных книг. Немаловажное значение имеет и момент состязательности, направленный на вовлечение семей в процесс чтения.
Родители также заполнят анкету-диалог «Читаем вместе» с целью выявления результатов акции. Итоги анкетирования будут подведены на родительских собраниях.
Итогом акции станут праздничные программы для всех участников проекта в День семьи (май) и День матери (ноябрь). Будут подведены итоги конкурсов, лучшие читающие семьи будут награждены грамотами и призами и торжественно посвящены в читатели библиотеки.
Рабочий график проекта
Запланированные мероприятия |
Сроки выполнения |
Ответственные |
|
Проведение информационной кампании: подготовка писем и обращений к руководителям управления образования, детских садов и школ. | Давыдова Н. В. | ||
Информация в СМИ о проекте | В течение года |
Давыдова Н. В. | |
Оформление информационных уголков в группах и классах, участвующих в проекте | Январь-февраль |
Филаткина Л. В | |
Оформление экранов семейного чтения | |||
Разработка положений о конкурсе детских рисунков, фотоконкурса | Давыдова Н. В. | ||
Приобретение рюкзачков, литературы, игрушек, методических пособий | Давыдова Н. В. | ||
Подготовка и издание буклетов «Секреты для взрослых, или Как стать родителем читающего ребенка» | Давыдова Н. В. | ||
Информация для родителей и детей о проекте на родительских собраниях в детских садах. | Давыдова Н. В. Бызова В. С. Терехина Л. А. Филаткина Л. Н. |
||
Театрализованные представления в группах детских садов и в классах школ. | |||
Торжественное вручение первых рюкзачков. Фото-, видеосъемки | |||
Анкетирование родителей подготовительных групп детских садов, принявших участие в акции | Давыдова Н. В. Филаткина Л. Н. |
||
«Я иду в школу!» — конкурсы, игры, викторины по прочитанным книгам из «Волшебного рюкзачка» в подготовительных группах детских садов | В течение года |
Давыдова Н. В. Бызова В. С. Терехина Л. А. Филаткина Л. Н. |
|
Праздничная программа для всех участников проекта в День семьи. Награждение активных участников акции | Давыдова Н. В. Все структурные подразделения ЦДБ |
||
Подготовка пригласительных билетов на традиционную ежегодную программу летнего чтения и досуга «Лето и книга», праздничную программу ко Дню Семьи, Дню матери. | Давыдова Н. В. Бызова В. С. Терехина Л. А. Филаткина Л. Н. |
||
Анкета-диалог для родителей «Читаем вместе». Анкетирование родителей детей посещающих младшие, средние, старшие группы детских садов, а также родителей детей- первоклассников, принявших участие в акции. Подведение итогов анкетирования на родительских собраниях |
Традиции семейного чтения уходят своими корнями в далекое прошлое. Об этом свидетельствуют бесчисленные колыбельные и песенки, прибаутки и считалки, скороговорки, сказки, загадки, былины. Семейное чтение занимает особое место в развитии человека, так как находится у самых истоков формирования личности, - говорит заведующий отделом обслуживания младших школьников ГАУК РБ «Республиканская детско-юношеская библиотека» Людмила Самбуева.
И не случайно эпиграфом к выставке «Читаем вместе» взяты слова французского педагога Жанте Гарнера: «15 минут чтения - общения в день достаточно, чтобы, получая удовольствие, ребенок умственно и эмоционально развивался».
Первыми участниками проекта стали активные читатели и друзья библиотеки – ученики 2 «в» класса Улан-Удэнской школы №2 вместе с классным руководителем Ольгой Викторовной Гареевой. Во время праздника прозвучали стихи о книгах, чтении, любимых героях. С особой теплотой прозвучала песня о библиотеке Т. Боковой «Есть по соседству библиотеке!»
А затем библиотечный домовёнок Кузька впервые торжественно передал «Волшебный рюкзачок» в семьи второклассников Леры Шестаковой и Алдара Балсанова.
Примечательно, что в этом проекте используется принцип «кольцевой почты». Ярко оформленный ранец с 4-5 книгами для детей, тетрадями для ведения читательского дневника и литературой для родителей будут передаваться из семьи в семью. Комплект литературы для детей составлен из лучших произведений детской современной и классической литературы.
Родителям очень интересно будет прочитать книги по психологии детского чтения, ознакомиться с полезными советами по приобщению ребенка к чтению, памятками, буклетами на тему «Секреты для взрослых, или Как стать родителем читающего ребенка» и т.д. Отметим, каждый комплект формируется в соответствии с возрастом детей, - рассказывает Людмила Самбуева. – В рамках проекта пройдут конкурсы «Лучшая читающая семья», фотоконкурс «Мой волшебный рюкзачок», конкурс сочинений «Мой любимый герой книги». Для поддержки проекта для групп и классов будут проводиться литературно-игровые мероприятия по книгам из «Волшебного рюкзачка».
Несомненно, такие формы работы будут способствовать знакомству детей и родителей с лучшими произведениями детской литературы, обсуждению прочитанных книг не только в школе, но и дома.
В течение второго учебного полугодия «Волшебный рюкзачок» будет передаваться из семьи в семью.
Итоги этого интересного и увлекательного мероприятия будут подведены 15 мая, в Международный день семьи, во время праздничного закрытия проекта «Мир, увиденный сквозь книгу». А затем «Волшебный рюкзачок» начнет новое путешествие…
Отчет о реализации муниципального проекта «По родному краю с рюкзаком шагаю» в МБДОУ «Детский сад №10» г. Чебоксары за 2015-2016 учебный год.
Автор — старший воспитатель Низамова Зульфия Небиулловна , муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 «Веселые ладошки» города Чебоксары Чувашской Республики.
В МБДОУ «Детский сад №10» г. Чебоксары на протяжении 2015-2016 учебного года проводилась работа по приобщению воспитанников к здоровому образу жизни, а также экологическое воспитание посредством туризма. С этой целью использовались возможности природного окружения и достопримечательностей города Чебоксары.
Вилась организация работы с применением средств туризма требующая от педагогов определенных знаний и умений: определять маршрут и выбирать место для привала, ориентироваться на местности, распознавать ядовитые растения, устанавливать палатку, собирать рюкзак, оказывать первую медицинскую помощь, определять признаки утомления и переутомления детей и т. д.
Учитывая это, для воспитателей ДОУ разработаны консультации на темы: «Двигательная активность детей на прогулке», «Необходимое снаряжение для похода», «Прогулки с детьми старшего дошкольного возраста за пределы детского сада», «Собираемся в поход», «Как обеспечить безопасность путешествий».
Кроме того, педагоги должны интересоваться краеведением, а именно: знать достопримечательности города, природоохранные объекты, близлежащие зеленые зоны, флору и фауну региона, в котором находится дошкольное учреждение.
В помощь воспитателям в методическом кабинете ДОУ представлены разработки походов-экскурсий в Республиканский музей леса, краеведческий музей, рощу Гузовского, памятки с информацией о лекарственных и ядовитых растениях района, информация об исторических находках на территории города Чебоксары, видеофильм «Достопримечательности города Чебоксары».
Прогулкам-походам по выбранным маршрутам предшествовали тренировочные прогулки на территории детского сада. В ходе прогулки использовалось специальное оборудование для тренировки туристских навыков (для развития координации – бревно, вкопанные пеньки, лабиринт; для развития силы и выносливости – рукоход, турник, шведская стенка, кольца; для прыжков – прыжковая яма, неглубокий ров, сухой ручей; для формирования умения преодолевать склоны – насыпь, дорожка для ходьбы с разными видами грунта; для тренировки умения метать – стационарное и съемное оборудование).
По всей территории детского сада были расположены экологические объекты для наблюдений – разнообразные деревья и кустарники, цветники, огород, сад камней, зеленая аптека, скворечники, скульптуры животных, обитающих на территории Чувашской Республики.
Для того чтобы разнообразить маршрут на территории ДОУ, педагоги использовали выносное оборудование: палатку, треногу, стойки, туннели. В распоряжение детей предоставлялись самокаты, велосипеды, поэтому были разработаны не только пешие, но и веломаршруты, пролегающие через площадку в соответствии с правилами дорожного движения. Здесь воспитанники получали практические навыки безопасного поведения на улицах города. По периметру детского сада была нанесена дорожная разметка.
В процессе опытно — экспериментальной работы в групповых уголках природы дошкольники на практике могли проверить свои наблюдения и предположения.
По завершении отработок основных туристических навыков педагоги проводили с детьми прогулки-походы за пределы детского сада. В содержание таких прогулок включались: переход к месту отдыха с преодолением естественных препятствий и выполнением двигательных заданий; подвижные и дидактические игры, наблюдения на природе, сбор природного материала, индивидуальная работа с воспитанниками во время привалов. Элементы спортивных игр и упражнений использовались для обеспечения организованной и самостоятельной деятельности детей на привале, для проведения разнообразных занятий физической культурой и туристских развлечений. При минимальных затратах времени проведенные прогулки-походы помогли укрепить здоровье, восстановить силы, работоспособность, расширить функциональные возможности детского организма, обогатить двигательный опыт, пополнить объем знаний в области физической культуры, экологии, туризма и краеведения.
С целью совершенствования навыков безопасного поведения в природе, развития стремления к здоровому образу жизни и формирования поисково-исследовательской деятельности дошкольники детского сада №10 посетили Республиканский музей леса.
В музее работают 2 зала, где представлены более 500 экспонатов. Здесь можно познакомиться с историей развития лесного хозяйства, с его деятельностью, с животным и растительным миром нашей республики. В ходе экскурсии дошкольники узнали о причинах возникновения пожара в лесу, о вреде, наносимом им лесу, об его предотвращении. Привлекла внимание ребят красочная диорама с голосами птиц, с восходом и закатом солнца, интересным был рассказ об охране леса от вредителей и болезней. Наибольший интерес дошкольники проявили к муляжам животных, обитающих в нашей Республике.
Для приобщения детей к туризму в ДОУ подготовлен познавательный материал о великих путешественниках, лучших местах Чувашской Республики, России, стран мира, который закрепляется в дидактических и подвижных играх («Одень туриста по сезону», «Собери рюкзак в поход», «Выбери снаряжение для похода», «Разложи костер», «Ориентировка по компасу»). Педагоги знакомят детей с разнообразными картами (физической, топографической, картой-схемой) и их назначением, учат пользоваться компасом и определять части света. Полученные знания и навыки воспитанники закрепляют в ходе поисковых игр («Кто быстрее найдет клад», «Проложи самый короткий маршрут» и т. д.).
В первые дни зимы ребята отправились по экологической тропе знакомиться с природно-климатическими изменениями в лесу. Такие прогулки позволяют воспитывать в ребятах любовь и бережное отношение к природе, чувство любви и гордости за свой край. Воспитанники взяли немного корма для птиц и положили его в свои кормушки. Линейками измерили толщину снега в начале зимы. Понаблюдали за спящими деревьями, укрытыми снежным покрывалом, и даже взяв с собой баночку для снега, убедились, что он хоть и белый, но совсем не чистый.
У каждого человека есть своя малая Родина и немыслима жизнь без любви к тем местам, где он родился. Познание мира начинается с природы за окном родного дома. Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в вокруг нас, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края.
С целью приобщения родителей и детей к активному и здоровому образу жизни, была организована лыжная прогулка для детей и родителей средней группы «Звездочки» в рощу. Все участники наслаждались общением с зимней природой родного края, свежим воздухом и, конечно, хорошей физической нагрузкой. Ребята, пользуясь возможностью покормили зимующих птиц и белочек, живущих в роще. Солнечная погода, скрип снега под лыжами подарили детям веселое настроение, румяные щеки и заряд бодрости. Не мало важным стал личный пример родителей в физическом воспитании дошкольников, ведь ребенок невольно старается походить на своих родителей.
Большое внимание педагоги детского сада уделяют знакомству детей с достопримечательностями города Чебоксары.
Воспитанники МБДОУ «Детский сад №10» г. Чебоксары стали участниками проекта «Передвижной троллейбусный музей «Чебоксары — город твоей истории»
направленного на формирование правильного и полноценного понимания детьми исторического процесса как многофакторного развития в условиях поликультурного этнического региона. Ребята под руководством Матюшина П.Н. кандидата исторических наук, доцента совершили поездку на троллейбусе с тематической экскурсией «Исторический маршрут» в ходе которой оформляли интерактивную карту-квест.
В экскурсионной программе организаторы окунули участников проекта в удивительный мир родного и любимого города Чебоксары, и познакомили с его многовековой историей через познавательные игры.
Воспитанники старшей группы побывали в Чувашском Национальном музее стали участниками квеста «Родная Чувашия» и познакомились с интересными экспозициями. Ребята не только побывали в различных залах музея, где встретились с животными и птицами, обитающими на территории Чувашской Республики, а также узнали о подвигах и достижениях выдающихся людей родного края таких как М. Сеспель, А. Николаев, В. Чапаев.
В рамках реализации федерального проекта в сфере образовательного туризма «Живые уроки», с целью установления контактов и дружеских связей между детьми соседних регионов России в феврале 2016 г. МБДОУ «Детский сад №10» г. Чебоксары и МБДОУ «Детский сад №208» г. Казани Республики Татарстан организовали телемост.
В ходе интерактивного общения ребята обменялись приветствиями на родных языках и представили презентации о самобытной национальной культуре своих республик и городов. Дошкольники рассказали о друзьях, увлечениях и жизни в детском саду. Юные чебоксарцы познакомили дошкольников из Казани с национальными традициями, обычаями и костюмами Чувашской Республики, исполнили песню на чувашском языке и чувашский танец. Наши новые друзья так же приготовили для нас музыкальный подарок — песню на татарском языке.
Пообщавшись, дошкольники узнали много друг о друге, и убедились в том, что, несмотря на расстояние у нас много общего, например, праздник Акатуй (Сабантуй), река Волга, протекающая по территории обеих республик.
В течении учебного года воспитанники старшего дошкольного возраста планомерно проходили подготовку к туристическому походу по таким направлениям как ориентировка на карте маршрута и в пространстве по компасу, безопасное поведение в природе и городе, развивалась поисково-исследовательской деятельность, изучались растительный и животный мир Чувашской Республики. Полученные знания несомненно пригодились дошколятам во время отправления по экскурсионному пешему образовательному маршруту в Рощу Гузовского.
Путешествие было организовано в форме квеста под названием «В поисках обелиска Б.И. Гузовского». Ребята проходили маршрут ориентируясь по карте-схеме рощи, при этом выполняя определенные задания. Так детям на пути следования необходимо было найти деревья лиственных пород: дуб, берёза липа, клён, вяз, рябина и др., самое огромное дерево рощи, стороны света ориентируясь по компасу, и по природным приметам. Дошколятам удалось встретить белок, а также понаблюдать за дятлами, синицами и другими птицами родного края. В конце пути ребята нашли памятный обелиск Б.И. Гузовского установленный в 2010 году к 150-летнему юбилею со дня его рождения и узнали о значительном вкладе ученого-лесовода в приумножение и сохранение дубрав Чувашского края.
Таким образом успешная реализация муниципального проекта «По родному краю с рюкзаком шагаю», позволила воспитанникам МБДОУ «Детский сад №10» г. Чебоксары глубже познакомиться с природными и географическими особенностями Чувашской Республики, с историей возникновения г. Чебоксары, его достопримечательностями, известными и интересными местами, развить чувство гордости и патриотизма за родной край, приобщить детей и их родителей к здоровому образу жизни.