Проведение занятий, бесед, индивидуальная работа. Направления работы по реализации Проекта

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Д.С. Лихачев говорил: «Любовь к родному краю, родной культуре, родному речи начинается с малого - любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».

Просмотр содержимого документа
«Проект Растим патриотов»

РАСТИМ ПАТРИОТОВ

Цель проекта:
Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи проекта:

Разработать и апробировать модель поликультурного образовательного пространства дошкольного учреждения, как среды нравственного и духовно-патриотического воспитания; - формировать чувство исторической сопричастности к своему народу, ценностное отношение к Родине на основе ознакомления дошкольников с историей и духовно-нравственными ценностями родной страны; - создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности дошкольного образовательного учреждения; - предложить модели организации специальных форм нравственно-патриотических видов деятельности и социокультурных ситуаций, как способа поддержания разноуровневого и разновозрастного общения; - укрепление и расширение сотрудничества между дошкольным образовательным учреждением и общественными организациями, организациями и институтами в сфере нравственно-патриотического воспитания; - сохранение и укрепление здоровья дошкольников на основе организации здоровьесберегающей среды.

Описание проекта:

Тип проекта : информационно – познавательный, практико-ориентированный.

Участники проекта : воспитанники, воспитатели, родители воспитанников, члены общественных организаций.

По времени проведения : долгосрочный.

Актуальность:

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Д.С. Лихачев говорил: «Любовь к родному краю, родной культуре, родному речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение.

В своей реализации представленный Проект направлен на:

Обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере патриотического воспитания дошкольников;

Создание оптимальных условий для организации процесса воспитания и пропаганду здорового образа жизни подрастающего поколения;

Широкое привлечение детей, родителей, педагогов, общественности к участию в патриотических социально-значимых, творческих, культурных, краеведческих, благотворительных мероприятиях на территории Смоленской области;

Расширение сотрудничества между образовательной организацией и общественными организациями Смоленской области в сфере духовно-нравственного и патриотического воспитания детей;

Гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание дошкольников, сохранение памяти о событиях 1941-1945 годов, укрепление связи поколений.

Направления работы по реализации Проекта:

Создание предметно-развивающей среды и наглядно-информационной базы;

Работа с воспитанниками;

Работа с родителями воспитанников;

Содружество ДОУ и семьи;

Содружество с общественными организациями.

В рамках реализации проекта были разработаны и внедрены следующие подпроекты: "Моя семья - моя радость", "Милая сторонка - город мой родной", "Истоки", "Это нужно живым...".

Проект "Моя семья - моя радость" -

повышение уровня социально-психологической культуры участников образовательного пространства; возрождение традиций семейного воспитания; применение родителями педагогических знаний о воспитании детей в семье; развитие партнерских отношений в семье.

Проект "Милая сторонка - город мой родной" - формирование патриотических чувств у дошкольников в процессе ознакомления с прошлым и настоящим родного города.

1) Дать детям, доступные детскому восприятию, сведения об истории зарождения города.
2) Расширять представления детей о достопримечательностях своего города и его исторических памятниках.
3) Воспитывать любовь к родному городу.

Проект "Истоки" - приобщение детей к традиционной отечественной культуре.

Проект "Это нужно живым..." -

Воспитание гражданско-патриотических чувств у детей-дошкольников, воспитание чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам.

В рамках проекта были проведены народные праздники и гуляния - Осенины; Масленица; Новый год; 8 марта; - развлечение "Жаворонушки летите - нам Весну-красну несите" День семьи, любви и верности; развлечение "В гости к бабушке Арине" (чествование русской берёзки к празднику Троица).

Мероприятия в рамках проекта:

Праздник "Этот день мы не забудем никогда" (посвящённый Дню Победы") - Возложение цветов к Вечному огню. - День защитника Отечества. - Народные праздники и гуляния - Осенины; Масленица; Новый год; 8 марта; - развлечение "Жаворонушки летите - нам Весну-красну несите" День семьи, любви и верности; развлечение "В гости к бабушке Арине" (чествование русской берёзки к празднику Троица) - Родительские собрания в нетрадиционной форме: "Матрёшка - русский сувенир", "Роль народной игрушки в воспитании патриотических чувств у дошкольников" - Экскурсии в краеведческий музей города, дом-музей А. П. Гайдара, дом-музей П. И. Чайковского, пешеходная экскурсия по улицам города. - Серия занятий в краеведческом музее по истории родного города. - Семинар-практикум для педагогов района "Взаимодействие воспитанников, родителей и педагогов в процессе патриотического воспитания"

Охват проекта:

Проект направлен на детей среднего, старшего, подготовительного возраста и их родителей. В реализации проекта принимали участие: дети среднего, старшего, дошкольного возраста, родители и воспитатели ДОУ. Проект направлен на широкую аудиторию.

Достигнутые результаты:

Повышение детской и взрослой компетентности в нравственно – патриотическом воспитании. Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Благодаря организации социального партнёрства с музеями города дети в интересной форме узнали об истории нашего города, прикоснулись к миру прекрасного. Родители наших воспитанников стали более осознанно относиться к вопросам патриотического воспитания, их участие в жизни детского сада стало более активным и ощутимым. У детей сформировано понимание важности праздника – Дня Победы в жизни российского человека; проведён праздник, посвящённый 70-летию Победы "Это нужно живым..."; танцевальный коллектив ДОУ "Капельки" стал лауреатом муниципального конкурса "Маленькие звёздочки"; презентация, подготовленная по итогам проведённой работы, получила диплом первой степени за победу в международном конкурсе "Моя лучшая презентация". Педагоги ДОУ поделились опытом своей работы с педагогами района.

Просмотр содержимого презентации
«Растим патриотов»

РАСТИМ ПАТРИОТОВ

Презентацию подготовила воспитатель

Дирун Светлана Михайловна

Цель :

Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

Задачи:

Разработать и апробировать модель поликультурного образовательного пространства дошкольного учреждения, как среды нравственного и духовно-патриотического воспитания;

Формировать чувство исторической сопричастности к своему народу, ценностное отношение к Родине на основе ознакомления дошкольников с историей и духовно-нравственными ценностями родной страны;

Создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности дошкольного образовательного учреждения;

Предложить модели организации специальных форм нравственно-патриотических видов деятельности и социокультурных ситуаций, как способа поддержания разноуровневого и разновозрастного общения;

Укрепление и расширение сотрудничества между дошкольным образовательным учреждением и общественными организациями, организациями и институтами в сфере нравственно-патриотического воспитания;

- сохранение и укрепление здоровья дошкольников на основе организации здоровьесберегающей среды.


Направления работы по проекту

Создание развивающей среды

Проведение занятий, бесед, проектная деятельность.

Конкурсы, развлечения, праздники, экскурсии.

Чтение художественной лит-ры.

Информационно-просветительская работа.

Родительские собрания.

Работа с

воспитанниками

РАСТИМ ПАТРИОТОВ

Работа с общественными организациями

Организация экскурсий.

Проведение занятий познавательного цикла на базе краеведческого музея.

Представление опыта работы.

Участие родителей в жизни группы и ДОУ (конкурсы, развлечения, праздники).

Организация экскурсий.

Помощь в создании развивающего пространства.

Содружество ДОУ и семьи


Создание развивающего пространства

Кабинет «Русская изба»

Уголки патриотического воспитания в группах


Работа с воспитанниками

Знакомство с истоками русской народной культуры и быта.

Проведение занятий, бесед, индивидуальная работа


Праздники, досуги, развлечения

«В гости к бабушке Арине» (Троица) «Осенины»

«День семьи, любви и верности» «Пасха» «Масленица» «Новый год»


«День Победы»

«Жаворонушки летите – Весну-красну принесите»

«Папа, мама, я – дружная семья»


ЭКСКУРСИИ

Дом-музей П.И.Чайковского

Дом-музей А.П. Гайдаоа

Мемориальный комплекс

Фабрика ёлочной игрушки

Краеведческий музей

По улицам города



Никто не учит маленького человека:

«Будь равнодушным к людям, ломай деревья,

попирай красоту, выше всего ставь свое личное». Все дело в одной, в очень важной закономерности

нравственно-патриотического воспитания.

Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно,

в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло.

Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому, что и ЧЕЛОВЕКОМ его надо воспитать».

В.А. Сухомлинский

Короткова Светлана Леонидовна, заместитель директора по методической работе, Силантьева Ульяна Александровна, социальный педагог государственного автономного профессионального образовательного учреждения Саратовской области «Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова»;

Орлова Татьяна Степановна, воспитатель муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 р.п. Самойловка Самойловского района Саратовской области»;

Евдокимова Людмила Викторовна, заместитель директора по воспитательной работе, Пядышева Наталья Александровна, руководитель д/о «Надежда», Еремина Елена Александровна, педагог-психолог муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия имени Героя Советского Союза В.В. Талалихина г. Вольска Саратовской области».

Номинация «Методика организации и проведения спартакиад, соревнований по военно-спортивным и техническим видам спорта, военно-тактических игр, военно-полевых сборов»

Рыбалкин Георгий Викторович, преподаватель-организатор ОБЖ государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Саратовской области «Вольский строительный лицей»;

Яфаров Марат Масутович, учитель основ безопасности жизнедеятельности муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Сафаровка» Дергачевского района Саратовской области;

Тарутина Ирина Леонидовна, заведующий, Гревцова Надежда Павловна, инструктор по физической культуре, Зверева Ольга Владимировна, педагог-психолог муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 38 «Совенок» г. Балаково Саратовской области;

Лукашов Александр Николаевич, учитель физической культуры муниципального общеобразовательного учреждения «Александровская средняя общеобразовательная школа имени Сергея Васильевича Васильева Ртищевского района Саратовской области».

Номинация «Методика организации и проведения уроков мужества, посвященных дням воинской славы России»

Бердник Галина Ивановна, учитель английского языка муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Ртищево Саратовской области»;

Педагогический коллектив муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения - детский сад № 19 «Светлячок» г. Балаково Саратовской области;

Овчинникова Александра Степановна, руководитель музея боевой славы, Рябкова Ольга Викторовна, учитель истории, руководитель краеведческого музея муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Ртищево Саратовской области»;

Русакова Лидия Николаевна, учитель физики филиала муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа п. Горный Краснопартизанского района Саратовской области» в с. Савельевка;

Педагогический коллектив муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 57 «Радужный мир» г. Балаково Саратовской области;

Сударева Любовь Анатольевна, учитель русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 97» г. Саратова.

Номинация «Методика организации и проведения мероприятий, посвященных 80-летию образования Саратовской области»

Соломин Валерий Владимирович, Орлова Ирина Юрьевна, преподаватели государственного автономного профессионального образовательного учреждения Саратовской области «Энгельсский механико-технологический техникум»;

Педагогический коллектив муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 5 р.п. Ровное Ровенского муниципального района Саратовской области».

Номинация «Методические материалы по организации и проведению поисковой работы, увековечению памяти погибших защитников Отечества»

Педагогический коллектив, муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 22 «Ладушки» г. Балаково Саратовской области;

Хачпанова Марина Витальевна, заведующая школьной библиотекой муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7» г. Балаково Саратовской области;

Баракова Светлана Петровна, учитель, руководитель кружка «Юные исследователи» муниципального общеобразовательного учреждения-средняя общеобразовательная школа с. Лебедевка Краснокутского района Саратовской области.

ученая степень, должность, организация, город:Заместитель заведующего по воспитательно

методической работе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 10 «Золушка» г. Охи Электронный адрес: [email protected]Название статьи:«Растим патриотов с детства»Аннотация:В статье прописан алгоритм организации работы дошкольного учреждения па нравственно патриотическому воспитанию дошкольников. Автор раскрывает задачи, формы и виды нравственно патриотического воспитания. Особое внимание обращается на нормативно правовую основу и материальную базу в сфере законодательства. Прописана система работы конкретного образовательного учреждения по нравственно патриотическому воспитанию. Особое место отводится организации работе с семьей, повышению квалификации педагогов. Ключевые слова:Патриотическое воспитание, социальногуманитарное образование, ценностные ориентиры, формы патриотического воспитания, основные идеи, Родина, Национальная доктрина образования в Российской Федерации, педагогические принципы.Ссылки на источники –список цитируемой литературы:1.Алексеева И. Растить гражданина [Текст] / И. Алексеева // Библиополе. –2009. №6. –С. 5154.2.Библиотеки –детям и юношеству [Текст]: сборник сценариев / БУК «ОБДиЮК». –Вып. 7. Омск, 2009. –91с.3.Бородин О. Любовь к Отечеству –родом из детства [Текст] / О. Бородин //Библиополе. –2009. №7. –С. 620.4.Васильева Т. России верные сыны [Текст] / Т. Васильева // патриот Отечества.2007. №2. –С. 25.5.Военнопатриотическое воспитание детей и юношества [Текст]: материалы творческой лаборатории / Мин. культ. Омской области, БУК «ОБДиЮК». –Омск, 2009. –51с.6.Воротилова Е. Я гражданин, я –патриот [Текст] / Е. Воротилова //Патриот Отечества. –2007. №1. –С. 1920.7.Кваша Н. К России вечная любовь [Текст] / Н. Кваша // Патриот Отчества. –2003. №4. –С. 4041.8.Моя земля [Текст]: историкопатриотический альманах Омского муниципального образования / В.И. Непомнящих. –Омск, 2003. –28с.9.Мы любим страну, в которой живем [Текст]: метод. рекоменд. / МУК «ЦСМБ» г. Омска; О.В. Колесенкова. –Омск, 2004. –40с.10.Прудникова Е. Храним любовь к родной земле [Текст] / Е. Прудникова //Библиополе. –2009. №7. –С. 6265.11.Россия глазами и душой [Текст]: консультация по патриотическому воспитанию детей и молодежи / МУК «ЦСМБ» г. Омска; Л.В. Зайцева. Омск, 2002. –22с.12.Сахаров А. На поле ратной славы [Текст] / А. Сахаров //Патриот Отечества. –2008. №12. –С. 4344.13.Старинская О.Г. Откуда начинается Родина [Текст]: Сценарий праздника / О.Г. Старинская // Омская библиотечная панорама. –Омск, 2001. –С. 130 –135.14.Филиппов В. Высоко нести знамена доблести и славы [Текст] / В. Филиппов // Патриот Отечества. –2004. №2. –С.1.15.Ширко Т. Гражданские инициативы сибиряков [Текст] / Т. Ширко // Патриот Отечества. –2009 №12. –С. 313Surname, name, patronymic of the author: MargaritaGayasovnaFilippova degree, position, organization, city: Deputy head of the educational methodical work of the Municipal budget of preschool educational institutions the kindergarten № 10 «Cinderella» str. OohsEmail: [email protected] title of the article: «keeping patriots from childhood»Abstract: In the article the algorithm of organization of work of preschool institutions PA moral and Patriotic education of preschool children. The author reveals the tasks, forms and types of moraland Patriotic education. Special attention is drawn to the legal framework and material base in the sphere of legislation. Written system of a particular educational institution on moral and Patriotic upbringing. Special attention is paid to the organization of work with families, improvement of professional skill of teachers.Key words: Patriotic education, socio humanitarian education, values, forms of Patriotic education, the basic ideas, the Motherland, the national doctrine of education in the Russian Federation, the pedagogical principles.

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого –

любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране,

к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.Д.С. Лихачев

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».Образование сегодня должно заботиться о создании и сохранении такого пространства, в котором взрослые и дети, вступая в совместное взаимодействие, выполняют гуманную миссию: передают культурные ценности прошлого и настоящего, познаютих и сохраняют их в настоящем и в будущем.В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.Идет обновление содержания общего социальногуманитарного образования направленного на преодоление последствий отказа государства и образования в предшествующий период от опоры на ценности традиционной духовной культуры.Наиболее идеологически незащищенными оказались дошкольники. В силу возрастных особенностей, их воспитание целиком зависит от окружающих ребенка взрослых. По мнению педагогов, социологов и врачей,именно бездуховность, часто приводит к тому, что такой ребенок оказывается незащищенным внутренним эмоциональным интеллектуальным барьером.

Отбор содержания работы основывается на следующих главных педагогических принципах: Целостности –в работе соблюдены единство обучения, воспитания и развития, с одной стороны, и системность, с другой; Гуманизации –личностноориентированный подход в воспитании, учет возрастных и индивидуальных особенностей, атмосфера доброжелательности и взаимопонимания; Деятельного подхода –любые знания приобретаются ребенком во время активной деятельности; Интеграции –этот принцип позволяет совместить в одной работе аспекты таких научных и общечеловеческих знаний, как музыка, рисование и др.; Культуросообразности –основывается на ценностях региональной, национальной и мировой культуры, технологически реализуется посредством культурносредового подхода к организации деятельности в детском объединении; Возрастного и индивидуального подхода –предполагающий выбор тематики, приемов работы в соответствии с субъективным опытом и возрастом детей.Ценностные ориентиры, которые должны быть сформированы в ходе реализации данной работы: Семья, хранящая и прививающая детям духовную культуру родного народа; Историческое единстворусского народа; Общечеловеческое братство, в котором один народ, одна культура дополняют другие.В процессе реализации работы внимание акцентируются на решении следующих социально важных проблем: Внешний и внутренний «портреты» ребенка, физическое и духовное начало в нем; Достоинство, смысл и величие жизни человека; Человек в общении с другими людьми, значение как основы человеческих взаимоотношений; Деятельность как способ выражения себя, стремление приносить пользу; Отечество (Родина) как место, где человек родился и познал счастье жизни.Условия, которые необходимы для реализации этой работы: Создание специальной обстановки для успешной социализации ребенка; Учет уровня развития и воспитанности ребенка, организация воспитательного пространства в соответствии с этим уровнем; Обогащение содержательной деятельности путем включения культурноисторического, духовнонравственного, социальнопсихологического и других компонентов; Динамичность работы; Учет возрастных и психологофизиологических особенностей ребенка; Объединение усилий и координация деятельности семьи, социальных институтов воспитания; Совершенствование знаний, умений и навыков речевой культуры; Становление высоконравственных, этических норм поведения.

Истоки патриотических чувств –это впечатления ближайшего окружения, способствующие формированию эмоционального мира и нравственного поведения детей. На важность значения окружающей среды в воспитании детей указывали классики педагогики: К. Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие. В. А.Сухомлинский утверждал, что ребенок должен чувствовать красоту и восторгаться ею, чтобы в его сердце и памяти всегда сохранились образы, в которых воплощается Родина.

Учитывая актуальность проблемы патриотического воспитания, педагогический коллектив нашего детского сада ставит перед собой следующие задачи:

систематизировать знания и умения педагогов по проблеме патриотического воспитания дошкольников;

создать развивающую среду, способствующую патриотическому воспитанию дошкольников;

формировать социальную компетентность дошкольников;

тематические занятия;

создание развивающей среды по нравственнопатриотическому воспитанию;

экскурсии по городу, в музеи;

взаимодействие с родителями;

Однако дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране. Воспитание чувства патриотизма у дошкольника –процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности.

Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социальноэкономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России. Высокая духовность, гражданская позиция, патриотическое сознание россиян будут в огромной степени определять будущее России.

Учитывая актуальность проблемы патриотического воспитания, педагогический коллектив нашего детского сада ставит перед собой следующие задачи: 

систематизировать знания и умения педагогов по проблеме патриотического воспитания дошкольников;

создать развивающую среду, способствующую патриотическому воспитанию дошкольников; 

формировать социальную компетентность дошкольников;

вовлечь родителей в воспитательный процесс; Коллектив детского сада начал свою работу с повышения эффективности и качества воспитательного процесса, подготовки педагогических кадров. Социальная компетентность педагога –один из существенных факторов влияния на детей, на становление и развитие у них патриотических и гражданских чувств. Только педагог, сам обладающий качествами патриота и гражданина, способен воспитать эти качества в детях. Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной деятельности и реализуется через такие формы как:

тематические занятия;

создание развивающейсреды по нравственнопатриотическому воспитанию;

экскурсии по городу, в музеи;

взаимодействие с родителями;

взаимодействие с социумом. Вышеобозначеннаяпроблема особо актуальная для нашего дошкольного учреждения. На протяжении последних 6 лет деятельность методической службы и всего коллектива направлена на решение задач нравственного –патриотического, гражданского, толерантного и духовного воспитания.

Данную проблему мы стараемся решать, используя разнообразные формы и средства, с учетом национального –регионального компонента, и с целью обеспечения вариативности дошкольного образования, и соблюдения ФГТ к структуре ООПДО.

Ежегодно в план методической работы на учебный год включается задача, направленная на решение проблемы этого цикла. Решается она при комплексе специальных мер –методических мероприятий с педагогами, мероприятий с детьми и родителями.

На протяжении ряда лет педагоги детского сада в рамках реализации инновационной деятельности работают по парциальным программам экологического и патриотического воспитания.

На базе ДОУ в течение последних лет функционирует около 15 кружков и студий различных направлений деятельности, которые способствует более эффективному процессу нравственно –патриотического, экологического, гражданского и толерантного воспитания.

Методическая работа с педагогами выстраивается следующим образом:КонсультацияСеминарПрактикумТематическая проверкаПедсоветВходе тематических проверок проводятся различные смотры –конкурсы: «Лучший уголок геральдики», «Лучший патриотический уголок», «Самая лучшая группа», а также проводится анализ предметно –развивающей среды и работы с родителями.

В течение учебного годапроводится ряд конкурсов и смотров –конкурсов: конкурсы чтецов, конкурсы поделок, рисунков, акции милосердия. К каждому конкурсу разрабатываются положения, в которых прописываются основные требования и критерии оценки, состав жюри, сроки объявления победителей и лауретов. К каждому конкурсу чтецов разрабатывается сценарий с использованием ИКТ. По итогам каждого конкурса пишется справка и издается приказ. Все победители и лауреаты награждаются почетными грамотами и подарками в торжественной обстановке. Особенно радует нас тот факт, что родители с удовольствием не присутствуют на всех мероприятиях, проводимых в ДОУ, но и принимают самое активное участие. Нас не устает радовать и удивлять поток фантазии и креатива, творчества и вдохновения, которые с гордостью демонстрируют родители и дети в своих работах. Мы считаем, такую работу очень эффективной, так как она сближает, сплачивает, делает союзниками детский сад, детей и родителей. Очень отрадно было слышать от родителей в конце учебного года, а летом конкурсы будут? Это ли не победа и счастье для нас педагогов.

Особо полюбилась традиция проведение спортивных соревнований «Папа, мама, я – здоровая семья», где родители с удовольствием окунаются в атмосферу сотрудничества, взаимопомоши, дружеского тепла и общения. С удовольствием они присутствуют на малых олимпийских играх, которые также становятся доброй традицией нашего коллектива. Родители становятся активными участниками процесса воспитания и образования детей, присутствуя и поддерживая своих детей на различных мероприятиях района. Большую помощь они оказывают нам в оформлении уголков и выставок, проводимых в ДОУ к различным датам.

В преддверии празднования Дня Победы в детском саду проводится акция милосердия «От сердца к сердцу – «Подарок ветерану»,в ходе, которой все –дети, сотрудники, родители готовят подарки и памятные сувениры ветеранам, которые вручаются на празднике.

Тема нравственно –патриотического воспитания настолько актуальна и интересна, что подвигла коллектив на участие в областномконкурсе министерства спорта, туризма и делам молодежи программ патриотического воспитания и в 2010 проект «Маленький патриот России» стал победителем этого конкурса и получил финансовую поддержку. В 20102012 годах коллектив детского сада и отдельные педагоги принимали участие в областном конкурсе «Лучший инновационный проект» и имеют сертификаты участников. В 2012 году 3 педагога дошкольного учреждения приняли участие в областном конкурсе программ патриотического воспитания «Расти патриотов». В 2011 годуколлектив дважды становился лауретом всероссийского конкурса «Росточек». В этом же году детский сад получил благодарственное письмо за участие во всероссийском конкурсе «Семья –основа государства».

Тема для нас актуальна и востребована, и наш коллективбудет продолжать работу далее, вспоминая слова Байрона «Племя, не способное воспитать впотомстве стремление сохранить и защитить сложившуюся культуру, традиции, обречено на вымирание. Государство, не ставящее целью воспитать своих граждан в духе патриотизма, не имеет будущего» надеемся и верим, что нашу страну ждет Великое будущее.

К счастью, проходят времена, когда слово «патриотизм» было ругательным и не в чести. Другое дело, что демократический нигилизм не прошел бесследно. Любить свою страну сегодня не модно. Точнее, ее стали ассоциировать с государством, с бюрократическим и репрессивным аппаратом. В одной из молодежных песен даже декларируется: «Я так люблю свою страну и ненавижу государство». Как будто эти понятия возможно разделить…

Памятна полемика между философом и А.С.Пушкиным по поводу исторического прошлого России. Первый считал нашу историю ничтожной и не содержащей никаких поучительных примеров, другой горячо возражал против такого однобокого подхода. Именно через историю, через постоянное напоминание о подвигах предков и пролегает путь к воспитанию настоящего патриотизма. В противном случае возникает опасный перекос: генерала Карбышева, замученного в фашистском концлагере, знают хуже или не знают вообще, нежели генерала Власова, сдавшегося в плен и бросившего целую армию на верную гибель.

Вообще усилиями демократов конца 80-х – начала 90-х гг. прошлого века – Анатолия Собчака, Галины Старовойтовой и проч. история нашей страны нового и новейшего времени как-то незаметно оказалась «перепахана» и переписана. И уже в ближайшем окружении встречаешь людей, которые морщатся, услышав имена Зои Космодемьянской или Александра Матросова. Демократические и либеральные СМИ сделали свое «черное» дело – то, что считалось святым и неприкосновенным, втоптано в грязь и опорочено. И невдомек журналюгам и новоиспеченным историкам, что если уж судить деятелей прошлого – то только по законам их времени, в которое еще не было нас. Да, жгла Зоя Космодемьянская крестьянские избы, выдали ее гитлеровцам именно наши, советские крестьяне, но разве могла она поступить иначе, если в голове засел сталинский приказ – «Ни шагу назад!» и разнеслась директива придерживаться тактики «выжженной земли», чтобы земля горела под ногами у захватчиков. А зимой такая тактика приобретала особую актуальность. И если объяснить все это современным школьникам внятно и спокойно – может, поймут и не станут скоропалительно осуждать. Ведь во имя свободы Отечества все средства хороши. Смех и грех – жаловался когда-то Наполеон нашему императору Александру I: дескать, русские воюют не по правилам. А кто вас звал? А какие могут быть правила, если сражаешься за родную землю? Тем более партизанскую войну еще ни одно государство не выиграло…

Было время, когда существовала пионерская организация, и когда отряды боролись за почетное право носить имена пионеров-героев, павших в годы Великой Отечественной войны: Марата Казея, Вали Котика, Володи Дубинина и др.

А уж о молодогвардейцах и говорить нечего. Что привлекало и притягивало к этим ребятам по-настоящему? Конечно, в первую очередь, возраст. Жить бы еще да жить, а они смогли переступить через естественное чувство самосохранения и отдать свои, совсем еще юные жизни ради спасения Отчизны. Нет ли смысла реанимировать художественные произведения, написанные об этих героях? Если уж с Павликом Морозовым появилась ясность, то в их отношении никакой ревизии и переоценки ценностей не произошло.

Впрочем, давайте остановимся на судьбе молодогвардейцев подробно. В этом есть смысл – ведь роман Александра Фадеева «Молодая гвардия» изъят из школьной программы по литературе. К тому же, и раньше он изучался во второй редакции. А к ней автора склонил не кто иной, как Сталин. «Переделываю молодую гвардию в старую», — невесело шутил писатель по этому поводу. А суть в том, что партии и правительству понадобилась руководящая роль старых большевиков в деле организации подполья в Краснодоне. На деле же большевики позорно струсили и первыми сбежали из Краснодона. Но такая правда не могла всплыть наружу и быть предана огласке. Пришлось лакировать и приглаживать действительность. Сегодня мы знаем, что парни и девушки, еще вчера закончившие школу, в едином патриотическом порыве, решили создать собственную организацию и не давать оккупантам чувствовать себя спокойно. Попались они на пустяке – кража сигарет, стали выдавать себя за партизан, и подверглись страшнейшим пыткам, объяснения которым нет и по сей день. Парадокс в том, что признаваться им было не в чем, и выдавать некого. Но разве по этой причине эти ребята не заслужили нашей благодарной памяти?

Где сегодня та амбразура, которую хотелось бы закрыть своим телом, как Александр Матросов? Риторический вопрос. Кстати, и Александр Матросов на самом деле был татарином по национальности, что от нас тоже долгое время скрывали. Непонятно только – почему? Мы уже тогда были многонациональным государством. В чем провинились татары? В том, что когда-то покорили Русь? Но существование монголо-татарского ига сегодня многими учеными ставится под сомнение. И вообще – пора смириться с фактом: победу ковали люди всех национальностей.

Особое внимание в свете нашего времени надлежит уделить ветеранам Великой Отечественной войны, которых остается все меньше с каждым годом. И дело уже не в том, чтобы в обязательном порядке приглашать их на встречи со школьниками или со студентами – это пройденный этап во всех отношениях: и слушать уже будут не так, как в прежние годы, да и самым «молодым» из ветеранов ныне далеко за 80, а то и за 90. Речь о другом – чтобы старики не чувствовали себя одинокими, брошенными и покинутыми. С этой целью организовать регулярные визиты к ним (по предварительному согласованию), помогать по хозяйству и уборке помещения, закупать продукты и др. Целесообразно вести запись воспоминаний ветеранов – ведь они немногословны, но они же – уходящие натуры. Если не сберечь хрупкую память – вновь поднимут головы любители переписывать историю страны и мира в новейшую эпоху. Причем делаться все это должно не для галочки – пожилые люди, как никто, чувствуют фальшь и наигранность. Любой официоз здесь в корне противопоказан.

Павел Николаевич Малофеев


К.Ушинский писал: « Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства».

Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами.

Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны .
Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.
Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно говорить о нем применительно к детям дошкольного возраста? Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза:
«Все начинается с детства»- как нельзя больше относиться к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы.
С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У каждого народа свои сказки, и все они по своему, со свойственным данному народу колориту передают от поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ.
«Это первые блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическими гениями народа».
Загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране.
Очень рано в мир ребенка входит
природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти дошкольника на всю жизнь.
Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное. Он может не увидеть главное, или принять за главное нетипичное, второстепенное. «Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и взрослый должен заботиться о воспитании у детей чувства безграничной любви к Родине». Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день – это и есть его Родина.
Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из доверия к взрослому дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т. д. – во всем проявляется их отношение к жизни, которое постепенно воспитывает чувства ребенка.
При воспитании патриотических чувств очень важно
поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, затем к городу, ко всей стране. Однако неверно полагать, что воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К сожалению известны случаи, когда преданность своему дому, своей семье уживается с безразличием к судьбе Родины и даже с предательством.
Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним – все это очень важно для
становления личности ребенка , для чувства защищенности и благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящим свой вклад в общее дело.
Важным средством патриотического воспитания является
приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников воин. Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших воинов. Много памятников и обелисков на нашей земле. Люди не могут забыть тех, кто лежит на Пискаревском кладбище, кто был сожжен в Хатыни, брошен живым в шахты Краснодона и Красного луга, кто похоронен в тысячах братских могил. Дети тоже должны знать об этих страшных страницах нашей истории. Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже способен переживать ненависть, обиду не только за себя лично. Пусть он поплачет, слушая рассказ о мальчике, которого фашисты повесили на глазах у матери, о солдате, который с последней гранатой бросился под фашистский танк. Не нужно ограждать детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят нервную систему ребенка, а являются началом патриотических чувств.
Одна из граней патриотизма –
отношение к трудящемуся человеку . Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига. Педагог, может посоветовать родителям, рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и для чего это нужно.
При ознакомлении детей с трудом взрослых, очень важно показать им общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично к какому-то человеку, но и всей стране. Наиболее наглядно это можно сделать, рассказывая о труде хлебороба. Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости помогает воспитывать гордость за человека – труженика. В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию.
Читая детям рассказ, стихотворение, важно своими интонациями, логическими ударениями передать кульминационные моменты в произведении, заставить их волноваться и радоваться. Беседовать после чтения, надо с большой осторожностью, чтобы не разрушить, а укрепить эмоциональное воздействие. Например, детям прочли стихотворение «Почему маму прозвали, Гришкой» мужественная, ловкая, умная девушка вызывает восхищение, дети волнуются за неё и радуются, когда ей удается уйти от врага. Не нужно задавать много вопросов по тексту этого произведения. Но важно, чтобы все они были направлены не на изложение содержания сюжета, а на эмоциональные моменты «Когда вы слушали рассказ, вам было немного страшно?», «А когда вы обрадовались?», «Какое место в рассказе вам больше всего запомнилось?». После ответов детей можно прочесть произведение еще раз.
Одна из любимых книг детей – книга Льва Кассиля «Твои защитники». Каждый рассказ в ней пример героизма.
Любить Родину – это и знать её. Что может знать о своей стране ребенок, какие знания нужны ему, чтобы первое чувство любви к отечеству стало осознанным и прочным? Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины. Примеры трудовых подвигов людей во имя благополучия и славы Родины, традиции, с которыми педагог знакомит детей, помогают им осознать патриотизм, как чувство проявляющееся каждодневно.

Очень важно для воспитания патриотических чувств

и исторические знания. Обращение к литературе, искусству прошлого, так же как и к истории, - это обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное, и сохраненное предыдущими поколениями, может стать подлинными патриотами.
Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в стремлении больше узнать о ней, но и в желании,
потребности трудиться , на благо отечества, бережно относиться к его богатствам. Роль самостоятельной трудовой деятельности в воспитании будущего гражданина чрезвычайно важна. Дела ребенка дошкольника невелики и не сложны, однако они имеют большое значение для формирования его личности. Нужно поощрять самостоятельную деятельность детей, мотивом которой является желание сделать, что - то для коллектива, для детского сада. Не всегда ребята могут сами сообразить, что и как делать. Вот здесь и нужна помощь взрослого, его совет, пример. Весной организуется воскресник по уборке и озеленению двора, улицы на которой живет ребенок. «Бери сынок, лопату, пойдем работать», - говорит отец. И непременно, на следующий день, придя в детский сад, сын с гордостью скажет: «А мы вчера с папой посадили дерево в нашем дворе». Участие в общих делах - воспитывает в ребенке хозяина своей страны. Хозяина любящего, заботливого. Труд с общественной мотивацией нужно организовать и в детском саду и дома так, чтобы он был систематическим, а не от случая к случаю. Ребенок должен иметь постоянные поручения, не только по самообслуживанию, но и для пользы других, всего коллектива. Важно только, чтобы этот труд действительно имел реальное значение для окружающих, не был надуманным. Все сказанное имеет прямое отношение к воспитанию патриотических чувств у детей.