Сценарии занятий по экологическому воспитанию средняя, старшая, подготовительная группы. Занятия по экологии

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Л. Г. ГОРЬКОВА А. В. КОЧЕРГИНА Л. А. ОБУХОВА СЦЕНАРИИ ЗАНЯТИЙ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СРЕДНЯЯ, СТАРШАЯ, ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППЫ МОСКВА «ВАКО» 2011

2 УДК ББК Г71 Г71 Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. М.: ВАКО, с. (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем). ISBN Для каждой возрастной группы ДОУ (средней, старшей и подготовительной) даются подробные сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (с сентября по май), связанные общей программой. Цель занятий сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения на природе и в быту. Методическое обеспечение занятий адаптировано к возрасту детей, широко используются загадки, стихи, игры. Курсы занятий разработаны авторами на основе многолетней работы во всех возрастных группах ДОУ. Книга адресована воспитателям и методистам ДОУ, домашним воспитателям (гувернерам). Полезные рекомендации в ней найдут и родители дошкольников. УДК ББК ISBN ООО «ВАКО», 2011

3 Содержание От авторов РАЗДЕЛ 1. Экологическое воспитание и ознакомлению с окружающим миром детей в средней группе Цели и задачи экологического воспитания в средней группе... 4 Сценарии занятий для средней группы Сентябрь Занятие 1. В гостях у Сентябринки 5 Занятие 2. Путешествие в осень 6 Занятие 3. Наблюдение за хомяком 9 Октябрь Занятие 1. Кто живет в лесу? 9 Занятие 2. Путешествие в царство комнатных растений 11 Ноябрь Занятие 1. Водное царство живого уголка 12 Занятие 2. На бабушкином дворе 14 Декабрь Занятие 1. Кошка и собака наши милые друзья 15 Занятие 2. На птичьем дворе 16 Январь Занятие 1. Снеговичок 18 Занятие 2. Колобок удивляется 19 Февраль Занятие 1. Посадка лука 21 Занятие 2. Знакомство с кроликом 22 Март Занятие 1. Красная Шапочка рассказывает о птицах 23 Занятие 2. Веснянка знакомит с новыми комнатными растениями 25 Апрель Занятие 1. Весенние секреты 27 Занятие 2. Что растет в лесу? 29 Май Занятие 1. Мишутка знакомит с растениями-медоносами и медом 30 Занятие 2. Экскурсия к цветущим плодовым деревьям 32 РАЗДЕЛ 2. Экологическое воспитание и ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Цели и задачи экологического воспитания в старшей группе.. 35 Сценарии занятий для старшей группы Сентябрь Занятие 1. Что нас окружает? 35 Занятие 2. Воздух 36 Занятие 3. Воздух, вода и свет 38 Занятие 4. Чистый воздух и вода богатство страны 40 Занятие 5. Хлеб всему голова 42 Занятие 6. Ржаной и пшеничный хлеб 44 Занятие 7. Работа дежурных в уголке природы 45 Октябрь Занятие 1. Водоемы родного края 46 Занятие 2. Овощи и фрукты 48

4 Занятие 3. Незнайка пришел в гости 50 Занятие 4. Могут ли овощи принести вред нашему здоровью? 52 Занятие 5. Путешествие растений 53 Занятие 6. Лекарственные растения 54 Занятие 7. Как звери к зиме готовятся 55 Ноябрь Занятие 1. Перелет птиц 57 Занятие 2. Человек часть природы 59 Занятие 3. Растения лечат 61 Занятие 4. Волшебница-осень 63 Занятие 5. Кто живет в нашем аквариуме? 66 Декабрь Занятие 1. Удивительный лес 67 Занятие 2. Домашние животные друзья человека 71 Занятие 3. Дикие животные 74 Занятие 4. Экзотические животные 76 Январь Занятие 1. Снег и его свойства 79 Занятие 2. Как звери в лесу зимуют 81 Занятие 3. Жизнь птиц зимой 84 Занятие 4. Рассматривание веток деревьев 85 Февраль Занятие 1. Зимние явления в неживой природе 87 Занятие 2. Второе наблюдение за аквариумными рыбками 88 Занятие 3. Посадка лука 90 Занятие 4. «Зимушка-зима» 91 Март Занятие 1. Комнатные растения. Уголок природы 93 Занятие 2. Посев семян помидоров для выращивания рассады95 Занятие 3. Дикие и домашние животные 97 Апрель Занятие 1. Культурные и дикорастущие растения 98 Занятие 2. Космос. Звезды. Вселенная 100 Занятие 3. Насекомые 105 Занятие 4. Одуванчик 107 Май Занятие 1. Высадка рассады помидоров на грядку 108 Занятие 2. Природа и люди 109 Занятие 3. «Весна-красна» 111 Занятие 4. КВН «Времена года» 113 РАЗДЕЛ 3. Экологическое воспитание и ознакомлению с окружающим миром детей в подготовительной группе Цели и задачи экологического воспитания в подготовительной группе Сценарии занятий для подготовительной группы Сентябрь Занятие 1. Начало осени (сентябрь). Экскурсия в парк 116 Занятие 2. Планета Земля наш общий дом 117 Занятие 3. Ранняя осень 118 Занятие 4. Воздушный океан 120 Занятие 5. Царица-водица 122 Занятие 6. Солнце источник тепла и света 131 Октябрь Занятие 1. Золотая осень 133 Занятие 2. Гуманное отношение к природе 135 Занятие 3. Экскурсия в лес 137

5 Занятие 4. Подарки осени 138 Занятие 5. Природная стихия огонь 141 Занятие 6. «Что мы сажаем, сажая леса?» 145 Ноябрь Занятие 1. «Природа чудесница» 150 Занятие 2. Кто главный в лесу? Живые цепочки 153 Занятие 3. Жизнь зверей осенью 155 Занятие 4. Сбережем удивительный мир растений и животных леса 158 Занятие 5. «Вечная слава воде» 162 Занятие 6. Грибными дорожками 163 Занятие 7. Перелетные птицы 167 Декабрь Занятие 1. Наблюдение за морской свинкой 170 Занятие 2. Полет на Луну 171 Занятие 3. Экскурсия в зимний парк 172 Занятие 4. Корабль пустыни 174 Занятие 5. Наблюдение за попугаями 175 Январь Занятие 1. Зимушка-зима 177 Занятие 2. Жизнь птиц зимой 179 Занятие 3. КВН «Мы друзья природы» 183 Занятие 4. Наблюдение за черепахой 185 Занятие 5. «Рада скатерть хлебушку, он на ней, как солнышко» 186 Февраль Занятие 1. В гостях у морского царя 189 Занятие 2. КВН «Хлеб да каша пища наша» 191 Занятие 3. Родной край 192 Занятие 4. В гостях у солнышка 193 Март Занятие 1. Что где растет, кто где живет? 196 Занятие 2. Поливка комнатных растений 198 Занятие 3. Черенкование комнатных растений 201 Занятие 4. Викторина о лесе 203 Занятие 5. КВН «Природа вокруг нас» 204 Апрель Занятие 1. Экскурсия в весенний парк 208 Занятие 2. Космос. Вселенная. Звезды 209 Занятие 3. Птицы нашего края 211 Занятие 4. Экскурсия в весенний парк 213 Май Занятие 1. Лес весной. Весенние первоцветы 214 Занятие 2. Что такое лес, или Путешествие маленького Бельчонка 217 Занятие 3. «Дарьюшкины сказки» 220 Занятие 4. Солнечные лучики 223 Занятие 5. Облака 225 Приложение. Загадки, стихи, игры Загадки Стихи Познавательные, природоведческие игры Список музыкальных произведений Литература

6 Учебно-методическое пособие Горькова Людмила Григорьевна Кочергина Алла Владимировна Обухова Людмила Александровна СЦЕНАРИИ ЗАНЯТИЙ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ Средняя, старшая, подготовительная группы Дизайн обложки Екатерины Бедриной По вопросам приобретения книг издательства «ВАКО» обращаться в ООО «Образовательный проект» по телефонам: 8 (495) , Сайт: Приглашаем к сотрудничеству авторов. Телефон: 8 (495) Сайт: Налоговая льгота Общероссийский классификатор продукции ОК Издательство «ВАКО» Подписано к печати Формат /32. Печать офсетная. Гарнитура Таймс. Усл. печ. листов 12,6. Тираж 5000 экз. Заказ Отпечатано в ОАО ордена Трудового Красного Знамени «Чеховский полиграфический комбинат» , г. Чехов Московской области Сайт: Факсы: 8 (49672) ; 8 (499) Отдел продаж услуг: 8 (499) (многоканальный)


В. А. СИНЯКОВА ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4 класс МОСКВА «ВАКО» 2010 УДК 372.8 ББК 74.266.8 C38 Рецензент Елена Евгеньевна Черепнина общественный методист по основам

Педагог д/о: Сёмкина Н.П. Календарный учебный график программы «Путешествие в Экоград» на 2016-2017 год Утверждаю: Директор Т.В. Рузавина 201 г п/п 1 2 3 4 5 месяц число Форма Беседа Игра, Играпутешествие

О. И. ДМИТРИЕВА Т. В. МАКСИМОВА ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» 3-Е ИЗДАНИЕ, ПЕРЕРАБОТАННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ 3 класс МОСКВА «ВАКО» 2010 УДК 373.167.1:502 ББК 74.262.0 Д53 Д53 Дмитриева О.И.,

Г. Г. ЕРОХИНА УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ЧЕРЧЕНИЮ 9 класс МОСКВА «ВАКО» 2011 УДК 372.8 ББК 74.263.01 Е76 Е76 Ерохина Г.Г. Универсальные поурочные разработки по черчению: 9 класс. М.: ВАКО, 2011.

Н. Ф. ГУБАНОВА ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ Методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей Первая младшая группа Вторая младшая группа Средняя группа 2 5 лет МОСКВА

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР К УЧЕБНИКУ А.А. Плешакова (М.: Просвещение) 2-е издание, переработанное 1 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 373.167.1:502 ББК 74.262 К64 К64 Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир: 1 класс

МАТЕМАТИКА к учебнику Н.Я. Виленкина и др. (М.: Мнемозина) 6 класс УДК 372.851 ББК 74.262.21 К64 К64 Контрольно-измерительные материалы. Математика: 6 класс / Сост. Л.П. Попова. М.: ВАКО, 2011. 96 с. (Контрольно-измерительные

3 7 лет Планета Земля МОСКВА «ВАКО» 2017 УДК 74.100.5 ББК 92я92 П37 Для дошкольного и младшего школьного возраста. П37 Планета Земля. М.: ВАКО, 2017. 24 с.: ил. (Мои первые вопросы и ответы). ISBN 978-5-408-02828-3

Парциальная программа «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» С.Н. Николаевой Комплексно тематическое планирование в средней группе детского сада Период Тема Цель Январь Первая неделя Подготовка и проведение досуга вокруг живой

1 Оглавление 1. Пояснительная записка с. 2. Ожидаемый результат и способы определения результативности...с.. Учебно тематический план...с. 5.Содержание дополнительной образовательной программы...с. 6 5.

И. А. МОИСЕЕВ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ 1 4 классы МОСКВА «ВАКО» 2010 УДК 371.263 ББК 74.202.5 М74 Моисеев И.А. заместитель директора Окружного методического центра Центрального окружного

Н.В. Барсукова ПОДРОБНЫЙ РАЗБОР ЗАДАНИЙ из учебника ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ авторов Т.А. Ладыженской и др. (М.: Просвещение) 5 класс Москва «ВАКО» 2011 УДК 373.167.1:811.161.1 ББК 81.2Рус-922 Б26 Б26 Барсукова

М. А. ДАВЫДОВА ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ТЕХНОЛОГИИ (ВАРИАНТ ДЛЯ ДЕВОЧЕК) 6 класс МОСКВА «ВАКО» 2010 УДК 37.035.3 ББК 74.202.5 Д13 Автор выражает благодарность И.А. Агаповой за предоставленные для данного

Утверждаю: Протокол от 3.08.05г. Заведующий МБДОУ 36 Кондрашина Е.Н. Календарно-тематическое планирование для младшей общеразвивающей группы на 05-06 учебный год. -4 сентября До свидания лето, здравствуй

Физика к учебникам А.В. Перышкина С.В.Громова, Н.А.Родиной А.Е.Гуревича А.А. Пинского, В.Г. Разумовского, Ю.И. Дика 7 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.853 ББК 74.262.22 К64 К64 Контрольно-измерительные материалы.

Перспективный план самообразования на 2015-2016 учебный год. Тема: «Экологическое воспитание детей старшего возраста». МБДОУ 89 Детский сад «Крепыш» Воспитатель Савкатова Барият Джумандыковна подготовительной

3 7 лет Насекомые МОСКВА «ВАКО» 2017 УДК 74.100.5 ББК 92я92 Н31 Для дошкольного и младшего школьного возраста. Н31 Насекомые. М.: ВАКО, 2017. 24 с.: ил. (Мои первые вопросы и ответы). ISBN 978-5-408-02830-6

Е. А. ЖИЖИНА Н. А. НИКИТИНА УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ГЕОГРАФИИ К учебным комплектам: Раковская Э.М. География: Природа России (М.: Просвещение) Баринова И.И. География России. Природа (М.:

План по самообразованию «Развитие познавательной активности детей в процессе экологического воспитания» Подготовительная группа 2016-2017 год Воспитатель: Филипова В.В. Живая природа это интересный, сложный

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» р.п. Базарный Карабулак Саратовской области» 412600, Саратовская область, р.п. Базарный Карабулак, ул. Некрасова, д.16

3 7 лет Обитатели моря МОСКВА «ВАКО» 2017 УДК 74.100.5 ББК 92я92 О15 Для дошкольного и младшего школьного возраста. О15 Обитатели моря. М.: ВАКО, 2017. 24 с.: ил. (Мои первые вопросы и ответы). ISBN 978-5-408-02832-0

Пояснительная записка. Воспитание экологической культуры долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимые его результаты. Понимание

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР к учебнику А.А. Плешакова (М.: Просвещение) 2-е издание, переработанное 2 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 373.167.1:502 ББК 74.262 К64 К64 Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир: 2 класс

3 7 лет Кошки МОСКВА «ВАКО» 2017 УДК 74.100.5 ББК 92я92 К76 Для дошкольного и младшего школьного возраста. К76 Кошки. М.: ВАКО, 2017. 24 с.: ил. (Мои первые вопросы и ответы). ISBN 978-5-408-02829-0 Дети

СООТВЕТСТВУЕТ ФГОС Е. А. УЛЬЕВА ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ВРЕМЕНА ГОДА ОСЕНЬ Тетрадь для занятий с детьми 5 6 лет МОСКВА ВАКО УДК 373 ББК 74.1 У51 Издание допущено к использованию в образовательном процессе на

А. В. АФОНИНА Е. Е. ИПАТОВА ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО МАТЕМАТИКЕ К УМК А.Л. Чекина (М.: Академкнига/Учебник) Перспективная начальная школа 2 класс МОСКВА «ВАКО» 2011 УДК 372.851 ББК 74.262.21 А94 А94 Афонина

Е. А. УЛЬЕВА ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ВРЕМЕНА ГОДА ЗИМА Тетрадь для занятий с детьми 4 5 лет МОСКВА ВАКО УДК 373 ББК 74.1 У51 Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа

Е. А. УЛЬЕВА ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ВРЕМЕНА ГОДА ЗИМА Тетрадь для занятий с детьми 2 3 лет МОСКВА ВАКО УДК 373 ББК 74.1 У51 Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа

Перспективный план по развитию экологической культуры в старшей группе для детей с задержкой психического развития Сентябрь 1. Знакомить детей с понятиями «природа», (живая и неживая природа). Что цветёт

ГЕОГРАФИЯ 6 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.8 ББК 74.26 К64 Рецензент методист ОМЦ Центрального окружного управления образования г. Москвы В.Л. Марков. К64 Контрольно-измерительные материалы. География: 6

Парциальная программа «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» С.Н. Николаевой Комплексно тематическое планирование подготовительная группа Период Тема Цель Четвертая Комплектование группы, диагностика Цикл наблюдений и опытов с

МАТЕМАТИКА к учебнику Н.Я. Виленкина и др. (М.: Мнемозина) 5 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.851 ББК 74.262.21 К64 К64 Контрольно-измерительные материалы. Математика: 5 класс / Сост. Л.П. Попова. М.: ВАКО,

Режим дня должен соответствовать возрастным особенностям детей и способствовать их гармоничному развитию. Режим дня в холодный период в первой младшей группе Режимные моменты Время Прием детей, самостоятельная

Календарное планирование на 2017 2018 учебный год II младшая группа Месяц Проекты (по образовательным областям) Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Физическое развитие Социализация

ГЕОГРАФИЯ 7 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.8 ББК 74.26 К64 К64 Контрольно-измерительные материалы. География: 7 класс / Сост. Е.А. Жижина. М.: ВАКО, 2011. 112 с. (Контрольно-измерительные материалы). ISBN

Серия «Речевое развитие» Г.Е. Сычёва Родная речь Рабочая тетрадь по развитию речи в средней группе детского сада ББК 74.102 C 95 Сычёва Г.Е. C 95 Родная речь. Рабочая тетрадь по развитию речи в средней

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Сузунского района «Сузунский детский сад 5» «Зима» Тематическое планирование на 2016 2017 учебный год Первая группа раннего возраста Адаптация

Е. Е. ИПАТОВА А. В. АФОНИНА ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО МАТЕМАТИКЕ К УМК А.Л. Чекина (М.: Академкнига/Учебник) Перспективная начальная школа 1 класс МОСКВА «ВАКО» 2011 УДК 372.851 ББК 74.262.21 И76 И76 Ипатова

Е. А. УЛЬЕВА ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ РАСКРАШИВАНИЕ, ЛЕПКА, АППЛИКАЦИЯ Тетрадь для занятий с детьми 2 3 лет Издание четвёртое МОСКВА «ВАКО» 2018 УДК 373 ББК 74.1 У51 0+ У51 Ульева Е.А. Творческие задания. Раскрашивание,

Т. Ю. ЦЕЛОУСОВА ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» К УМК О.Н. Федотовой (М.: Академкнига/Учебник) Перспективная начальная школа 1 класс МОСКВА «ВАКО» 2011 УДК 372.8 ББК 74.261 Ц34 Ц34 Целоусова

О реализуемых дополнительных образовательных программах Перечень дополнительных образовательных программ с указанием количества педагогов, работающих по ним Программы педагогов, работающих этой программе

Временной период Ведущая тема (для всех групп) Неделя Календарно-тематический план на 2016-2017 учебный год Вторая группа раннего возраста 01.09-04.09 «Друзья собираются I 1 Адаптационный Игрушки. Наша

3 7 лет Обезьяны МОСКВА «ВАКО» 2017 УДК 74.100.5 ББК 92я92 О13 Для дошкольного и младшего школьного возраста. О13 Обезьяны. М.: ВАКО, 2017. 24 с.: ил. (Мои первые вопросы и ответы). ISBN 978-5-408-02822-1

С. И. САБЕЛЬНИКОВА ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 1 4 классы МОСКВА «ВАКО» 2011 УДК 372.882 ББК 74.268.3 С12 С12 Сабельникова С.И. Проверочные работы по литературному чтению: 1 4 классы. М.:

«Познание. Формирование целостной картины мира» Пояснительная записка Программа по образовательной области "Познание. Формирование целостной картины мира расширение кругозора" составлена в рамках основной

Парциальная программа «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» С.Н. Николаевой Комплексно-тематическое планирование в старшей группе детского сада Период Тема Цель СЕНТЯБРЬ Первая неделя Комплектование группы, диагностика Определение

Е. А. УЛЬЕВА ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ВРЕМЕНА ГОДА ЗИМА Тетрадь для занятий с детьми 6 7 лет МОСКВА ВАКО УДК 373 ББК 74.1 У51 Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа

Муниципальное бюджетное учреждение детский сад 23 «Волжские капельки» городского округа Тольятти Проект по экологии с применением ИКТ для детей старшего дошкольного возраста «Лекарственные растения рядом

Н. Л. БАРСУКОВА ОТКРЫТЫЕ УРОКИ АЛГЕБРЫ 7 8 классы МОСКВА «ВАКО» 2010 УДК 372.851 ББК 74.262.21 Б26 Книга подготовлена совместно с ООО «Парус». Б26 Барсукова Н.Л. Открытые уроки алгебры: 7 8 классы. М.:

Комплексно-тематический план на 2017-2018 учебный год Ведущая тема (для всех групп) «Друзья собираются вместе» «Осень» Временной период 5 неделя Вторая группа раннего возраста 1 Адаптационный период Тема

РУССКИЙ ЯЗЫК 11 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.83 ББК 74.266.0 К64 Издание допущено к использованию в образовательном процессе в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 14.12.2009 729

3 7 лет Животные фермы МОСКВА «ВАКО» 2017 УДК 74.100.5 ББК 92я92 Ж27 Для дошкольного и младшего школьного возраста. Ж27 Животные фермы. М.: ВАКО, 2017. 24 с.: ил. (Мои первые вопросы и ответы). ISBN 978-5-408-02824-5

Пояснительная записка Предлагаемое комплексно-тематическое планирование рассматривается как примерное. Примерные темы (праздники, события, проекты) ориентированы на все направления развития ребёнка дошкольного

3 7 лет Дикие животные МОСКВА «ВАКО» 2017 УДК 74.100.5 ББК 92я92 Д45 Для дошкольного и младшего школьного возраста. Д45 Дикие животные. М.: ВАКО, 2017. 24 с.: ил. (Мои первые вопросы и ответы). ISBN 978-5-408-02837-5

3 7 лет Рептилии и амфибии МОСКВА «ВАКО» 2017 УДК 74.100.5 ББК 92я92 Р41 Для дошкольного и младшего школьного возраста. Р41 Рептилии и амфибии. М.: ВАКО, 2017. 24 с.: ил. (Мои первые вопросы и ответы).

Е. А. УЛЬЕВА ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ВРЕМЕНА ГОДА ЛЕТО Тетрадь для занятий с детьми 2 3 лет МОСКВА ВАКО УДК 373 ББК 74.1 У51 Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа

СООТВЕТСТВУЕТ ФГОС Е. А. УЛЬЕВА ИЗУЧАЕМ ВРЕМЕНА ГОДА ОСЕНЬ Тетрадь для занятий с детьми 3 4 лет МОСКВА ВАКО УДК 373 ББК 74.1 У51 Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании

Младший дошкольный возраст (34ч.) Цель: Формирование основ экологической компетентности через развитие познавательного интереса к природе, способности видеть красоту вокруг себя, желание любить и беречь

СООТВЕТСТВУЕТ ФГОС Е. А. УЛЬЕВА ИЗУЧАЕМ ВРЕМЕНА ГОДА ОСЕНЬ Тетрадь для занятий с детьми 2 3 лет МОСКВА ВАКО УДК 373 ББК 74.1 У51 Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании

Цель: Ознакомление дошкольников с живой и неживой природой, формирование начал экологической культуры. Задачи воспитания и обучения: 1. Уточнение, систематизация и углубление знаний о растениях, животных

СООТВЕТСТВУЕТ ФГОС А. В. ЦВЕТКОВ, К. Ю. ШАТОХИНА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ Тетрадь для занятий с детьми 3 4 лет МОСКВА ВАКО УДК 373.2 ББК 74.100.5 Ц27 0+ Издание допущено к использованию в образовательном

Приложение 3 Календарно-тематическое планирование II младшая группа СЕНТЯБРЬ 1. «Здравствуй, детский сад» 2. «Я и мои друзья» 3. «Мама, папа, я дружная семья» 4. «Я - человек» ОКТЯБРЬ 1. «Осень. Названия

Работа с кадрами 1 Знакомство педагогов с Указом Президента РФ и Указом Президента РБ об объявлении 2017 Годом экологии январь Заведующий 2 Составление плана работы по Заведующий январь «Году экологии

Е. А. УЛЬЕВА ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ВРЕМЕНА ГОДА ВЕСНА Тетрадь для занятий с детьми 3 4 лет МОСКВА ВАКО УДК 373 ББК 74.1 У51 Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа

Е. А. УЛЬЕВА ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ВРЕМЕНА ГОДА ВЕСНА Тетрадь для занятий с детьми 2 3 лет МОСКВА ВАКО УДК 373 ББК 74.1 У51 Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа

ФИЗИКА к учебникам 11 класс УДК 372.853 ББК 74.262.22 К64 К64 Контрольно-измерительные материалы. Физика: 11 класс / Сост. Н.И. Зорин. М.: ВАКО, 2011. 112 с. (Контрольно-измерительные материалы). ISBN

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ для комплекта «Школа России» Русский язык Математика Литературное чтение Окружающий мир Изобразительное искусство и художественный труд 1 4 классы МОСКВА «ВАКО»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Видновский художественно-технический лицей УТВЕРЖДЕНО Директором МБОУ Видновского художественно-технического лицея И.В.Николаевой «26» августа 2013г.

Согласовано: педагогическим советом протокол 1 от 02.09.2014 Утверждено: заведующий МБДОУ 74 Л.Н.Савченко приказ 122 от 02.09.2014 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по реализации программы «От рождения до школы» образовательная

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР Издание восьмое 1 класс МОСКВА «ВАКО» 2017 УДК 373.167.1:502 ББК 74.262 К65 Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки

Е. А. УЛЬЕВА ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ВРЕМЕНА ГОДА ЗИМА Тетрадь для занятий с детьми 3 4 лет МОСКВА ВАКО УДК 373 ББК 74.1 У51 Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа

3 7 лет Транспорт МОСКВА «ВАКО» 2017 УДК 74.100.5 ББК 92я92 Т65 Для дошкольного и младшего школьного возраста. Т65 Транспорт. М.: ВАКО, 2017. 24 с.: ил. (Мои первые вопросы и ответы). ISBN 978-5-408-02836-8

Е. А. УЛЬЕВА ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ВРЕМЕНА ГОДА ВЕСНА Тетрадь для занятий с детьми 4 5 лет МОСКВА ВАКО УДК 373 ББК 74.1 У51 Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад 8 комбинированного вида «Земляничка» Принят на педагогическом совете Протокол От августа 2015 года Утверждаю

Программное содержание:

Создать целостное представление о воде как о природном явлении, о ее значении в природе и в жизни человека;

Учить детей правильно отвечать на вопросы;

Расширить знания о животных, обитающих в воде;

Развивать связную, диалогическую речь, подбирая определения, глаголы, грамматический строй речи, правильно согласовывая существительные и прилагательные;

Обогащать словарный запас словами: лаборатория, фильтр, развивать воображение, фантазию.

Материал:

- “волшебная палочка”, указка;

Учебная картина на тему “Кому нужна вода” (Рисунок 1)

Дидактическая игра “Удивительный круг” с набором картинок (Рисунок 2)

Уголок экспериментирования (Рисунок 3)

- “экран настроения” (Рисунок 4)

Магнитофон, аудиозапись “Звуки воды” (Приложение 1)

Телевизор, видеозапись “Обращение грязной воды к детям” (Приложение 2),

“Обращение чистой воды к детям” (Приложение 3)

Стаканчики с грязной и чистой водой (20 штук), марля, вата, салфетки;

Предварительная работа:

Беседа на тему “Вода в природе и жизни человека”;

Рассматривание иллюстраций, наблюдения в природе;

Чтение произведений художественной литературы: Н. Рыжова “Волшебная вода”, А. Введенский “Песенка о дожде”, Н. Заболоцкий “На реке”, К. Чуковский “Федорино горе”, “Мойдодыр”;

Сочинение сказки “Веселые капельки”;

Разучивание потешек, отгадывание загадок;

Дидактические игры “Волшебный зонт”, “Времена года”, “Собери картинку” и др.;

Экспериментирование с водой.

Ход занятия

Воспитатель (В.) – Ребята, сегодня мы отправимся в удивительный мир знаний. Узнаем много нового и интересного. Делать это мы будем с нашим Знайкой, который приготовил для нас задания, они лежат в этом замечательном сундучке. У Знайки есть волшебная лаборатория, где происходят чудеса с водой, песком, воздухом. Чудеса – дело непростое, чудеса делают волшебники. А вы хотите стать волшебниками? Становитесь в круг. Я возьму “волшебную палочку”, буду говорить слова, а вы выполните то, о чем я говорю.

Чики – чики – чикалочка,

Вокруг себя повернитесь,
В волшебников превратитесь.

(Дети выполняют)

Воспитатель дотрагивается палочкой до каждого ребенка.

Закончилась наша игра – превращалочка. Теперь вы волшебники!

В. Надевает каждому ребенку на шею медаль с изображением волшебника.

В.: Присядьте на коврик, пришло время выполнить первое задание Знайки. Воспитатель из сундука вынимает конверт и читает письмо:

“Дорогие ребята, прошу вас прослушать эту кассету и определить, что за звуки вы услышали”.

В. включает аудиозапись “Звуки воды”. Дети слушают и определяют.

В.: Молодцы! Сегодня мы будем говорить о воде, кому и зачем она нужна. Послушайте стихотворение “Волшебная вода”:

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае,
Мы ее не замечаем.
Без нее нам не умыться,
Не поесть и не напиться,
Смею вам я доложить,
Без нее нам не прожить!

Вы согласны, что без воды нам с вами обойтись просто нельзя. А Знайка приготовил нам интересное задание.

Воспитатель достает из сундучка конверт, читает задание:

“Дорогие ребята, с первым заданием вы справились, правильно догадались, что на аудиокассете были звуки воды. А сейчас вы должны рассказать, кому нужна вода и почему без нее нельзя прожить”.

В. подводит детей к наглядному пособию “Кому нужна вода”. Дети по очереди рассказывают о том, что вода нужна человеку, птицам, животным, насекомым…

В. задает наводящие вопросы.

В.: Настало время для третьего задания. Посмотрим, что на этот раз приготовил нам наш Знайка.

В. достает конверт, читает:

“- Ребята, вы правильно рассказали, кому нужна вода. А сейчас предлагаю вам игру “Удивительный круг”. Разместите картинки так, чтобы стало понятно, кто живет в воде”. (Дети подходят к столу, садятся, выбирают нужные картинки и крепят)

Краткая беседа: в воде живут рыбы, морская звезда, морской конек, рак, дельфин.)

В.: Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием Знайки. А сейчас я вам предлагаю отдохнуть. Все выходим на физкультминутку.

Физкультминутка:

Как приятно в речке плавать! (плавательные движения)

Берег слева, берег справа (повороты влево и вправо)

Речка лентой впереди (потягивание – руки вперед)

Сверху мостик – погляди. (Потягивание – руки вверх)

Чтобы плыть еще скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками,
Кто угонится за нами? (Плавательные движения)

А теперь пора уж, братцы,
Всем нам к Знайке возвращаться. (Ходьба на месте)

В.: Теперь посмотрим, остались ли еще в сундучке задания от Знайки. (Достает конверт, читает):

“Дорогие ребята, предлагаю вашему вниманию видеописьмо. Посмотрите на экран телевизора”. (На экране сюжет: вода просит детей о помощи – сделать ее вновь чистой).

В.: Настало время делать чудеса. Вам надо очистить воду. Из грязной превратить в чистую. Если мы это сделаем, то докажем, что мы – настоящие волшебники. Хочу напомнить, что люди не всегда ведут себя правильно в природе – загрязняют воду в реках, озерах, тем самым наносят вред не только природе, но и своему здоровью.

Воспитатель проводит детей в лабораторию. Садятся за столы, где стоят стаканы с грязной водой, вата, марля, пустой стакан на каждого ребенка.

В.: Как можно очистить воду?

(Ответы детей)

В.: Я вам помогу. Воду можно очистить через фильтр. (Дети повторяют слово фильтр) У нас это вода и марля. Вместе с детьми проводит очистку через фильтр (вату, марлю). (Во время опыта звучит мелодия воды)

В.: Покажите свои стаканчики, посмотрим, очистилась ли вода?

Чистая вода получена. Всю воду в мире нельзя так очистить, как это сделали мы сейчас, поэтому необходимо вести себя так, чтобы ее не загрязнять. Надеюсь, когда вы вырастите, будете правильно вести себя в природе и научите этому других.

Возьмитесь за руки, обнимите друг друга, улыбнитесь друг другу. Вы доказали, что настоящие волшебники, все задания Знайки выполнили. Теперь нам снова пора стать ребятами. В. берет волшебную палочку и говорит:

Чики – чики – чикалочка,
Помоги мне, волшебная палочка,
Вокруг себя повернитесь,
В ребят снова превратитесь.

Итог: В. – Чем вы сегодня занимались?

Что вам понравилось?

Дети отражают свои впечатления по “экрану настроения”. Воспитатель дает оценку, отмечая каждого ребенка.

В.: До свидания, до скорой встречи!

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.

Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду.

Цель программы:

Формирование положительного отношения к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну) , а значит, бережно распоряжаться её богатствами.

Задачи программы:

  1. Формирование основ экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;
  2. Формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни человека;
  3. Воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;
  4. Развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
  5. Охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни

Примерное тематическое планирование

«Вот и осень подоспела»

Список используемой литературы:

  1. Л.А. Обухова, А.В. Кочергина, Л.Г. Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» Москва «Вако» 2005г.
  2. С.Н. Николаева «Юный эколог» Система работы в старшей группе детского сада. Москва. Мозайка-Синтез, 2010г.
  3. Л.Н. Тимофеева «Ребенок и окружающий мир» С.-Петербург, Детство-Пресс, 2011г.
  4. О.Н. Масленникова, А.А. Филипенко «Экологические проекты в детском саду» , Волгоград, Издательство «Учитель» , 2011г.
  5. О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой старшая группа» Издательство Мозаика Синтез, 2012г.
  6. Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению детей 4-7 лет с окружающим миром» ФГТ Издательство Мозаика Синтез, 2012г.
  7. С.Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду» Москва «Просвещение 2000»
  8. Н.В. Елкина, О.В. Мариничева «Учим детей наблюдать и рассказывать» популярное пособие для родителей и педагогов Ярославль, «Академия развития» , 1997г.
  9. С.Е. Шукшина «Я и мое тело» Программа занятий и упражнений, дидактические игры, Москва. Школьная пресса, 2009г.
  10. Т.И. Подрезова «Материал к занятиям «Времена года» «Лес» «Грибы» . Москва. Айрис Пресс, 2008г.

Литература для чтения детям:

  1. С.Козлов «Сосновая шишка»
  2. Я. Аким «Зайчик»
  3. И.Бунин «Листопад»
  4. Н.Сладков «Эхо» , «Кто как спит» , «Под снегом» , «Почему ноябрь пегий»
  5. Л.Толстой «деревья дышат»
  6. А.Ремизов «Хлебный голос»
  7. И.Соколов-Микитов «Листопадничек»
  8. В.Бианки «Прячутся…»
  1. Н.Сладков «Жалобы на сугробе» , «Столовая прорубь» , «Птичьи столовые» , «Суд над декабрем»
  2. Л.Толстой «Зайцы»
  3. И.Полуянов «Шепот снегов»
  4. А.Пушкин «Идет волшебница зима»
  5. Н.Некрасов «Мороз воевода»
  6. Г.Скребицкий «Четыре художника»
  1. Н.Сладков «лесной календарь» «Воробьишкина весна» «Весенние радости» «Медвежья горка»
  2. А.Плешеев «Весна»
  3. В.Степанков «Чудеса весны»
  4. Р.н сказка «Снегурочка»
  5. Э.Шим «Солнечная капель»
  6. Г.Скребицкий «На лесной опушке весна»
  1. К.Бальмонд «Камарики-макарики»
  2. Я. Аким «Веселое лето»
  3. Н.Сладов «Сорока воровка» «Хитрый одуванчик» «Бежал ежик по дорожке» «Все хотят петь»
  4. Л.Толстой «Как мальчик рассказывал про то как его в лесу застала гроза» Быль, «Черепаха»
  5. М.Глинская «Хлеб»

Диагностика по экологическому воспитанию детей старшая группа.

Характерные особенности времён года.

Задание «Осень» .

Цель: выяснить знания детей о временах года – осень. О характерных признаках этого времени года.

Материал: картины с изображением осенней природы, овощей, фруктов, животных, растений, птиц.

Контрольные вопросы:

  1. Какие приметы осени тебе известны?
  2. Что человек убирает осенью с полей, огорода?
  3. Почему осенью становиться меньше насекомых?
  4. Как животные готовятся к зиме?
  5. Куда улетают птицы осенью?
  6. Что происходит с растениями осенью?

Критерии оценки:

говорящего – 3 балла.

наводящих вопросов – 2 балла.

Задание «Зима» .

Цель: выяснить знания детей о характерных особенностях зимы.

Материал: картинки зимней природы, новогоднего праздника. Картинки медведь в берлоге, заяц на снегу.

Контрольные вопросы:

  1. Какая погода зимой?
  2. Что происходит с растениями зимой, почему на деревьях нет листочков.
  3. Что зимой делают звери? Почему уснул медведь?
  4. Почему стало меньше птиц?
  5. Каким трудом занимается человек на улице? Чем ты занимаешься на прогулке?
  6. Какой праздник отмечают зимой?

Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.

Критерии оценки:

4. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

говорящего – 3 балла.

5. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

наводящих вопросов – 2 балла.

6. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 15 – 18 баллов.

Средний уровень – 12 – 14 баллов.

Низкий уровень – 6 – 9 баллов.

Задание «Весна» .

Цель: выяснить знания детей о весне и её характерных признаках.

Материал: картинки весенней природы, животных, растений, птиц.

  1. Какие приметы весны тебе известны?
  2. Как изменяется погода весной?
  3. Почему стали возвращаться птицы?
  4. Какие изменения происходят с растениями весной?
  5. Какие заботы появились у птиц с наступлением весны?
  6. Что делают животные с приходом весны?

Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.

Критерии оценки:

1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

говорящего – 3 балла.

2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

наводящих вопросов – 2 балла.

3. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 15 – 18 баллов.

Средний уровень – 12 – 14 баллов.

Низкий уровень – 6 – 9 баллов.

Задание «Лето» .

Цель: выяснить различают ли дети времена года, знают приметы лета, узнают его на картинке.

Материал: картинки с летней природой, птицами, животными.

  1. Опиши, какое время года ты видишь на картинке?
  2. По каким приметам ты узнал, что это лето?
  3. Чем занимаются люди в саду, на огороде летом?
  4. Что делают животные летом?
  5. Чем занимаются птицы?
  6. Что ты любишь делать летом?

Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.

Критерии оценки:

1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

говорящего – 3 балла.

2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

наводящих вопросов – 2 балла.

3. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 15 – 18 баллов.

Средний уровень – 12 – 14 баллов.

Низкий уровень – 6 – 9 баллов

Живая природа.

Задание «Растительный мир» .

Цель: выяснить знания детей о многообразии растительного мира, умеют ли различать растения, знают органы растения и их функции.

Материал: картины природы, разных растений, картинки со стадиями роста и развития растений, муляжи фруктов и овощей.

  1. Относятся ли растения к живым организмам? Как это определить?
  2. Чем дерево отличается от кустарника?
  3. Название, каких деревьев ты знаешь, покажи их на картинке.
  4. Как растения приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?
  5. Где можно встретить растения, как они приспосабливаются к разным условиям жизни?
  6. Назови и покажи на картинке органы растения, для чего они необходимы.
  7. Назови и покажи на картинке стадии роста и развития гороха.
  8. Почему нужно беречь природу? Как человек использует растения в своей жизни?
  9. Разбери картинки по группам: овощи и фрукты. Назови их. Чем они полезны?
  10. Посмотри на картинки и разбери их по группам: деревья, кустарники, травы.

Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.

Критерии оценки:

1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

говорящего – 3 балла.

2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

наводящих вопросов – 2 балла.

3. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Задание «Животный мир» .

Цель: выяснить знания детей о животном мире.

Материал: картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомых.

  1. Назови, каких домашних животных ты знаешь. Почему они так называются?
  2. Каких зверей можно встретить в лесу? Почему их называют дикими?
  3. Как животные приспосабливаются к сезонным изменениям в природе?
  4. Каких животных живущих в воде ты знаешь? Почему рыбы могут жить только в воде?
  5. Какие животные живут в почве?
  6. Каких насекомых ты знаешь? Покажи их на картинке.
  7. Относятся ли животные к живым организмам?
  8. Разложи правильно картинки со стадиями роста и развития курицы.
  9. Почему нужно охранять исчезающих животных? Что такое «красная книга» .
  10. Каких домашних и диких птиц ты знаешь? Покажи их на картинке и назови правильно.

Инструкция к проведению: Проводится беседа с использованием картинок.

Критерии оценки:

1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл

говорящего – 3 балла.

2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью

наводящих вопросов – 2 балла.

3. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.

Высокий уровень – 25 – 30 баллов.

Средний уровень – 20 – 24 баллов.

Низкий уровень – 10 – 15 баллов.

Показатели валеологического воспитания и обучения детей старшей группы:

Объём валеологических знаний детей 5-6 лет

Познавательная сфера:

– Иметь первичные представления о некоторых внутренних органах (коже, желудке, крови, кишечнике, лёгких, мозге) ; их местонахождение и основные функции;

– Знать условия, в которых человек может быть здоровым;

– Гигиена органов чувств, зубов, кожи, осанки;

– Уметь отличать здорового человека от больного, молодого от старого по внешним признакам и проявлениям поведения;

– Иметь элементарные представления о своем рождении;

– Сознавать роль матери, отца, семьи у здорового ребёнка.

– Понимать важность: режима дня, питания, овладение культурно-гигиеническими навыками, практическими умениями закаливания, умения правильно двигаться, выполнять разные гимнастические упражнения для укрепления своего здоровья;

  • Пользоваться правилами безопасности в процессе выполнения движений, прогулок по улицам, при переходе дороги и т.п.

– Использовать знания о некоторых признаках детских болезней, с целью предупреждения заболеваний;

– Знать об отрицательном влиянии вредных привычек на здоровье;

– Значение тренировки мышц для здоровья человека;

– Роль двигательной активности для укрепления скелета и мышц;

– Необходимость обращаться ко взрослому в случае недомогания, болезни.

Социальная сфера:

– Понимать взаимосвязь человека и природы, использовать знания на практике;

– Регулировать свой образ жизни и состояние здоровья в зависимости от времени года, погодных условий; выполнять правила поведения на природе и в общественных местах;

– Уважительно относиться к своим родителям и родственникам;

Нравственная сфера:

– Проявлять чуткость к старым больным людям, желание им в чём-то помочь;

– Не волновать родителей, воспитателей и других людей своим отрицательным поведением;

– Соблюдать правила этического поведения при общении со взрослыми, детьми разного пола, уважать их;

Данный тематический раздел обобщает опыт дошкольных педагогов в области экологического воспитания детей. Здесь Вы найдёте большое количество опробованных на практике конспектов и сценариев занятий, развлечений, игр, виртуальных путешествий экологической направленности. Они помогут закрепить и уточнить знания детей об окружающей среде, внушить им осознанное, бережное отношение к природным богатствам. В наших силах воспитать новое поколение, культурное и высоконравственное по отношению к родной природе. Поколение людей, которые будут жить в согласии с окружающим миром.

"Азбука экологии для детей" - в этом разделе есть всё для её изучения.

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:
  • Море, океан, подводный мир. Морские глубины и его обитатели

Показаны публикации 1-10 из 7009 .
Все разделы | Занятия по экологии. Конспекты занятий, НОД по экологическому воспитанию

Конспект занятия в подготовительной группе «Планета Земля» Пр. задачи : 1.Познакомить с глобусом и физической картой Земли. Обогатить словарь (планета, земная ось, Северный и Южный полюса, экватор. Объяснить на основе экспериментальной деятельности, что такое земное притяжение. 2.Развивать поисково-познавательные способности....

Конспект занятия по экологии «Волшебница - вода» во второй младшей группе Цель : Продолжать выявлять свойства воды – она без запаха, в воде растворяются некоторые вещества (при этом вода меняет цвет, запах, вкус) Задачи : Образовательные : Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера, в...

Занятия по экологии. Конспекты занятий, НОД по экологическому воспитанию - Конспект НОД в первой младшей группе по экологическому воспитанию «Берегите природу»

Публикация «Конспект НОД в первой младшей группе по экологическому воспитанию...» Цель: дать детям первоначальное понятие по экологии Задачи: Образовательная: -учить детей четко, ясно, громко отвечать на вопросы; -при помощи картинок произносить знакомые слова, обозначающие предмет, его назначение; -обобщать знания детей о диких животных, птицах; - закрепить...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

«Дикие животные». Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста «Дикие животные» Конспект составлен воспитателем Бреховой Е.С. Цель: расширять представления детей о диких животных. Задачи: закреплять названия диких животных и их детенышей, продолжать формировать...


"Эти удивительные и загадочные кристаллы" (занятие из кружковой деятельности: "Лаборатория неживой природы") Программное содержание: - уточнить представления детей о свойствах воды, вспомнить вещества которые растворяются в воде, закрепить умение детей фильтровать воду при...

Конспект НОД по экологическому и художественно-эстетическому развитию «Птичка прилетела» Цель: Формировать элементарные представления о птицах. Воспитывать доброжелательное отношение к ним. Закреплять умение отщипывать небольшие кусочки пластилина от целого куска, раскатывать его между ладонями круговыми движениями. Задачи: Продолжать развивать интерес к природе;...

Занятия по экологии. Конспекты занятий, НОД по экологическому воспитанию - Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Вода - чудесный дар природы»

«Вода – чудесный дар природы» Цель: Обобщить знания детей о воде: состояниях и свойствах воды, о круговороте воды в природе, ее значение в жизни человека растений и животных. Задачи: Образовательные: Учить детей проводить несложные опыты с водой. Расширить знания детей о...

1. Образовательные задачи:
— расширять знания о лесе и его обитателях;
— закреплять правила поведения на природе.
2. Развивающие задачи:
— развивать речь, внимание, умение анализировать вопросы и загадки;
— развивать умение давать полный содержательный ответ на вопросы.
3. Воспитательные задачи:
— воспитывать эстетический вкус, познавательный интерес;
— воспитывать бережное отношение к природе.
Демонстрационный материал:
— картины с изображением птиц, зверей, деревьев, насекомых, контуры цветов, поляна-ватман;
— картинки с изображением листьев деревьев;
— аудиозапись голосов птиц;
— карточки с изображением следов животных;
— «чудесный мешочек»;
— обруч гимнастический.

Ход занятия

I. Вводная часть.
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по лесу, где проверим, как вы знаете лес и его обитателей.

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре?
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится:
Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты ведь знаешь — мы свои! (С.Погорельский)

II. Основная часть.

1. Правила поведения в лесу.
Воспитатель:
Мы в лесу. Повторим правила поведения в лесу.

Дети рассказывают:
1. Мне по нраву только тот,
Мир лесной кто бережёт.

2. Тот, кто веток не ломает,
Тот, кто птичку не спугнет.

3. Мухомор сшибать не станет
И костер не разведет.

4. Кто всегда, всегда в лесу
Уважает тишину.

2. Деревья в лесу.
Воспитатель:
Лес наш необычный, он волшебный — в нем растут загадки, а это еще интересней. Как вы думаете, что такое лес?
Дети отвечают.

Воспитатель: С помощью загадок мы выясним, какие деревья растут в нашем лесу.

Прямо в небо рвутся, ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки.
(Ели)

Не береза, не рябина –
В тишине стоит она.
Но лишь ветер пробежит,
Вся листва на ней дрожит.
(Осина)

Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет:
Листья – звезды яркие,
Золотые, жаркие. (Клен)

Русская красавица
Стоит на полянке,
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.
(Береза)

Он качает пышной кроной,
Шелестит листвой зеленой.
Погляди, среди ветвей,
Сколько зреет желудей.
(Дуб)

Воспитатель: Предлагаю вам игру «С какого дерева листочек»

Ход игры. Дети по очереди достают из «чудесного мешочка» картинки с изображением листочка. Ребенок должен назвать, с какого дерева упал листочек.

Воспитатель: Молодцы, правильно назвали все деревья, с которых упали листочки. Мы отправляемся дальше путешествовать по нашему волшебному лесу.

3. Поговорим о птицах.

Воспитатель: Каких птиц вы услышали? Какие бывают птицы? А что значит – перелетные?
Дети отвечают.

Воспитатель: Я предлагаю вам загадки о птицах.

Жить чужим птенцам мешают,
А своих они бросают.
И в лесу возле опушки
Счет годам ведут… (кукушки)

Эта птица желтого цвета,
Ярким солнцем она согрета,
Песнь красива ее и долга –
Флейтой свищет в лесу… (иволга)

Угадайте, что за птица,
Света яркого боится,
Клюв – крючком, глаза – пятачком,
Ушастая голова, это… (сова)

Воспитатель: Отгадали все загадки. Умеете по голосу узнать птицу. Предлагаю игру «Совушка».

Ход игры. Обруч лежит на полу. Это «гнездо совы». В него становится ребенок, избранный «совушкой». Остальные дети «мотыльки» и «жучки».

Они становятся на другой стороне площадки, середина которой свободна.

На слова воспитателя «День начинается, все просыпаются» «мотыльки » и «жучки» начинают бегать по площадке, приседать, будто собирают пыльцу с цветов.

На слова воспитателя «Ночь наступает, все засыпают» дети замирают в любой позе. «Совушка» в это время тихо вылетает на охоту – ходит, медленно размахивая руками, забирает «мотыльков» и «жучков», которые пошевелились. Отводит их в свое «гнездо». «Совушка » ловит до тех пор, пока воспитатель не скажет «День начинается, все просыпаются». Тогда она возвращается к своему «гнезду», «мотыльки» и «жучки» начинают летать. «Совушка» выходит на охоту два-три раза. Потом выбирают нового ведущего, и игра повторяется.

4. Зверей узнаем по следам.
Воспитатель:
Не только птицы живут в нашем лесу. А кто еще же прячется от нас в лесной глуши? Узнать поможет игра «Чьи следы?»

Ход игры. Дети по очереди достают из «чудесного мешочка» картинки с изображением следов животного и отвечают, кому они принадлежат. (Заяц, белка, ёж, лось)

Воспитатель: Вспомните загадки о том животном, чей след угадали.
Дети рассказывают загадки.

У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
(Заяц)

Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом.
(Белка)

На спине его иголки
Удивительно как колки,
Их руками не возьмешь,
Потому что это… (ёж)

Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко
Рога раскинув широко.
(Лось)

Воспитатель: По следам отгадали животных. Загадки о них знаете. Пусть звери спокойно живут в лесу.

5. Цветочная поляна.
Воспитатель:
Продолжаем наше путешествие по волшебному лесу. Мы вышли на поляну, но на ней нет цветов. Как здесь скучно и уныло. Надо посадить цветы. Помогут нам в этом загадки. Перед вами «поляна». Поможем украсить её цветами. (Ватман с нарисованными на нем стеблями и листьями цветов. Отгадывая загадку ребенок к стебельку прикрепляет цветок-отгадку)

В майский день в тени лесной
Он раскрыл цветочек свой
Яркий и душистый,
Бело-серебристый. (Ландыш)

В беленьких платьицах,
Жёлтые глазки…
Ты назовёшь их
Без всякой подсказки.
(Ромашки)

С синевою неба дружат
Эти милые цветы.
Я их знаю, знает Ксюша,
Ну, а знаешь ли их ты?
(Незабудки)

Дети берут цветы-отгадки и «сажают» на полянку-ватман.

Воспитатель: Полюбуйтесь красивой полянкой. Нравится вам в лесу?

6. Шестиногие малыши.
Воспитатель:
Если мы отгадаем загадки, то узнаем, какие насекомые живут в лесу.

С ветки на тропинку,
С травки на былинку
Прыгает пружинка –
Зеленая спинка.
(Кузнечик)

Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
(Стрекоза)

Много мастеров
Срубили избу без углов.
(Муравьи)

Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет.
(Бабочка)

Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой.
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
(Пчела)

III. Заключительная часть.

1. Главный человек в лесу.
Воспитатель:
Кто следит за порядком в лесу, а если нужно, помогает всем его обитателям?

Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели,
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под звон и гомон птичий
Охраняет — кто? (Лесничий)

Воспитатель: Да, ребята, лесничий (егерь) главный человек в лесу. В чем заключается работа лесничего?
Дети отвечают.

Воспитатель обобщает ответы детей:
— Лесничий руководит посадкой нового леса, оберегает лес от насекомых-вредителей, от пожара и людей, которые без разрешения рубят деревья и стреляют зверей. Лес поделён на участки. За каждый участок отвечает лесничий.

2. Подведение итогов.
Воспитатель:
Наше путешествие подошло к концу. Кого вы встретили, путешествуя по лесу?
Дети отвечают.

Воспитател ь:

Лес дремучий, до свиданья!
Мы дружить с тобою рады,
Добрый лес, могучий лес
Полон сказок и чудес!