Экспериментальный проект: «я — человек! Проект «Я в мире человек.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10»

Проект

« Я – человек».

Вид проекта: кратковременный, познавательно – творческий. Продолжительность: 1 неделя Создатель проекта: Воспитатели: Г.В. Шувалова, Т.С Климова, дети подготовительной группы «Б» и родители, воспитатель по физическому развитию Н.Ю. Иванова.

Актуальность

Дети дошкольного возраста – важнейший период в развитии ребенка. В это время происходит переход к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с окружающим миром. В это время у детей начинает активно проявляться потребность в познавательном общении с взрослыми, обследованию окружающего мира. Первым объектом для исследования часто становится сам ребенок и его окружение – взрослые и сверстники. Какой я? Что я могу делать? Что я смогу сделать? Зачем нужны глаза, уши? Как быть здоровым и для чего нужна природа?… - это только небольшая часть вопросов, которые задает ребенок, и ответить на которые самостоятельно он не может. И тут главная задача взрослого – поддержать имеющийся у детей интерес к собственному телу, его строению и функционированию, научить их помогать себе, научить их бережно относиться к природе и своему здоровью. Таким образом, можно заключить, что тема самопознания является актуальной для изучения детьми дошкольного возраста,

Проблема

Формируя самосознание ребёнка, мы должны дать ему знания о своём физическом «я», об окружающем мире, о взаимоотношениях между людьми. Дети не всегда задумываются, что такое быть здоровым, что это связано с окружающим миром, с правильным питанием, с правильным поведением в природе и быту.

Цель

Дать детям знания о своём физическом «я», об окружающем мире. Формировать у дошкольников основы здорового образа жизни, добиваться осознанного выполнения правил, ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих. Воспитания у детей созидательного отношения к своему здоровью.

Задачи

Образовательные

Дать знания об основах безопасности и жизнедеятельности; о здоровье человека и способах укрепления его; о гигиене здоровья

Научить элементарным приёмам сохранения здоровья.

Воспитательные

Формировать положительные отношение к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста.

Воспитывать желание у детей заботиться о своём здоровье, о близких и окружающем мире (природе, животных).

Формировать у дошкольников потребность в положительных привычках.

Профилактические

Развивать потребность в активной деятельности.

Развивать потребность в выполнении специальных профилактических упражнений и игр на занятиях и в повседневной жизни.

Предполагаемый результат

Систематизация знаний детей о здоровье человека и способах укрепления его. Воспитание желание у детей заботится о своём здоровье, о близких, о растениях и животных.

Использование специальных профилактических упражнений и игр на занятиях и в повседневной жизни.

Образовательные

Форма организации

Вид деятельности

Социально- коммуникативное

развитие.

Коммуникативный

Познавательный

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Дидактическая игра «Природа и человек»

Наблюдение за домашними занятиями членов своей семьи.

Дидактическая игра «Кто больше знает?»

Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты»

Создание книги « Мои добрые дела».

Сюжетно- ролевая игра « Я на стадионе».

Познавательное развитие

Познавательный

Коммуникативный

Беседа « О правилах хорошего тона в гостях, в местах общественного пользования».

Экскурсия в осенний лес к ключику с родителями.

Рассказ родителя о пользе растений на земле.

Рассказ родителя о значении воды для всего живого на земле. Почему воду называют живой или мёртвой и почему мёртвая вода никому не нужна.

Речевая игра «Путешествие по улице правильного питания».

Сравнивание воды ключевой и из под крана.

Художественно- эстетическое развитие.

Продуктивный. Познавательный

Коммуникативный

Рисование на тему «Моя семья»

Составление альбома «Правила поведения в природе».

Лепка на тему «Как я занимаюсь физкультурой».

Прослушивание песен на тему «Если хочешь быть здоровым».

Рисование «Осенний лес».

Просмотр мультфильмов на тему как бережно нужно относиться к окружающему миру. «Смешарики».

Речевое развитие

Коммуникативный

Познавательный

Чтение художественных произведений о природе

В. Бианки.

Викторина на тему « Я и окружающий мир».

Составления рассказа на тему «Как мы ходили в осенний лес к ключику.

Беседа о полезных и вредных привычках.

Дидактическая игра « Найди и исправь ошибки».

Беседа на тему «Я человек».

Составление рассказа на тему « Как помочь природе».

Чтение познавательных сказок Е. А. Алябьевой.

Физическое развитие

Коммуникативный

Познавательный

Экспериментальный

- « Спорт и я - мы друзья»

Спортивные эстафеты «Перебери грибы», «Соберём мусор в корзину», «Помоги товарищу».

Беседа о пользе зарядки.

Предложить детям придумать комплекс упражнений дома и провести с ребятами зарядку.

Рассматривание с детьми иллюстраций о спорте и здоровом образе жизни.

Дидактическая игра «Я и моё тело».

Подвижные игры «Ручеёк», «Хитрая лиса», «Караси и щука», « Пчёлы и медведи».

Проблемная ситуация «Одень правильно товарища на прогулку, чтоб он не заболел.

Эксперименты:

Рассматривание своей кожи на руках.

Проверка слуха « Кто позвал?»

Почему без языка мы не смогли бы чётко говорить?

Разучивание с детьми точечного массажа.

Массаж рук, массаж лица, ушных раковин, массаж стопы.

Разучивание упражнений на профилактику плоскостопия: «качалочка», хождение по обручу.

Спортивные игры на прогулке.

Экскурсия в осенний лес.

Экскурсия к ключику.


Рассказ взрослых о пользе живой воды.


Рассказ родителя о лечебных растениях.

Дети пьют настой шиповника.


Рисование на тему «Осень в лесу».

Спортивные игры.


Создание книги «Наши добрые дела».

Дети совместно с воспитателями создали книгу «Наши добрые дела». Родители приняли участие в создании картотеки пословиц, поговорок, стихов, загадок о здоровье. Итоговым мероприятием стала экскурсия в лес с родителями. Где они рассказали о пользе воды, была проведена викторина на тему « Я и окружающий мир».

Результат

Пополнились знания у детей о здоровье, о полезных привычках, укрепляющих здоровье.

Пополнились знания детей о правилах безопасности жизнедеятельности.

Воспитывается желание бережного отношения к окружающему миру, к своему здоровью и здоровью своих близких.

Потребность в занятии физической культурой.

в подготовительной группе

«Я - человек»

Тип проекта : познавательно – исследовательский, оздоровительный.

Срок реализации проекта: 7 месяцев (с 1 октября 2013 года по 1 мая 2014года)

Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители,

медицинская сестра, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель.

Цель проекта : На основе познавательно - исследовательской деятельности развивать представление детей о том, что человек - часть природы, и одновременно существо мыслящее; познакомить их с внешним и внутренним строением человеческого организма; формировать убеждения и привычки здорового образа жизни, воспитывать культурно-гигиенические навыки в условиях дошкольного образовательного учреждения и дома.

Задачи :

Прививать элементарные умения детей дошкольного возраста следить за своим здоровьем, соблюдать правила гигиены;

Формировать представления о состоянии собственного тела и функционировании человеческого организма;

Пробуждать интерес к оздоровлению собственного организма;

Расширять знания дошкольников о питании, закаливании, режиме дня, культурно-гигиенических навыках;

Развивать умение видеть причины нарушения здоровья; взаимосвязь между здоровьем природы и здоровьем человека;


- Воспитывать потребность в здоровом образе жизни; любовь и бережное отношение к своему телу; восхищение его возможностями.

Основание для разработки:

Проблема:

За последние 10 лет во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продукты питания, некачественная вода, накапливающееся раздражение в обществе, связанное с неудовлетворительным экономическим положением, – это лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.

Учитывая сложившуюся ситуацию, мы решили, что необходимо принять меры по улучшению и охране здоровья, через естественно – научный и экспериментальный проект по «ЭКОПРИЗу» «Я - человек»

Актуальность проекта:

Тема здоровья детей сегодня волнует всех. Здоровье человека закладывается именно в детстве. Организм ребенка очень пластичен, чувствительный к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого человека, и от того каковы эти воздействия - благоприятные или нет зависит, как сложится его здоровье.

От здоровья зависит духовная жизнь детей, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний. Поэтому нужно создать все условия для успешного усвоения культурно-гигиенических навыков и навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Проект направлен на воспитание культурно-гигиенических навыков, развитие представлений о физическом «Я» - строении и функции человеческого тела; чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, формирование убеждений и привычек здорового образа жизни.

Само понятие «здоровье» всегда рассматривалось как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии человека с природой и с самим собой необходимо учиться заботиться о своём здоровье с детства, сохранять его, укреплять, приобщаться к здоровому образу жизни.

Поэтому мы пришли к выводу, что реализация данного проекта должна включать в себя следующие компоненты :

– ценностный – формирование ценностного отношения к человеческой жизни, ответственности за свою жизнь и здоровье;

– гностический – специально отобранный и адаптированный к восприятию дошкольниками материал по изучению тела человека;


– практическийпрактическое осуществление и применение познанного.

При этом проект мы построили на принципах :


– реалистичности и доступности – объём представлений о строении человеческого организма адаптирован к восприятию детьми дошкольного возраста и соответствует ФГТ и возрастным возможностям усвоения знаний; не допускается излишней упрощённости и усложнённости;

– ценностного отношения к жизни и здоровью – до сознания детей доводится, что жизнь и здоровье – это огромная ценность и относиться к ней надо разумно, соблюдая все необходимые правила;

– деловитости и занимательности – материал излагается в занимательной, игровой форме, содержит деловую информацию, полезную для практической деятельности.

Методы реализации проекта:

1. Речевая деятельность

2. Познавательная деятельность

3. Оздоровительная деятельность

4. Игровая деятельность

5. Художественная деятельность

6. Трудовая деятельность

7. Физическая деятельность

8. Самостоятельная деятельность

НОД по реализации проекта длительностью 30 минут проводятся в течение всего учебного года 1 раз в неделю и представляет собой свободную познавательно-экспериментальную деятельность. Далее полученная детьми информация закрепляется и апробируется в повседневной жизни в играх, НОД по разным видам деятельности, на прогулках, в свободной самостоятельной деятельности в течение дня, в виде своеобразных заданий в альбоме «Изучаю тело человека».

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный

●Диагностика. Уточнение представлений детей о строении и жизнедеятельности человека, его росте и развитии, физиологических понятиях, т. е. личный опыт, на который может опереться педагог.

●Анкетирование родителей

●Обсуждение цели и задач воспитателями с детьми и родителями, специалистами.

●Изучение необходимой литературы

● Подбор и изучение педагогической и справочной литературы, иллюстративного материала в соответствии с темой проекта и с учётом возрастных особенностей детей, разработка проекта.

●Создание развивающей среды:

1. Игровой центр:

Сюжетно-ролевые и режиссерские игры: «Поликлиника»; «Семья»; «Магазин «Продукты»; «Ателье мод»; «Парикмахерская»

Дидактические игры;

3. Центр безопасности;

4. Центр исследования и науки;

5. Центр правильной речи;

6. «Тропа здоровья», включающая в себя объекты живой и неживой природы, позволяет организовать работу по укреплению здоровья и профилактике различных заболеваний детей в игровой форме

●Памятка «Тело человека».

Создание наглядного пособия «Человек и его строение »

●Изготовление карточек с изображением органов человека для оформления сюжетно – ролевой игры «Поликлиника»

●Изготовление отдела «Предметы личной гигиены» в сюжетно-ролевой игре «Магазин»

●Изготовление альбома «Изучаю тело человека».

●Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о строении человека.

●Разработка и накопление методических материалов и рекомендаций по данной проблеме.

●Расширение детских представлений, накопление и закрепление полученных знаний об анатомии, физиологии и гигиене человека через разнообразные виды совместной деятельности педагога с детьми и родителями.

●Тематические дни здоровья: «День витаминки», «День чистоты», «День воды», «День спорта»

● Фотоконкурс «Если хочешь быть здоров, закаляйся и зарядкой занимайся»

●Изготовление листовок «Полезное питание».

● Сбор коллекции гигиенических предметов. Экспозиция "Прививаем навыки личной гигиены"

● Валеологический досуг с родителями "Путешествие на планету "Семитония""

●Изготовление атрибутики и шапочек – масок для игр – драматизаций: «Валеологическая сказка про мальчика Витю»

●Тематические выставки: «Тело человека», «Правильное питание», «Мы занимаемся спортом», «На все руки от скуки», «Какие бывают микробы?», «Человек и природа», «Рецепты из бабушкиного сундучка», «Здоровые зубы – здоровью любы», «Модный журнал», «Труд человека красит», фотовыставка «Мама, папа, я – здоровая семья».

●Исследовательская деятельность: «Живой мир», «Как мы дышим?», «Что такое вкус?», «Наши глаза», «В поисках здоровья», «Что нам расскажет лупа и микроскоп?», «Слух», «Весёлые человечки играют», «Нарисуем свой портрет», «Починим игрушку», «Наши помощники», «Откуда берётся голос?», «Как согреть руки?», «Носарий», «Умный нос», «Язычок - помощник», «Сколько ушей?», «Проверим слух», «Большой - маленький», «Проверка зрения», «Если не видишь», «Сколькими способами можно напиться?», «Зачем человеку руки?», «Как человек умеет передвигаться?», «Вдох и запах», «Осязание», «Обаяние», «Тепловые и холодовые точки»; «Органы чувств, или с помощью чего человек познает мир»; «Пищеварительная система или об удивительных превращениях пищи внутри нас»; «В стране Легких или путешествие воздушных человечков»; «Глаза, нос, уши – наши умные помощники»; «Где прячется здоровье?».

●Мероприятия:

НОД регламентированная:

1. Познание (Формирование целостной картины мира, расширение кругозора):

«Вот какой я!»; «Человек – часть живой природы»; игра – путешествие «Из чего я сделан?»; «Движение для здоровья» (строение двигательной системы); «Как жить с людьми?»; «Маски на лице и в жизни»; «Почему люди такие разные?»; «Внешнее строение человека»; «Скелет человека»; «Скелет – главная опора моего тела»; «Познакомимся со своей кожей»; «Кожа, или живая одежда»; «Познакомимся со своими зубами»; «Почему у нас два глаза?»; «Дороже алмаза – два своих глаза»; «Сердце и сосуды»; «Как устроена дыхательная система?»; «Знакомство с ухом», «Знакомство с трудом врача» (экскурсия в медкабинет), «Мальчики и девочки», «Как одевались люди в разное время?», «Посещение картинной галереи. Портретная живопись.»; «Дорога к доброму здоровью».

2.Художественное творчество:

▪Рисование: «Портрет моего друга»; «Я с папой»; «Я с мамой», «Моя семья»; «Автопортрет»; «Оденем кукол красиво»; «Портретная живопись»; «Дети на прогулке»; «Как прекрасен этот мир, посмотри», «Здоровье в порядке, спасибо зарядке»; «Давайте же мыться, плескаться».

▪Лепка «Спортивный праздник»; «Отважные парашютисты»; «Загорелые человечки на пляже»; «Аквалангисты»; «Пришельцы из космоса»; «Покорители космоса»

▪Аппликация «Шляпы, короны, кокошники»; «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Одежда моей мечты»; «Современные причёски», «Королевский наряд»

▪Конструирование «Ягодка» (из бросового материала); «Панно с фруктами» (из природного материала); «Фрукты» (из бумаги); «Домик – фрукт» (из бумаги);

3. Коммуникация:

Беседы: «Самоанализ своего здоровья и забота о нем» (какое у тебя здоровье и как ты о нем заботишься); «Почему человек болеет?»; «Здоровая пища»; «Чем отличается мужской организм от женского?»; «Что могут делать руки и ноги?»; «Как сохранить свою кожу здоровой?»; «Оказываем первую помощь»; «Как правильно ухаживать за зубами?»; «Для чего нужен язык?»; «Как работает дыхательная система?»; «Любимая пища желудка»; «Как органы человека помогают друг другу?»; «Кто как видит?»; «Чтобы зренье укреплять – витамины будем принимать»; «Здоровые зубы – здоровью любы»; «Предметы гигиены»; «Полезные продукты»; «Как правильно ухаживать за малышом?»; «Из чего я сделан. Клетка», «На чём всё держится. Скелет и мышцы»; «Смотри во все глаза!»; «Слушай во все уши!»; «Сердце и кровообращение. Великий труженик и Волшебные реки»; «Дыхание. В стране Лёгких, или Путешествие воздушных человечков»; «Мозг – центральный компьютер»; «Пищеварение. Об удивительных превращениях пищи в организме человека»; «Правильное питание – залог здоровья»; «Кто помогает нам быть здоровыми?».

Вечер загадок «Я - человек» (ребусы, кроссворды).

Экологические наблюдения за живой и не живой природой, взаимоотношения человека и природы. Рассматривание картинок.

Энциклопедии для дошкольников: «Человек», «Моя первая книга о человеке», «Первые люди»; В.Драгунский «Денискины рассказы»; С.Михалков «Мимоза»; А.Акима «Первый снег»; Н.Семёнова «Как стать «Неболейкой»»; К.И.Чуковский «Айболит»; С.Михалков «Овощи»; В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»; Н.Найдёнова «Наши полотенца»; К.И.Чуковский «Мойдодыр»; М.Пришвин «Золотой луг»; Е.Чарушин «Белка»; В.Катаев «Цветик – семицветик», И. Токмакова «Мне грустно я лежу больной»; С. Михалков «Прививка», «Чудесные таблетки».

5. Физическая культура:

«Здоровье в порядке, спасибо зарядке»; «Из истории олимпийских игр»; самостоятельная деятельность с нестандартным физоборудованием; лыжная прогулка с родителями.

Соревнования: «Мама, папа, я – здоровая семья»; оздоровительный бег по картам маршрутам; «Зимняя спартакиада»

Спортивные праздники: «В путь за здоровьем»; «Спортландия – страна здоровья»

Картотека подвижных игр, релаксации, гимнастики после сна.

6.Музыка:

Развлечение «В стране Здравии»

Альбом колыбельных песен. Музыка природы.

Разучивание песен: «Овощи»; «Каша»; «Урожайная». Разучивание частушек об овощах и фруктах, здоровье, физкультуре.

7.Социализация:

▪ Развивающие и дидактические игры, упражнения:

«Будь стройным»; «Маленькая мама»; «Кулинарное лото»; «Кто в домике живёт?»; «Где растёт каша?», «Чудо – дерево»; «Мы считаем»; «Угадай-ка»; «Веселый повар»; «Поможем клоуну Роме»; «Угадай на вкус»; «Вершки – корешки»; «Собери урожай»; «Чудесный мешочек»; «Почтальон принёс посылку»; «Созрело – не созрело»; «Вредно – полезно»; «Что сначала – что потом?»; «Что в корзинку мы возьмём?»; «Витаминные семейки»; «Найди лишнее»; «Зеленый друг» (ботаническое лото); «В саду ли, в огороде»; «Поваренок»; «Собери целое из частей»; «Фрукты»; «Отгадай овощ или фрукт на вкус»; «Лото»; «Водяной лабиринт»; «Зелёная аптека»; «Грибники»;Помоги себе сам».

▪Сюжетно-ролевые игры:

Магазин «Овощи-фрукты», «Продукты», «Семья», «Фруктовое кафе», «Приготовим обед для кукол», «Спортивная школа», «Санаторный детский сад», «Обед в семье», «На приёме у стоматолога», «Офтальмолог», «Фито – аптека», «Поездка на дачу», «Айболит в гостях у детей», «День рождение».

▪Ситуации: «Винни – пух в гостях у Кролика», «Ждём гостей», «Идём в гости к Мише», «Если мама заболела», «На приёме у врача», «Какой чай полезней?».

8. Труд :

На экологической тропе: посадка растений, оформление тропы здоровья.

«Огород на подоконнике». Уход за выращиванием овощных культур на мини-огороде. Подготовка лука и чеснока к обеду. Проведение занятий по приготовлению соков, чаев, салатов. Посадка рассады в открытый грунт.

9.Здоровье:

Дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, день здоровья, час развлечения.

Оздоровления фитонцидами: чесночно - луковые закуски (в обед с супом), ароматизация помещений, чесночный киндер.

Основные лечебно профилактические мероприятия: мажем носики оксалиновой мазью; витаминизация, точечный массаж.

Закаливающие процедуры: босохождение; хождение по массажным дорожкам; обмывание шеи, рук до локтя, после дневного сна, холодной водой.

Работа с родителями.

▪Проведение родительского собрания на тему «Охрана жизни и здоровья детей».

▪Консультации: «Что значит быть здоровым?», «Полезные продукты», «Правильное питание дома», «Воспитание здорового ребенка (ребенок и компьютер)», «Организация ухода за детьми” (туалет носа, умывание, полоскание рта, чистка зубов)», «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка»

▪Дискуссия по вопросам охраны жизни и здоровья «Преступники и жертвы»

▪Папка – раскладушка «Что такое «витамины» и где они живут?», «Двигайтесь на здоровье», «Как нельзя поступать с ребенком», «Памятка родителю», «Семь заблуждений о морозной погоде», «Техника проведения точечного массажа», «Дышим правильно».

▪Анкетирование «ЗОЖ»

▪Фотоальбом «ЗОЖ в семье»

▪Обмен опытом «Как мы делаем зарядку», «Как мы научили ребёнка чистить зубы».

▪Изготовление книги «Всё о человеке»

▪Индивидуальные беседы с родителями «Как сохранить здоровье вашего ребёнка»

▪Совместная деятельность родителей и детей: поиск информации о человеке, его строении, чтение и заучивание загадок о ЗОЖ

●Составление книги из детских рисунков «Приключения в стране «Человечков»»

●Выставка поделок из овощей и фруктов, природного и бросового материала.

●Посадка «Огород дома на подоконнике» (лук, петрушка)

●Оформление папки «Познаём человека»

●Конкурсы: «Красивая причёска»; «На балу у Золушки»

3 этап – заключительный

●Обработка результатов по реализации проекта.

●Презентация проекта.

●Итоговая диагностика.

●Итоговое мероприятие «Что? Где? Когда?»

Реализация данного проекта поможет детям относиться к своему здоровью, как к ценности, о которой необходимо постоянно заботиться. У детей будет развито представление о своем теле; организме; дети научатся жить в гармонии с собой и с окружающим миром; будут проявлять интерес к оздоровлению собственного организма.

Родители будут прислушиваться, и выполнять рекомендаций педагогов в области здоровьесбережения детей; активно участвовать в воспитательно-образовательном процессе; грамотно и творчески относиться к вопросам правильного питания и гигиены, воспитания здорового образа жизни у своих детей. Только здоровая семья может быть по-настоящему счастливой, воспитать достойных граждан своей страны

1. А.И. Иванова “Естественно -научные эксперименты и исследования в детском саду. Человек”, Творческий центр “Сфера”, Москва, 2004 год.

2. С.Е. Шукшина “Я и моё тело”, Москва, издательство “Школьная пресса”, 2004 год.

3. А. Барилле “Тело человека”, № 25, 2007 год.

4. П. Бронштейн “Ты и твоё тело”, Москва, РОСМЭН, 2007 год.

5. С. Булацкий “Тело человека” (энциклопедия), Минск, “ЮНИОН”, 2007 год.

6. М. Лукьянов “Моя первая книга о человеке”, Москва, ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007 год.

7. Т.А. Алексеева, Р.Г. Апресян “365 рассказов о человеке” (энциклопедия), Москва, “РОСМЭН”, 2008 год.

8. А. Клейборн “Человек” (энциклопедия), Москва, “РОСМЭН”, 2008 год.

9. Э. Прати “Тело человека” (энциклопедия), Москва, “Махаон”, 2006 год.

11. В.А. Доскина, Л.Г. Голубева “Растём здоровыми”, Москва, Просвещение, 2006 год.

12. Л. Бобарыкина, Н. Шумилова, программа “Доктор Неболит” (интернет-ресурс).

13. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова “Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие”, ТЦ “Учитель”, Воронеж, 2006 год.

14. Л.Г. Гаврючина “Здоровьесберегающие технологии в ДОУ”, Творческий центр “Сфера”, Москва, 2007 год.

15. В.В. Поляков “Основы безопасности жизнедеятельности”, “ДИК”, Москва, 1997 год.

16. “Дошкольное образование”, №14 2004 год, №4 2007 год.

17. “Ребёнок в детском саду” №4, 2008 год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждено:

Заведующий МДОУ «Детский сад№112»

Е.В.Иванова

«________»________2013г

Естественно – научный и экспериментальный проект по «ЭКОПРИЗу»

в подготовительной группе

«Я - человек»

Тип проекта : познавательно – исследовательский, оздоровительный.

Срок реализации проекта: 7 месяцев (с 1 октября 2013 года по 1 мая 2014года)

Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители,

медицинская сестра, инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель.

Цель проекта : На основе познавательно - исследовательской деятельности развивать представление детей о том, что человек - часть природы, и одновременно существо мыслящее; по знакомить их с внешним и внутренним строением человеческого организма; формировать убеждения и привычки здорового образа жизни, воспитывать культурно-гигиенические навыки в условиях дошкольного образовательного учреждения и дома.

Задачи :

Прививать элементарные умения детей дошкольного возраста следить за своим здоровьем, соблюдать правила гигиены;

Формировать представления о состоянии собственного тела и функционировании человеческого организма;

Пробуждать интерес к оздоровлению собственного организма;

Расширять знания дошкольников о питании, закаливании, режиме дня, культурно-гигиенических навыках;

Развивать умение видеть причины нарушения здоровья; взаимосвязь между здоровьем природы и здоровьем человека;

Развивать интерес к экспериментированию, самонаблюдению, самообследованию;
- Воспитывать потребность в здоровом образе жизни; любовь и бережное отношение к своему телу; восхищение его возможностями.

Основание для разработки:

Проблема:

В настоящее время в нашей стране особую тревогу вызывает ухудшение здоровья детей, а ведь от здоровья наших детей зависит будущее России.

За последние 10 лет во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продукты питания, некачественная вода, накапливающееся раздражение в обществе, связанное с неудовлетворительным экономическим положением, – это лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.

Учитывая сложившуюся ситуацию, мы решили, что необходимо принять меры по улучшению и охране здоровья, через естественно – научный и экспериментальный проект по «ЭКОПРИЗу» «Я - человек»

Актуальность проекта:

Тема здоровья детей сегодня волнует всех. Здоровье человека закладывается именно в детстве. Организм ребенка очень пластичен, чувствительный к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого человека, и от того каковы эти воздействия - благоприятные или нет зависит, как сложится его здоровье.

От здоровья зависит духовная жизнь детей, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний. Поэтому нужно создать все условия для успешного усвоения культурно-гигиенических навыков и навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Проект направлен на воспитание культурно-гигиенических навыков, развитие представлений о физическом «Я» - строении и функции человеческого тела; чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, формирование убеждений и привычек здорового образа жизни.

Само понятие «здоровье» всегда рассматривалось как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии человека с природой и с самим собой необходимо учиться заботиться о своём здоровье с детства, сохранять его, укреплять, приобщаться к здоровому образу жизни.

Поэтому мы пришли к выводу, что реализация данного проекта должна включать в себя следующие компоненты :

– ценностный – формирование ценностного отношения к человеческой жизни, ответственности за свою жизнь и здоровье;

– гностический – специально отобранный и адаптированный к восприятию дошкольниками материал по изучению тела человека;

– развивающий – формирование у детей активной позиции, направленной на саморазвитие;
– практический – практическое осуществление и применение познанного.

При этом проект мы построили на принципах :

– научности – предлагаемый материал соответствует современному подходу к пропаганде здорового образа жизни среди детей дошкольного возраста;
– реалистичности и доступности – объём представлений о строении человеческого организма адаптирован к восприятию детьми дошкольного возраста и соответствует ФГТ и возрастным возможностям усвоения знаний; не допускается излишней упрощённости и усложнённости;

– ценностного отношения к жизни и здоровью – до сознания детей доводится, что жизнь и здоровье – это огромная ценность и относиться к ней надо разумно, соблюдая все необходимые правила;

– деловитости и занимательности – материал излагается в занимательной, игровой форме, содержит деловую информацию, полезную для практической деятельности.

Методы реализации проекта:

  1. Речевая деятельность
  2. Познавательная деятельность
  3. Оздоровительная деятельность
  4. Игровая деятельность
  5. Художественная деятельность
  6. Трудовая деятельность
  7. Физическая деятельность
  8. Самостоятельная деятельность

НОД по реализации проекта длительностью 30 минут проводятся в течение всего учебного года 1 раз в неделю и представляет собой свободную познавательно-экспериментальную деятельность . Далее полученная детьми информация закрепляется и апробируется в повседневной жизни в играх, НОД по разным видам деятельности, на прогулках, в свободной самостоятельной деятельности в течение дня, в виде своеобразных заданий в альбоме «Изучаю тело человека».

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный

●Диагностика. Уточнение представлений детей о строении и жизнедеятельности человека, его росте и развитии, физиологических понятиях, т. е. личный опыт, на который может опереться педагог.

●Анкетирование родителей

●Обсуждение цели и задач воспитателями с детьми и родителями, специалистами.

●Изучение необходимой литературы

Подбор и изучение педагогической и справочной литературы, иллюстративного материала в соответствии с темой проекта и с учётом возрастных особенностей детей, разработка проекта.

●Создание развивающей среды:

1. Игровой центр:

Сюжетно-ролевые и режиссерские игры: «Поликлиника»; «Семья»; «Магазин «Продукты»; «Ателье мод»; «Парикмахерская»

Дидактические игры;

3. Центр безопасности;

4. Центр исследования и науки;

5. Центр правильной речи;

6. «Тропа здоровья», включающая в себя объекты живой и неживой природы, позволяет организовать работу по укреплению здоровья и профилактике различных заболеваний детей в игровой форме

●Памятка «Тело человека».

Создание наглядного пособия «Человек и его строение »

●Изготовление карточек с изображением органов человека для оформления сюжетно – ролевой игры «Поликлиника»

●Изготовление отдела «Предметы личной гигиены» в сюжетно-ролевой игре «Магазин»

●Изготовление альбома «Изучаю тело человека».

2 этап – основной (практический)

●Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о строении человека.

●Разработка и накопление методических материалов и рекомендаций по данной проблеме.

●Расширение детских представлений, накопление и закрепление полученных знаний об анатомии, физиологии и гигиене человека через разнообразные виды совместной деятельности педагога с детьми и родителями.

●Тематические дни здоровья: «День витаминки», «День чистоты», «День воды», «День спорта»

Фотоконкурс «Если хочешь быть здоров, закаляйся и зарядкой занимайся»

●Изготовление листовок «Полезное питание».

Сбор коллекции гигиенических предметов. Экспозиция " П рививаем навыки личной гигиены "

● Валеологический досуг с родителями "Путешествие на планету "Семитония""

●Изготовление атрибутики и шапочек – масок для игр – драматизаций: «Валеологическая сказка про мальчика Витю»

●Тематические выставки: «Тело человека», «Правильное питание», «Мы занимаемся спортом», «На все руки от скуки», «Какие бывают микробы?», «Человек и природа», «Рецепты из бабушкиного сундучка», «Здоровые зубы – здоровью любы», «Модный журнал», «Труд человека красит», фотовыставка «Мама, папа, я – здоровая семья».

●Исследовательская деятельность: «Живой мир», «Как мы дышим?», «Что такое вкус?», «Наши глаза», «В поисках здоровья», «Что нам расскажет лупа и микроскоп?», «Слух», «Весёлые человечки играют», «Нарисуем свой портрет», «Починим игрушку», «Наши помощники», «Откуда берётся голос?», «Как согреть руки?», «Носарий», «Умный нос», «Язычок - помощник», «Сколько ушей?», «Проверим слух», «Большой - маленький», «Проверка зрения», «Если не видишь», «Сколькими способами можно напиться?», «Зачем человеку руки?», «Как человек умеет передвигаться?», «Вдох и запах», «Осязание», «Обаяние», «Тепловые и холодовые точки»; «Органы чувств, или с помощью чего человек познает мир»; «Пищеварительная система или об удивительных превращениях пищи внутри нас»; «В стране Легких или путешествие воздушных человечков »; «Глаза, нос, уши – наши умные помощники»; «Где прячется здоровье? » .

●Мероприятия:

НОД регламентированная:

1 . Познание (Формирование целостной картины мира, расширение кругозора):

«Вот какой я!»; «Человек – часть живой природы»; игра – путешествие «Из чего я сделан?»; «Движение для здоровья» (строение двигательной системы); «Как жить с людьми?»; «Маски на лице и в жизни»; «Почему люди такие разные?»; «Внешнее строение человека»; «Скелет человека»; «Скелет – главная опора моего тела»; «Познакомимся со своей кожей»; «Кожа, или живая одежда» ; «Познакомимся со своими зубами»; «Почему у нас два глаза?»; «Дороже алмаза – два своих глаза» ; «Сердце и сосуды»; «Как устроена дыхательная система?»; «Знакомство с ухом», «Знакомство с трудом врача» (экскурсия в медкабинет), «Мальчики и девочки», «Как одевались люди в разное время?», «Посещение картинной галереи. Портретная живопись.»; «Дорога к доброму здоровью» .

2. Художественное творчество:

▪Рисование: «Портрет моего друга»; «Я с папой»; «Я с мамой», «Моя семья»; «Автопортрет»; «Оденем кукол красиво»; «Портретная живопись»; «Дети на прогулке»; «Как прекрасен этот мир, посмотри», «Здоровье в порядке, спасибо зарядке»; «Давайте же мыться, плескаться».

▪Лепка «Спортивный праздник»; «Отважные парашютисты» ; «Загорелые человечки на пляже »; «Аквалангисты»; «Пришельцы из космоса»; «Покорители космоса»

▪Аппликация «Шляпы, короны, кокошники»; «Овощи и фрукты – полезные продукты», «Одежда моей мечты»; «Современные причёски», «Королевский наряд»

▪Конструирование «Ягодка» (из бросового материала); «Панно с фруктами» (из природного материала); «Фрукты» (из бумаги); «Домик – фрукт» (из бумаги);

3. Коммуникация:

Беседы: «Самоанализ своего здоровья и забота о нем» (какое у тебя здоровье и как ты о нем заботишься); «Почему человек болеет?»; «Здоровая пища»; «Чем отличается мужской организм от женского?»; «Что могут делать руки и ноги?»; «Как сохранить свою кожу здоровой?»; «Оказываем первую помощь»; «Как правильно ухаживать за зубами?»; «Для чего нужен язык?»; «Как работает дыхательная система?»; «Любимая пища желудка»; «Как органы человека помогают друг другу?»; «Кто как видит?»; «Чтобы зренье укреплять – витамины будем принимать»; «Здоровые зубы – здоровью любы»; «Предметы гигиены»; «Полезные продукты»; «Как правильно ухаживать за малышом?»; «Из чего я сделан. Клетка», «На чём всё держится. Скелет и мышцы»; «Смотри во все глаза!»; «Слушай во все уши!»; «Сердце и кровообращение. Великий труженик и Волшебные реки»; «Дыхание. В стране Лёгких, или Путешествие воздушных человечков»; «Мозг – центральный компьютер»; «Пищеварение. Об удивительных превращениях пищи в организме человека»; «Правильное питание – залог здоровья»; «Кто помогает нам быть здоровыми?» .

Вечер загадок «Я - человек» (ребусы, кроссворды).

Экологические наблюдения за живой и не живой природой, взаимоотношения человека и природы. Рассматривание картинок.

4.Чтение художественной литературы:

Энциклопедии для дошкольников: «Человек», «Моя первая книга о человеке», «Первые люди»; В.Драгунский «Денискины рассказы»; С.Михалков «Мимоза»; А.Акима «Первый снег»; Н.Семёнова «Как стать «Неболейкой»»; К.И.Чуковский «Айболит»; С.Михалков «Овощи»; В.Бианки «Как муравьишка домой спешил»; Н.Найдёнова «Наши полотенца»; К.И.Чуковский «Мойдодыр»; М.Пришвин «Золотой луг»; Е.Чарушин «Белка»; В.Катаев «Цветик – семицветик» , И. Токмакова «Мне грустно я лежу больной»; С. Михалков «Прививка», «Чудесные таблетки». Работа в книжном уголке (рассматривание иллюстраций, различных фруктов, овощей и растений, людей)

5. Физическая культура:

«Здоровье в порядке, спасибо зарядке»; «Из истории олимпийских игр»; самостоятельная деятельность с нестандартным физоборудованием; лыжная прогулка с родителями.

Соревнования: «Мама, папа, я – здоровая семья»; оздоровительный бег по картам маршрутам; «Зимняя спартакиада»

Спортивные праздники: «В путь за здоровьем»; «Спортландия – страна здоровья»

Картотека подвижных игр, релаксации, гимнастики после сна.

6.Музыка:

Развлечение «В стране Здравии»

Альбом колыбельных песен. Музыка природы.

Разучивание песен: «Овощи»; «Каша»; «Урожайная». Разучивание частушек об овощах и фруктах, здоровье, физкультуре.

7.Социализация:

▪ Развивающие и дидактические игры, упражнения:

«Будь стройным»; «Маленькая мама»; «Кулинарное лото»; «Кто в домике живёт?»; «Где растёт каша?», «Чудо – дерево»; «Мы считаем»; «Угадай-ка»; «Веселый повар»; «Поможем клоуну Роме»; «Угадай на вкус»; «Вершки – корешки»; «Собери урожай»; «Чудесный мешочек»; «Почтальон принёс посылку»; «Созрело – не созрело»; «Вредно – полезно»; «Что сначала – что потом?»; «Что в корзинку мы возьмём?»; «Витаминные семейки»; «Найди лишнее»; «Зеленый друг» (ботаническое лото); «В саду ли, в огороде»; «Поваренок»; «Собери целое из частей»; «Фрукты»; «Отгадай овощ или фрукт на вкус»; «Лото»; «Водяной лабиринт»; «Зелёная аптека»; «Грибники»;Помоги себе сам».

▪Сюжетно-ролевые игры:

Магазин «Овощи-фрукты», «Продукты», «Семья», «Фруктовое кафе», «Приготовим обед для кукол», «Спортивная школа», «Санаторный детский сад», «Обед в семье», «На приёме у стоматолога», «Офтальмолог», «Фито – аптека», «Поездка на дачу», «Айболит в гостях у детей», «День рождение».

▪Ситуации: «Винни – пух в гостях у Кролика», «Ждём гостей», «Идём в гости к Мише», «Если мама заболела», «На приёме у врача», «Какой чай полезней?».

8. Труд :

На экологической тропе: посадка растений, оформление тропы здоровья.

«Огород на подоконнике». Уход за выращиванием овощных культур на мини-огороде. Подготовка лука и чеснока к обеду. Проведение занятий по приготовлению соков, чаев, салатов. Посадка рассады в открытый грунт.

9.Здоровье:

Дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, день здоровья, час развлечения .

Оздоровления фитонцидами: чесночно - луковые закуски (в обед с супом), ароматизация помещений, чесночный киндер.

Основные лечебно профилактические мероприятия: мажем носики оксалиновой мазью; витаминизация, точечный массаж.

Закаливающие процедуры: босохождение; хождение по массажным дорожкам; обмывание шеи, рук до локтя, после дневного сна, холодной водой.

Работа с родителями.

▪Проведение родительского собрания на тему «Охрана жизни и здоровья детей».

▪Консультации: «Что значит быть здоровым?», «Полезные продукты», «Правильное питание дома», «Воспитание здорового ребенка (ребенок и компьютер)» , « Организация ухода за детьми” (туалет носа, умывание, полоскание рта, чистка зубов)», «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка»

▪Дискуссия по вопросам охраны жизни и здоровья «Преступники и жертвы»

▪Папка – раскладушка «Что такое «витамины» и где они живут?», «Двигайтесь на здоровье», «Как нельзя поступать с ребенком», «Памятка родителю», «Семь заблуждений о морозной погоде», «Техника проведения точечного массажа», «Дышим правильно».

▪Анкетирование «ЗОЖ»

▪Фотоальбом «ЗОЖ в семье»

▪Обмен опытом «Как мы делаем зарядку», «Как мы научили ребёнка чистить зубы».

▪Изготовление книги «Всё о человеке»

▪Индивидуальные беседы с родителями «Как сохранить здоровье вашего ребёнка»

▪Совместная деятельность родителей и детей: поиск информации о человеке, его строении, чтение и заучивание загадок о ЗОЖ

●Составление книги из детских рисунков «Приключения в стране «Человечков»»

●Выставка поделок из овощей и фруктов, природного и бросового материала.

●Посадка «Огород дома на подоконнике» (лук, петрушка)

●Оформление папки «Познаём человека»

●Конкурсы: «Красивая причёска»; «На балу у Золушки»

3 этап – заключительный

●Обработка результатов по реализации проекта.

●Презентация проекта.

●Итоговая диагностика.

●Итоговое мероприятие «Что? Где? Когда?»

Ожидаемые результаты реализации проекта.

Реализация данного проекта поможет детям относиться к своему здоровью, как к ценности, о которой необходимо постоянно заботиться. У детей будет развито представление о своем теле; организме; дети научатся жить в гармонии с собой и с окружающим миром; будут проявлять интерес к оздоровлению собственного организма.

Родители будут прислушиваться, и выполнять рекомендаций педагогов в области здоровьесбережения детей; активно участвовать в воспитательно-образовательном процессе; грамотно и творчески относиться к вопросам правильного питания и гигиены, воспитания здорового образа жизни у своих детей. Только здоровая семья может быть по-настоящему счастливой, воспитать достойных граждан своей страны

Список использованной литературы

  1. А.И. Иванова “Естественно -научные эксперименты и исследования в детском саду. Человек”, Творческий центр “Сфера”, Москва, 2004 год.
  2. С.Е. Шукшина “Я и моё тело”, Москва, издательство “Школьная пресса”, 2004 год.
  3. А. Барилле “Тело человека”, № 25, 2007 год.
  4. П. Бронштейн “Ты и твоё тело”, Москва, РОСМЭН, 2007 год.
  5. С. Булацкий “Тело человека” (энциклопедия), Минск, “ЮНИОН”, 2007 год.
  6. М. Лукьянов “Моя первая книга о человеке”, Москва, ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007 год.
  7. Т.А. Алексеева, Р.Г. Апресян “365 рассказов о человеке” (энциклопедия), Москва, “РОСМЭН”, 2008 год.
  8. А. Клейборн “Человек” (энциклопедия), Москва, “РОСМЭН”, 2008 год.
  9. Э. Прати “Тело человека” (энциклопедия), Москва, “Махаон”, 2006 год.
  10. Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова “Как сохранить и укрепить здоровье детей”, Гуманитарный издательский центр “Владос”, Москва, 2004 год.
  11. В.А. Доскина, Л.Г. Голубева “Растём здоровыми”, Москва, Просвещение, 2006 год.
  12. Л. Бобарыкина, Н. Шумилова, программа “Доктор Неболит” (интернет-ресурс).
  13. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова “Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие”, ТЦ “Учитель”, Воронеж, 2006 год.
  14. Л.Г. Гаврючина “Здоровьесберегающие технологии в ДОУ”, Творческий центр “Сфера”, Москва, 2007 год.
  15. В.В. Поляков “Основы безопасности жизнедеятельности”, “ДИК”, Москва, 1997 год.
  16. “Дошкольное образование”, №14 2004 год, №4 2007 год.
  17. “Ребёнок в детском саду” №4, 2008 год.

Проект по теме

«Человек поднялся в небо»

Проблема:
У детей нет знаний о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, о существовании праздника в России - День космонавтики.

Цель: Познакомить детей с российским праздником - День космонавтики, с космосом, с первым космонавтом Ю.А.Гагариным.

Задачи:

1) Обобщать и расширять знания детей о Вселенной.

2)Дать представление о первом космонавте, о значении первого полёта в космос Юрия Алексеевича Гагарина, об изобретателе космической ракеты, о празднике День космонавтики.

3) Воспитывать уважение и чувство гордости за достижения своего народа на основе конкретных исторических фактов.

Используемые материалы : картины с изображением звездного неба, космического пространства, портреты К. Э. Циолковского, С. П. Королёва и Ю. А. Гагарина, фотографии запуска ракет с космодрома «Байконур», фотоальбомы о покорителях космоса.

Прошло много веков, прежде чем человечество нашло способ преодолеть земное притяжение и подняться в космическое пространство. Ребята, вспомните сказки и легенды. На чем только не летали сказочные герои! (На летучих мышах и орлах, на коврах-самолетах, на Коньке-Горбунке).

Еще несколько столетий назад никому и в голову не могло прийти, что самый удобный «транспорт» для перемещения - это ракета. Пороховые мини-ракеты издавна применялись для устройства фейерверков или подачи сигналов в военном деле. Первым, кто увидел в ракете снаряд, способный вынести землян в межпланетные пространства, был великирусский ученый К. Э. Циолковский. Он так говорил по этому поводу: «Земля - наша колыбель, но нельзя жить вечно в колыбели». Ракете не нужен воздух, значит, она может летать в пустоте, в космосе, и развить там огромную скорость. Создать первую ракету стоило многих трудов. Ее построили русские ученые, рабочие, инженеры. Именно в нашей стране был запущен первый искусственный спутник Земли.

Мало кто знает, что первыми в космосе побывали советские собаки Белка и Стрелка. Полёт проходил на корабле «Спутник-5 ». Старт состоялся 19 августа 1960 года , полёт продолжался более 25 часов, за это время корабль совершил 17 полных витков вокруг Земли.

Юрий Алексеевич Гагарин – первый человек, покоривший космическое пространство, на корабле «Восток-1». Полёт состоялся 12 апреля 1961 года. Его позывной «Кедр» узнали все жители нашей планеты. Хотя Гагарин и пробыл в космосе всего 108 минут, совершив при этом лишь один виток вокруг Земли, но это было только начало - начало освоения человеком космического пространства. С тех пор прошло полвека, но за это время в космосе побывали космонавты многих стран, как мужчины, так и женщины. Первый полет человека в космос открыл эру международных космических станций, стремление освоить ближайшие к Земле планеты - Марс и Венеру. Первой женщиной, отправившейся в космос, стала Валентина Терешкова. Терешкова отправилась в космос на корабле «Восток-6». Её полет длился почти трое суток. Сегодня космические полеты стали для нас, жителей Земли, совершенно привычным делом. Верится, что не за горами и освоение других планет. Но начало этому было положено нашим русским космонавтом.

Динамическая пауза «Космонавты»

Чтоб космонавтом, дети, стать.

Нужно с самых малых лет

Приучать себя к порядку:

Застилать свою постель,

Выполнять физкультзарядку.

Встанем прямо, плечи шире,

Руки вверх, держись прямей.

От таких вот упражнений

Станешь крепче и сильней.

Проект «Я - Человек!»

Средняя группа

МБДОУ д / с «Теремок»

Составитель проекта: воспитатель Н.Е.Молимонова

Сроки реализации: ноябрь – май.

2016 – 2017 уч. год

Проблема:

    Недостаточная осведомленность родителей о важности физического воспитания.

    Негативная статистика по образу жизни в семье (сниженная активность, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня, растущие факторы риска)

Актуальность:

В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему. За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось. Проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.

Быть здоровым - естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте. Важно с самого детства формировать у человека здоровый образ жизни. Надо учить ребенка любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.

Здоровье является естественной, абсолютной ценностью. Это основа жизни человека, необходимое условие полноты реализации человеком своих жизненных смыслов. Актуальность проблемы значительно обостряется и тем, что многочисленные статистические данные констатируют негативные тенденции в ухудшении здоровья детей.

Цель:

    Разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка, обеспечение его полноценного здоровья, формирование убеждений и привычки к здоровому образу жизни.

Задачи:

    Культивировать и воспитывать у детей осмысленное отношение к физическому и духовному здоровью как единому целому;

    Расширить адаптивные возможности детского организма (повышение его жизненной устойчивости, сопротивляемости, избирательности по отношению к внешним воздействиям);

    Формировать у детей самостоятельность и ответственность за свое поведение.

    Создать единое воспитательно-образовательное пространство на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями

Участники проекта:

    Педагоги, воспитанники, родители (законные представители).

Формы проведения:

Ожидаемые результаты:

    Воспитанники учатся анализировать, обобщать, моделировать ситуацию, предвидеть опасность, прогнозировать ее итог;

    организация содержательной здоровьесберегающей развивающей среды в группе;

    снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей;

    сформированность гигиенической культуры у детей и наличие потребности в здоровом образе жизни;

    повышение компетентности родителей в области здоровья и здоровьясбережения.

Сроки выполнения

Игры – беседы: «Правила для пешеходов» (стр.56 ); «Знакомство с правилами дорожного движения» (стр.66 ); «Не собирай незнакомые грибы!» (стр.112 ); «Контакты с животными» (стр.113); «Правила безопасности на льду» (стр.115 ); «Поведение на воде» (стр.116 ); «Чем опасно солнце» (стр.117); «Кошкин дом» (стр.162 ); «Электроприборы» (стр.169 ) - кн. «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста».

В течении года.

НОД : «Соблюдаем режим дня» (кн. К.Ю. Белой «Формирование основ безопасности у дошкольников», стр.31)

Вторая половина года.

НОД : «Сказочное путешествие» (кн. В.Н. Зимониной «Воспитание ребенка – дошкольника», стр.130)

Вторая половина года

Сюжетно –ролевые игры : «Семья»; «Поликлиника»; «Больница»; «Проводим уборку».

В течении года

НОД: «Какие мы?» (кн. А.А. Вахрушева «Здравствуй, мир!», стр.98)

Первая половина года

НОД : « Какие мы?» (кн. А.А. Вахрушева, стр.102)

Первая половина года

НОД : «Опасные предметы» (кн.К.Ю. Белой «Формирование основ безопасности у дошкольников», стр.11)

Первая половина года

Литературное чтение : «Мойдодыр». К.И. Чуковский;

С.Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»; К.И. Чуковский «Федорино горе».

Ноябрь; февраль; апрель

Театрализованная игра : « Девочка Чумазая» (кн.Л.В. Артемовой «Театрализованные игры дошкольников»; стр.25).

НОД: «Спорт» (кн. Т.Р. Кисловой «По дороге к азбуке», стр.111)

Вторая половина года

«Неделя семьи»; «Неделя здоровья» (с участием родителей)

Октябрь; февраль.

Физкультурные развлечения: «Как я провел день в детском саду» (кн.В.Н. Зимониной «Воспитание ребенка – дошкольника», стр.223); «Игровое занятие № 2», стр. 231; «Игровое занятие № 5», стр.238).

В течении года

Дидактические игры и упражнения : «Для чего нужна гимнастика и физкультура»; «Азбука эмоций»; «Зубы»; «Зрение»; «Слух»; «Полезно – вредно»; «Отгадай по звучанию»; «Назови одним словом»; «Мой портрет»; «Кто больше действий назовет»; «Мы разные»; «Валеология, или здоровый малыш»; «Как расти здоровым».

В течении года.

Изодеятельность. (приложение)

В течении года

Консультации, рекомендации для родителей: «Физическое развитие дошкольников»; «Режим дня»; «Мебель растет вместе с вашим ребенком, или что такое ростовые показатели мебели»; «Профилактика и лечение гриппа и ОРВИ»; «Семь родительских заблуждений о морозной погоде»; «Как правильно чистить зубы. «Умные» зубные пасты. Какая зубная щетка нужна Вашему ребенку»; «Насморк: болеть не вредно, вредно не лечиться»; «Профилактика плоскостопия. Комплекс упражнений».

В течении года

Родительские собрания: деловая игра «Семья – здоровый образ жизни»; круглый стол, практикум «Играем вместе».

Семейные спортивные соревнования: «Мама, папа и я – спортивная и дружная семья

Февраль; май.

Утренняя гимнастика; НОД по физическому развитию; Бодрящая гимнастика после дневного сна;

Пальчиковая гимнастика; Физкультминутки; Подвижные игры.

В течении года

Литература:

    Артемова Л.В.

Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1991.

    Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К.

Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей. Учителей и родителей – М.: Баласс, 2006.

    Зимонина В.Н.

Воспитание ребенка – дошкольника. Расту здоровым: Програм. - метод. Пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

    К.Ю. Белая

Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2 – 7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ,2015.

    Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО –ПРЕСС», 2010.

    Пензулаева Л.И.

Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений. Для занятий с детьми 3 – 7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.

    Пензулаева Л.И.

Физическая культура в детском саду: Средняя группа. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014

    Сборник подвижных игр. Для занятий с детьми 2 -7 лет / Авт. –сост. Э.Я. Степаненкова. – М.: МОЗАИКА –СИНТЕЗ, 2014.

    Савина Л.П.

Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / Л.П. Савина. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002.

    Физкультминутки.

Вып. 1 / авт. –сост. С.А. Левина, С.И. Тукачева. – Изд. 2 –е. –Волгоград: Учитель, 2016.

    Харченко Т.Е.

Бодрящая гимнастика для дошкольников. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012.

ЧТО ТАКОЕ ЭМОЦИИ
Эмоции – особый вид психических процессов или состояний
человека, которые проявляются в переживании каких-либо
значимых ситуаций (радость, страх, удовольствие), явлений и
событий в течение жизни.

Роль и природа эмоций
Эмоции позволяют человеку давать оценку всему, что происходит вокруг и
внутри него. «Язык эмоций» один для всех живых существ на нашей планете,
собака, не владея человеческим языком, прекрасно понимает, что происходит с
человеком, просто наблюдая за ним, «считывая» его эмоции. Некоторые
сверхчувствительные люди способны считывать эмоции на расстоянии, даже время
им не помеха. «Техника считывания» дается всем живым существам с момента
рождения. Каким образом происходит этот процесс досконально исследовать
невозможно.

Функция эмоций
1. Оценочная – оценка возможности удовлетворения потребностей и
построение прогноза будущих событий;
2. Подкрепляющая – вырабатываются условные рефлексы, и
остаются более глубокие следы памяти;
3. Коммуникативная – улучшают понимание людьми других людей;
4. Мобилизующая – мобилизует скрытые резервы организма в
критических ситуациях;
5. Запуск стереотипных реакций – в критических ситуациях
запускают стереотипные реакции (страх – бегство, ярость – борьба).

Виды эмоций
Эмоция, как радуга может быть абсолютно разной. Но все же можно
выделить основные виды эмоций, каждый из них рождает ощущения. На
«языке» этих ощущений разговаривает между собой весь мир, не открывая
рта, этот язык знают собаки и кошки, тигры и львы, он един для всего. Самые
распространенные виды эмоций это радость и гнев, печаль и страх, все живое
на свете испытывало ощущение отвращения и удивления. Видов эмоций на
самом деле очень много, это насколько тонкая субстанция, что способна
создавать комбинации.
Именно таким образом радость перетекает в гнев, милость в немилость, а
человек имеет способность одновременно ощущать любовь и ненависть по
отношении к одному и тому же объекту одновременно. Основные виды
эмоций человека определяют, по выражению лица и поведению человека.
Очень точно определить, какую именно эмоцию человек переживает
практически невозможно, можно только этот вид эмоции.

Эмоции можно поделить на положительные, нейтральные и
отрицательные, попробуем перечислить основные из них.
1.К положительным эмоциям относятся:
удовольствие,
восторг,
радость,
уверенность,
симпатия,
любовь,
нежность,
блаженство.

2. К негативным эмоциям относятся:
злорадство,
месть,
горе,
тревога,
тоска,
страх,
отчаянье,
гнев.
3. Нейтральными можно назвать:
любопытство,
изумление,
безразличие.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В течение дня каждый из нас испытывает разные эмоции. Они появляются,
когда что-то нас волнует, становится очень важным. В возникновении эмоций
участвует мозг, а в их выражении - язык и тело.
Когда мы говорим о наших глубоких эмоциональных переживаниях,
особом отношении к кому-либо или чему-либо, то чаще всего
подразумеваются чувства. Самым прекрасным человеческим чувством
является любовь - особое отношение человека к другому человеку, природе,
Родине.
Эмоциональный "багаж" человека очень велик. Он не ограничивается
названными эмоциями.
Эмоции и чувства - язык нашего внутреннего мира. Чем ярче внутренний
мир, тем разнообразнее эмоции и чувства.